ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 7
1.1 Педагогический контроль и методы контроля знаний. Тестирование как
форма контроля. Методика разработки тестов 7
1.2 Основные модели систем тестирования. Основные характеристики
тестов 10
1.3 Теоретические аспекты разработки тестов. Классификация тестовых
заданий 13
1.4 Анализ степени информатизации ГБПОУ КК ТГМТ и обоснование необходимости разработки системы автоматизированного тестирования . 19
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 23
2.1 Анализ вариантов использования и потоки событий 23
2.2 Проектирование диаграммы классов 35
2.3 Проектирование базы данных 39
2.4 Проектирование графического пользовательского интерфейса 45
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 49
3.1 Руководство пользователя 49
3.2 Руководство администратора 55
3.3 Результаты тестирования созданного программного продукта 55
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 58
4.1 Оценка трудоемкости разработки программного продукта 58
4.2 Расчет показателей экономической эффективности внедрения программного продукта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Одним из важнейших компонентов учебного процесса является систематический, хорошо организованный контроль качественного уровня знаний студентов. Формы проверки знаний могут быть самыми различными, например: устный опрос, контрольные работы, рефераты, курсовые работы, семинары. Перечисленные методы диагностирования успеваемости студентов имеют определенные недостатки: при проверке знаний большого числа студентов, наблюдается загруженность преподавателя работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать, возможная небеспристрастность и списывание. Это искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно оценивать качество своей педагогической работы. На современном этапе при оценке знаний студентов перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы обучения и контроля, как тестирование. Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности, являясь оперативной, рациональной и удобной формой аттестации студентов.
Качество подготовки студентов во многом определяется качеством средств, используемых при обучении. В современной системе среднего образования возрастает роль информационных технологий, которые открывают новые возможности для повышения эффективности и качества подготовки студентов.
Актуальность работы связана с тем, что создание информационной образовательной среды системы образования предполагает наличие единых стандартов, форм, форматов данных, а также общей технологии взаимодействия всех структур и учреждений системы образования соответствующего уровня. Стратегической целью такого процесса является повышение эффективности функционирования структур и учреждений системы образования через внедрение ИКТ во все виды и формы образовательной деятельности, трансформацию на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей. Вопросы проектирования информационной среды и организации управления стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая образования.
Целью выпускной квалификационной работы является автоматизация процессов связанных с прохождением тестирования студентами.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- создание тестов и тестовых вопросов различных типов;
- хранение в базе данных результатов тестирование студентов;
- автоматизация процесса прохождения тестирования;
- создание отчетов по результатам тестирования.
Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 66 страницах машинописного текста, списка использованных источников из 27 наименований, 4 приложений на 7 страницах, содержит 41 рисунок и 20 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель и задачи, которые необходимо решить в рамках данной выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассмотрены и изучены основные понятия и виды тестирования, проведено исследование информационной системы ГБПОУ КК ТГМТ, приведены основания для разработки системы тестирования знаний.
Во второй главе выполнено проектирование ИС тестового контроля знаний студентов; составлена проектная документация, выполнена в соответствии с выбранным объектно-ориентированным подходом к проектированию декомпозиции системы на отдельные классы с применением case-средства Microsoft Visual Studio 2010 и языка UML; выполнено концептуальное, логическое и физическое проектирование БД, ее нормализация, создана логическая и физическая модель БД, выполнено проектирование графического интерфейса пользователя.
В третьей главе приведено руководство программиста, руководство пользователя, а также приведены результаты тестирования программного обеспечения.
В четвертой главе приводится технико-экономическое обоснование эффективности разработанного ПО, а также оценка трудоемкости разработки программного комплекса.
В выпускной квалификационной работе проведен сравнительный анализ существующих автоматизированных обучающих систем включающих в себя подсистемы контроля знаний. Показана необходимость исследования сетевых технологий для создания распределенных автоматизированных обучающих систем, обеспечивающих удаленный доступ к системе и объединение сетевых ресурсов для решения стоящих перед системой задач.
Сформулированы и решены задачи, возникающие при создании ИС тестового контроля знаний студентов средних учебных заведений.
Выполнено проектирование с применением объектно-ориентированного подхода программного обеспечения позволяющего создавать новые тесты, вопросы для тестов различных типов (единственный выбор ответа, множественный выбор ответа, сопоставление, числовой ответ, текстовый ответ), присваивать вопросам теста различные категории сложности.
Также разработанное ПО позволяет автоматизировать процессы связанные с проведением тестирования, что особенно актуально в связи с введением ЕГЭ в школах, широком использовании компьютерного тестирования повсеместно в средних учебных заведениях.
В целом разработанное ПО позволяет хранить в базе данных информацию обо все тестах, обо всех участниках тестирования и их результатах в процессе прохождения тестирования.
В выпускной квалификационной работе также выполнены расчеты экономического эффекта от внедрения ПО, рассчитаны себестоимость программного продукта и его цена, а также срок окупаемости ПО.
1. Аляев Ю., Козлов О. Алгоритмизация и моделирование информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 435 с.
2. Бойко В. В., Савинков В. М. Проектирование баз данных информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 351 с.
3. Боуман Д, Эмерсон С., Дарновски М. Практическое руководство по SQL. — Киев: Диалектика, 2012. — 321 с.
4. Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. — Киев: Диалектика, 2012. — 516 с.
5. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс — СПб: Гелиос АРВ, 2012. — 429 с.
6. Гилуа М. М. Множественная модель данных в информационных системах. — М.: Наука, 2011. — 243 с.
7. Голицына О. Л., Попов И. И. Основы моделирования
информационных систем: Учебное пособие. — М.: Форум: Инфра-М, 2013. — 593 с.
8. Грабер М. Введение в SQL. — М.: Лори, 2014. — 379 с.
9. Грабер М. Справочное руководство по SQL. — М.: Лори, 2013. — 291 с.
10. Грейди Буч. Объектно-ориентированный анализ и моделирования информационных систем с примерами приложений на C++ /Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Бином, 2011. — 632 с.
11. Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 320 с.
12. Дейт К. Введение в системы баз данных//6-издание. — Киев: Диалектика, 2012. — 784 с.
13. Джеймс Фокселл. Освой самостоятельно основы моделирования информационных систем за 24 часа. — М.: Вильямс, 2012. — 305 с.
14. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. — М.: Мир, 2011. — 252 с.
15. Диго С. М. Проектирование и использование баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 208 с.
16. Дэн Кларк. Основы моделирования информационных систем. — СПб.: Питер, 2014. — 317 с.
17. Емельянова Н. З., Партыка Т. Л., Попов И. И., Основы построения
автоматизированных информационных систем: учебное пособие. —
М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2012. — 291 с.
18. Зак Д. Моделирование информационных систем. — Киев: ВНУ; СПб.: Питер, 2011. — 291 с.
19. Злуф М. М. Query-by-Example: язык баз данных//СУБД. — 2011. — № 3. — С.149—160.
20. Кетков Ю., Кетков А. Практика моделирования информационных систем: Visual Basic, С++ Builder. — СПб.: BHV, 2012. — 572 с.
21. Кириллов В. В. Структурированный язык запросов (SQL). — СПб.: ИТМО, 2012. — 80 с.
22. Кузнецов С. Д. Введение в системы управления базами данных//СУБД. — 2011. — №1, 2, 3, 4. 2012. — №1, 2, 3, 4, 5.
23. Кузнецов С. Д. Стандарты языка реляционных баз данных SQL: краткий обзор//СУБД. — 2012. — №2. — С. 6—36.
24. Кузин. А. В., Демин В. М. Разработка БД в системе MS Access. — СПб.: Питер, 2013. — 473 с.
25. Пономарев В. Основы моделирования информационных систем: — Экспресс-курс. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 2012. — 356 с.
26. Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы моделирования
информационных систем. Учебник. — М.: Мастерство, 2011. — 483 с.
27. Соловьева М. Ф. Сетевые технологии. Учебник-практикум. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 476 с.