Введение 3
1.1.Основные факторы, влияющие на развитие специальной работоспособности спортсменов в тренировочном процессе 7
1.1. Механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам и их специфика в зависимости от характера двигательной деятельности 16
1.3 Функциональная диагностика спортсменов в тренировочном процессе 24
1.4.Использование показателей функциональной деятельности организма в управлении двигательным
режимом спортсменов 32
Глава 2. Методы и организация исследования 39
2.1. Характеристика методов исследования 39
2.2 Организация исследования 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Анализ результатов анкетирования тренеров 51
3.1. Результаты исследования двигательных способностей и психофизиологических показателей
спортсменов бобслеистов на различных этапах тренировочного процесса 60
3.2. Корреляционные взаимоотношения между исследуемыми показателями 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 73
Приложение 77
В настоящие время нет универсальных методов, позволяющих оценить все показатели оценки здоровья, функционального состояния и уровня тренированности спортсменов. Поэтому в управлении тренировочным процессом весьма важным является определение наиболее информативных показателей, характеризующих состояние двигательной и функциональной сфер жизнедеятельности организма спортсменов, занимающихся бобслеем.
Бобслей - вид спорта, требующий от спортсменов проявления практически всех двигательных качеств. Преимущественное значение для достижения специальной работоспособности имеет силовая и скоростносиловая подготовка, а также координация движений, необходимая не только для двигательной деятельности, но и в управлении спортивным снарядом.
Анализ научно-методической литературы по изучению особенностей влияния занятий бобслеем на психофизиологические показатели жизнедеятельности организма свидетельствует о недостаточном исследовании данного вопроса. В работах, посвященных изучению тренировочного процесса спортсменов-бобслеистов, отражаются лишь фрагментарные показатели влияния данного вида спорта на функциональное и психологическое состояние организма занимающихся.
В доступной нам литературе не удалось обнаружить работы, раскрывающие влияние занятий бобслеем на различные системы организма и использование показателей этого влияния на управление тренировочным процессом, направленным на развитие специальной работоспособности. В тоже время известно, что физическая работоспособность человека и уровни ее проявления зависят от согласованной деятельности всех систем организма и компенсаторных взаимосвязей, возникающих между системами и органами организма в сложные периоды его деятельности, например, процессе утомления. В связи с этим, чрезвычайно важно знать не только особенности напряжения систем организма в процессе спортивной тренировки при решении конкретных задач развития двигательных способностей, но и также проявления их взаимосвязи.
Именно это направление в спортивной тренировке бобслеистов недостаточно исследовано, что затрудняет разработку и использование в управлении развитием специальной работоспособности оптимальных подходов.
Оценивая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, в тоже время необходимо отметить, что некоторые вопросы развития специальной работоспособности бобслеистов рассмотрены в работах (авторы).
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформулировано следующее противоречие между:
• необходимостью спортивной практики в развитии специальной работоспособности спортсменов-бобслеистов и недостаточной степенью изученности проблемы развития данного качества с использованием комплексного подхода оценки состояния функциональной деятельности организма на различных этапах тренировочного процесса.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая формулируется следующим образом: использование показателей напряжения функциональных систем и особенностей их взаимосвязи в управлении процессом развития специальной работоспособности у спортсменов - бобслеистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся бобслеем.
Предмет исследования: комплексный подход в оценке специальной работоспособности спортсменов занимающихся бобслеем.
Цель исследования: определение ведущих показателей,
обеспечивающих эффективность развития специальной работоспособности в тренировочном процессе бобслеистов и установление их взаимосвязи на различных этапах тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическое состояние проблемы комплексного подхода в диагностике специальной работоспособности бобслеистов в тренировочном процессе.
...
Таким образом, проведенные нами исследования по комплексному подходу в оценке специальной работоспособности спортсменов занимающихся бобслеем свидетельствуют о том, что в процессе тренировки у спортсменов, занимающихся бобслеем, происходят изменения двигательных и функциональных показателей. Эти изменения определяются спецификой тренировочного процесса и зависят от особенностей использования в нем средств и методов. При этом следует отметить, что нам не удалось в процессе эксперимента установить конкретные закономерности взаимосвязи между двигательной системой и функциональной жизнедеятельностью организма.
Это выражается в том, что между показателями корреляционных взаимосвязей на начальном и заключительном этапе исследования в наших исследованиях не выявлено однозначных изменений. Это дает основание сформулировать следующие выводы:
. 1.Анализ научно-методической литературы по оценке влияния занятий бобслеем на развитие двигательных и психофизиологических качеств свидетельствует о том, что в этом направлении имеются лишь фрагментарные 70
исследования, касающихся отдельных двигательных качеств, либо психофизиологических показателей. В большей степени внимание исследователей направлено на развитие качественных сторон двигательной деятельности спортсменов, в основном скоростно-силовым способностям. В тоже время, следует отметить, что среди немногочисленных исследований в этом направлении нет единых подходов среди тренерского состава.
Практически в научно-методической литературе отсутствуют исследования по комплексному подходу оценки специальной работоспособности спортсменов-бобслеистов, что, на наш взгляд, отрицательно влияет на повышение эффективности тренировочного процесса в развитии как двигательных, так и психофизиологических качеств.
1. На основе комплексного подхода в исследовании оценки
жизнедеятельности организма спортсменов в процессе спортивной тренировки установлено, что между двигательными способностями и
психофизиологическими показателями занимающихся бобслеем нет линейной зависимости. С использование корреляционного анализа выявлено, что на разных этапах тренировочного процесса происходят значительные колебания величины значимости исследуемых показателей, которые претерпевают существенные изменения.
2. Полученные результаты исследования показывают, что занятия
бобслеем имеет свои специфические особенности, влияющие на изменения различных систем организма. Это удалось подтвердить нашими
исследованиями благодаря комплексной оценке показателей, обеспечивающих двигательные и функциональные свойства жизнедеятельности организма. Все это свидетельствует о сложных процессах, протекающих в организме при спортивной деятельности, указывает на особенности механизмов регуляции систем организма и их компенсаторных взаимосвязях, что необходимо учитывать в практике спортивной тренировки при развитии работоспособности спортсменов-бобслеистов, а также проведения дальнейших исследований в этом направлении.
1. Абрамов Д.А., Михалкин С.О. Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей // Материалы Всерос. конф. - 2006 г. - С. 25 - 27.
2. Акользин И.О. ЦИРКАДНЫЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf (дата обращения: 25.06.2018)
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов, 2008. - 303с.
4. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов, 2008. - 303с.
5. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М., “Наука”, 1978 г. - 399 с
6. Ахметов Р.А. Оценка эффективности тренировочных процессов на базе последовательного решения задач прогноза результативности спортсменов [Текст]/ Р.А. Ахметов. - Житомирский государственный университет, 2011. - 258 с
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с
8. Бровкина И.Л. Функциональные пробы в практике спортивной медицины и лечебной физкультуры: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003.Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988.
9. Волков Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности /В кн: Биохимия -М.: ФиС, 1986, с. 320-330,Фарфель B.C., Михайлов В.В. Максимальное потребление кислорода как показатель объема окислительных процессов и общей работоспособности организма. —В сб.: Кислородный режим организма и его регулирование. Киев: Наукова думка, 1966 - С. 254-260.
10. Заболотний. А.Г.Гармоничность развития кондиционных возможностей девушек // Наука. Образование. Молодежь. Материалы научной конференции молодых ученых АГУ. Майкоп. 2005 — С. 417-420, Юров ИА. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. - 2012. -№ 3. - С. 22-26
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009. - С.200, Рахматов А. А. Взаимосвязь показателей физической подготовленности у студенток нефизкультурных вузов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. Конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 183-185. Юров И.А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. - 2012. -№ 3. - С. 22-26
12. Гамза, Н.А. Основы врачебно - педагогических наблюдений / Н.А. Гамза. - Минск, 2004. - 46 с
13. Емельяненкова А.В. Психофизиология профессиональной деятельности. - Ульяновск: Венец, 2004
14. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции. //Человек. №3. -1998. С. 50-59.
15. Ильин Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 348 с
... всего 38 источников