ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ СТАРТАПОВ 7
1.1 Значение инновационных стартапов и формы их поддержки 7
1.2 Понятие Бизнес-инкубатора: зарубежный опыт 25
1.3 Бизнес-инкубаторы в России: анализ разных подходов 37
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА СТАРТАПОВ СТАДИИ PRE-SEED, SEED И РОЛЬ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДОЛИНЫ СМЕРТИ 51
2.1 Роль бизнес-инкубаторов на этапе «долины смерти» и стратегии стартапов, используемые
за рубежом 51
2.2 Анализ зарубежных исследований в финансировании ранних стартапов 58
2.3 Влияние российских бизнес-инкубаторов на развитие стартапа стадий pre-seed, seed 62
ГЛАВА 3 ПОСТРОЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СО СТАРТАПАМИ
ДЛЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ 65
3.1 Анализ мер поддержки, предоставляемых стартапам российскими
Бизнес-инкубаторами 65
3.2 Проведение эмпирического исследования на выявление потребностей стартапов в
нематериальной поддержке Бизнес-инкубатора «Ингрия» 71
3.3 Создание универсального алгоритма работы со стартапами для российских Бизнес -
инкубаторов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
В век технологий и искусственного интеллекта огромную роль в формировании инновационного потенциала стран играют стартапы. Актуальность развития поддержки инновационного бизнеса подкрепляется долгосрочной концепцией социально-экономического развития РФ. Развитие рынка стартапов служит основой трансформации российской экономики и повышения ее инновационного потенциала.
Курс на инновационное развитие России законодательно закреплен такими нормативно¬правовыми актами, как: Указ Президента РФ от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научно - технологического развития Российской Федерации», Федеральный закон от 23.08.1996 №127- ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 29.07.2017 №216-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об инновационных научно¬технических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
В понятие инфраструктуры для поддержки стартапов входит множество составляющих. Инновационная инфраструктура стартапов представляет собой совокупность разных по форме организаций, которые взаимодействуют между собой, оказывая поддержку стартапам, такие как: в частности, венчурные фонды, бизнес-акселераторы, бизнес-ангелы, технопарки, инвестиционные платформы и бизнес-инкубаторы .
Важную роль в поддержке стартапа на ранних этапах развития играют бизнес- инкубаторы. Бизнес-инкубаторы - это организации, которые оказывают поддержку начинающим предпринимателям . Бизнес-инкубаторы являются компетентными сотрудниками-консультантами между стартап-кадрами (люди/команды, которые придумали стартап, сами его довели до MVP и первых клиентов) и венчурными инвесторами .
Целью создания бизнес-инкубаторов является стимулирование новых стартапов, поддержка малого и среднего бизнеса и поддержание на жизнеспособном уровне в среднем в течение 3 лет . Бизнес-инкубаторы создают условия для развития проекта стартаперов:
аренда помещения на льготных условиях, консультации специалистов, финансовая поддержка, обучение сотрудников, помощь в кредитовании, привлечение инвесторов и др.
По данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов России в 2018 году функционировало 260 бизнес-инкубаторов. Из них — 151 работал в регионах, 91 был создан на базе университетов, 13 инкубаторов работало в кластерах, технопарках5. На 2022 год по данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов России более 500 бизнес- инкубаторов.
Указанные обстоятельства актуализируют тему ВКР и определяют цель работы и круг задач, подлежащих решению в рамках настоящего исследования.
Бизнес-инкубаторы являются важным инструментом поддержки стартапов и развития экономики в целом. В первой главе была представлена инновационная экосистема, в частности, стартапы и Бизнес-инкубаторы. Как было выявлено, цель и тип инкубатора определяют виды поддержки, которые он может предоставить. В России большинство инкубаторов являются государственными или университетскими, но появляются коммерческие и региональные инкубаторы. Зарубежные Бизнес-инкубаторы имеют более разнообразный спектр функций и типов, но в России также происходит расширение функционала Бизнес-инкубаторов и появляются новые типы инкубаторов.
Российские бизнес-инкубаторы, несмотря на свою важность для поддержки стартапов, могут улучшить свои услуги, используя зарубежный опыт. Для этого необходимо повышать качество работы сотрудников, сделать услуги более доступными и прозрачными, создать качественную сеть связей и расширить международные связи. Важным шагом будет улучшение управления бизнесом, организация сообщества резидентов и предоставление дополнительных услуг. Внедрение зарубежного опыта поможет повысить конкурентоспособность российских инкубаторов и привлечь больше клиентов и инвесторов.
Для улучшения качества услуг рекомендуется использовать зарубежный опыт по работе квалифицированных и опытных сотрудников, повышению доступности и эффективности предоставления услуг, введению прозрачности и открытости для резидентов. Создание качественной сети связей поможет резидентам в развитии бизнеса, а расширение международных связей - привлечь новых партнеров и инвесторов.
Улучшение управления бизнесом, в том числе применение методологий Agile, Scrum и Lean Startup, организация сообщества резидентов и предоставление дополнительных услуг, таких как консультации экспертов и обучение, помогут стартапам быстро прототипировать и тестировать свои идеи. Важно также организовать работу с инвесторами и партнерами, чтобы помочь стартапам привлечь необходимые ресурсы для развития своих проектов.
Для повышения конкурентоспособности российских инкубаторов необходимо использовать зарубежный опыт и привлекать новых клиентов и инвесторов. В связи с санкциями против России, можно искать новые партнерства в странах, не подверженных санкциям, общаться и создавать партнерские отношения с зарубежными компаниями через интернет-платформы, проводить онлайн-мероприятия и разрабатывать специализированные программы для российских стартапов.
Глава 2 подчеркивает важность бизнес-инкубаторов в поддержке стартапов на ранних этапах их развития, особенно в преодолении «долины смерти», когда стартапам трудно получить финансирование и достичь успеха на рынке. Бизнес-инкубаторы предоставляют стартапам доступ к экспертам, инвесторам, менторам и другим ресурсам, которые помогают им развиваться и расти. Инкубаторы также помогают стартапам улучшить ключевые факторы, влияющие на инвестирование, такие как соответствие продукта рынку, опыт основателя, наличие собственных и/или заемных средств, компетентная команда и конкурентоспособный продукт. Бизнес-инкубаторы также могут помочь стартапам получить доступ к финансированию, связям с инвесторами и финансовыми учреждениями, а также помочь в разработке бизнес-модели, управлении проектом и юридических вопросах. Исследования показывают, что ранние стартапы нуждаются в разнообразных источниках финансирования и поддержке в развитии бизнеса, а бизнес-инкубаторы являются одним из самых эффективных инструментов поддержки ранних стартапов.
1. «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 01.12.2016 №642
2. «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
3. «Об инновационных научно-технических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.07.2017 №216-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
4. Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р “Меморандум о
финансовой политике государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол №1 от 15.02.2006)
6. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р (ред. от 29.11.2014) О государственной программе” Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий”.
7. Постановление Росстата №104 от 20.12.2007 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса»
Книги
Байков Е.А., Евменов А.Д., Морщагина. Стратегический менеджмент: учебное пособие //
СПб: СПбГИКиТ, 2017. 271 с.
8. Кудина М. В., Сажина М. А. Инновационная экономика: научно-методическое пособие / под ред. М. В. Кудиной и М. А. Сажиной. - М.: ИНФРА-М, 2014. -304 с.
9. Поляков Н. А., Мотовилов О. В., Лукашов Н. В. Управление инновационными проектами: учебник и практикум для вузов - Москва: Издательство Юрайт, 2022.
Статьи в журналах
10. Баев С. А. Влияние инновационной инфраструктуры на развитие инновационной экономики // Инновации и инвестиции. №11. 2021. С 6.
11. Валиахметов И. Р., Курилова А. А., Курилов К. Ю. Разработка механизма финансирования российских инноваций в условиях санкций ЕС и США // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. №1. том 2. 2022. С 194.
12. Власова В. В., Гохберг Л. М. Результаты проекта “Оценка достижимости национальных целей и целевых показателей в сфере науки” тематического плана научно - исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ // Глобальный инновационный индекс. 2021.
13. Гаврилина Д. Н. Стратегический анализ международного опыта финансирования малых инновационных предприятий // Управленческое консультирование №8. 2022. С. 67-81.
14. Галиева Н. Г., Фуски Дэвид Л., Никульшин Б. В. Первоначальные результаты исследования в измерении эффективности деятельности бизнес-инкубаторов // International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 7. №1. 2019. С 79.
15. Егорова М.А. Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности// Актуальные проблемы российского права. №8 (129). 2021. С 76.
16. Исабекова О. А. Тенденции развития инновационных компаний на современном этапе // Московский экономический журнал №5. 2022. С. 123-130.