Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №170646

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность и содержание понятия самостоятельность. Критерии развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Трудовая деятельность как условие развития самостоятельности 15
Вывод по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Анализ результатов 32
2.3. Программа развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности 40
Вывод по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65

Одной из главных черт характера является самостоятельность, которая приобретает особый вес в условиях современной и перспективной социально - экономической ситуации. Развитие этого качества ведет к развитию личности дошкольника в целом.
Необходимо начинать работу по развитию активной, самостоятельной и творческой личности еще в раннем детском возрасте.
Важность формирования самостоятельности у детей, которые активно взаимодействуют со своим окружением, подчеркивается в нескольких исследованиях и документах, включая:
1. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что необходимо стимулировать детей к проявлению инициативы и самостоятельности, что содержит основные принципы формирования социально активной личности, а не просто социального индивида [18 ];
2. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также подчеркивается важность развития самостоятельности, инициативы и ответственности у ребенка как одну из ключевых целей [28].
Большую роль в изучении проблемы развития самостоятельности внесли такие исследователи, как: С.Л. Рубинштейн, М.А. Котова, А.С. Микерина, Г. Юсупова, А.Г. Хрипкова, Н.С. Кривова, И.А. Гурина, Г.Н. Година.
В 1930-80-х годах XX века отечественные ученые начали изучать трудовую деятельность. Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и другие педагоги считаются основателями методов развития трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста. В настоящее время специалисты в области образования анализируют значение труда в современном обществе с целью развития трудолюбия у детей и создания методов привлечения их к трудовой деятельности. Исследования включают работы ученых, таких как В.И. Демеуф, Л.В. Савина, Д.А. Шингаркина. [6].
Мы выбрали проблему изучения самостоятельности у детей 4-5 лет, так как отсутствует общепринятое определение самостоятельности в отечественной науке, неясности ее значения в структуре личности и отсутствия четких рекомендаций по ее развитию. Проблема развития самостоятельности у детей этого возраста до сих пор остается нерешенной в практике дошкольного образования.
Цель исследования направлена на выявление и обоснование условий, способствующих развитию самостоятельности детей в возрасте от 4 до 5 лет в процессе трудовой деятельности.
Объектом исследования является процесс развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности .
В ходе исследования ставились следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов развития самостоятельности детей 4-5 лет и описание процесса этого развития.
2. Описание характеристик детей среднего дошкольного возраста.
3. Анализ трудовой деятельности как фактора, способствующего развитию самостоятельности.
4. Выбор методов для проведения эмпирического исследования.
5. Оценка уровня развития самостоятельности детей 4-5 лет.
6. Разработка и осуществление программы развития самостоятельности детей 4-5 лет.
7. Анализ результатов исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самостоятельность — это важное качество, которое формируется у ребёнка в дошкольном возрасте. Оно помогает ему развиваться как личность и принимать решения. Этот процесс очень сложный и многосторонний, у каждого ребёнка он проходит по-своему. Необходимость эффективной организации различных типов трудовых активностей для детей данной возрастной группы подчеркивается в анализе литературы по педагогике. Включение самообслуживания, бытовых работ, ручного труда и работы с природными материалами в педагогический процесс дошкольных учреждений способствует развитию морального отношения к труду у детей и их заинтересованности в этой деятельности. Инициативность и самостоятельность детей стимулируются педагогами через индивидуализированное взаимодействие, что способствует их всестороннему развитию, учитывая их личные особенности и вовлекая их в значимые занятия.
Современные дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с проблемами в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста в сфере трудовой деятельности. Проведенное диагностическое исследование выявило различные уровни самостоятельности детей, в зависимости от форм организации труда, таких как выполнение поручений, участие в дежурствах и коллективная работа. Эти исследования указывают на трудности, с которыми сталкиваются педагоги при выборе методов и стратегий для стимулирования самостоятельности у детей в дошкольных учреждениях. Для эффективного развития самостоятельности у дошкольников в сфере трудовых процессов, педагогам рекомендуется:
- необходимо развивать у детей эмоциональную устойчивость и способность контролировать свою волю.
- важно обучать детей быть инициативными как в привычных, так и в новых ситуациях. содействовать усвоению детьми компетенций целеполагания, планирования деятельности, самостоятельного исполнения поручений и самоконтроля при осознанной оценке личных достижений.
- систематически вводить в диалог с детьми тематику самостоятельности.
- важно организовывать коллективные занятия для детей с использованием игровой деятельности в качестве основного метода.
- изучение актуальных психолого-педагогических и методических публикаций, посвященных развитию самостоятельности у детей, является ключевым аспектом.
- также необходимо поддерживать активное взаимодействие с родителями по данной теме.
- для привлечения детей к изучению литературных произведений, посвященных труду и самостоятельности, следует организовывать дискуссии, экскурсии и направленные прогулки.
- расширять спектр трудовых задач, учитывая уникальные черты каждого ребенка.
В ходе контрольного эксперимента было зафиксировано стойкое поведение детей при выполнении различных видов поручений без поиска взрослой поддержки. У дошкольников наблюдается заинтересованность в разнообразных видах дежурств. Во время коллективной работы отмечается рост активности, осознание последовательности действий и способность к планированию своего труда.
Дети стали более самостоятельными в трудовой деятельности, чувствовали себя увереннее при выполнении разных видов заданий, научились ставить цели, планировать свою работу и адекватно оценивать результат. Дети стали реже обращаться за помощью к взрослому. Дошкольники начали выполнять работу без спешки, работая добросовестно и усердно. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена.


1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2021. 338 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. СПб.: Изд. Михайлова В.Л., 2001. 191 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса воспитания. М.: Педагогика, 2018. 257 с.
4. Бабунова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. 208 с.
5. Баюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2021. 306 с.
6. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. 234 с.
7. Волков Б.С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.
8. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2018. 464 с.
9. Григорьева Е.С. Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 56-64.
10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 2007. 328 с.
11. Жуковский В.Г. Формирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование. 2015. № 3. С. 22-27.
12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 220 с.
13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
14. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2022. 144 с.
15. Канакова И.А. Формирование у детей самостоятельности в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 29-37....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ