Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170645

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФАКТОРОВ, УСЛОВИЙ, ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Самосознание и его структура 6
1.2. Формирование самосознания и самооценки у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития самосознания детей дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов 25
2.3. Реализация педагогических условий развития самосознания детей старшего дошкольного возраста 37
2.4. Анализ результатов проведенной работы 40
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

В дошкольном возраста у детей начинает формироваться и постепенно развиваться одна из наиболее сложных и многокомпонентных личностных характеристик - самосознание. Его развитие играет важную роль в формировании личности ребенка в целом, а точнее развитие у него способности к полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации [50].
Современные дети с рождения растут и развиваются в условиях цифровой реальности и информационного общества, сталкиваясь с достижениями высоких технологий. Жизнь, общество и объективный мир, характер общения взрослых и детей претерпели кардинальные изменения [15, с. 3-6; 40].
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается, что необходимо способствовать развитию ответственности и самостоятельности, развивать положительное отношение к себе и к окружающим [45]. Ничего из этого невозможно достичь без развитого самосознания, которое является основой гармоничного отношения к себе и другим.
В последнее время в России отмечается повышение внимания к вопросам детства. Президент Российской Федерации своим указом объявил 2018 - 2027 годы Десятилетием детства и определил направление развития системы образования на «детствосбережение» [9].
Проблемы детей актуальны не только для страны, но и для каждого учебного учреждения.
В настоящее время возникает все больше вопросов об индивидуальном пути развития каждого человека и одновременно о его интеграции (адаптации) в социальные отношения группы [16]. Их эффективность зависит от способностей учителей и родителей, которые являются источником формирования личности и самосознания детей [6; 13].
Для этого нам необходимо рассмотреть, что подразумевается под процессом самосознания и развития личности [17].
Объект исследования: самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить на теоретическом и практическом уровне условия развития самосознания детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Гипотеза: предполагаем, что соблюдение следующих педагогических условий будет способствовать развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста:
1. Создание ситуации успеха с помощью положительной реакции на ответы, деятельность и действия детей.
2. Непосредственная образовательная деятельность по темам: «Мой портрет», «Вчера, сегодня, завтра», «Мои возможности и желания».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования и развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить условия, способствующие развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить влияние педагогических условий на развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ №Х.В исследовании приняли участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет.
Методы и методики исследования: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур); методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольская).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что проблема развития самосознания детей старшего дошкольного возраста представляет актуальность и интерес для исследования.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что все поставленные задачи были выполнены в полном объеме: проведен теоретический анализ литературы по проблеме развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста; выявлены особенности формирования и развития самосознания в старшем дошкольном возрасте; определены условия, способствующие развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста; выявлено влияние педагогических условий на развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическое исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться самооценка. Дети в возрасте 5-6 лет уже без труда могут идентифицировать свой пол и возраст. Также было выявлено, что использование педагогических условий в процессе воспитания и обучения детей немаловажны для развития самосознания. В связи с этим нами были проведены методики на выявление уровня самооценки и половозрастной идентификации.
На констатирующем этапе были выявлены дефициты в развитии этих компонентов самосознания. В связи с чем, возникает необходимость внедрения в образовательный процесс определенных педагогический условий для развития самосознания детей старшего дошкольного возраста.
В рамках формирующего этапа мы использовали такие условия, как: создание ситуации успеха в положительной реакции на ответы, деятельность и действия детей, а также провели непосредственную образовательную деятельность по темам: «Мой портрет»; «Мои достижения и возможности», «Вчера, сегодня, завтра».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа показал положительную динамику в развитии самосознания детей старшего дошкольного возраста.
По результатам на развитие половозрастной идентификации можно увидеть, что не осталось детей, испытывающих трудности в построении половозрастной цепочки для противоположного пола. Таких детей на констатирующем этапе было 10%. Результаты по методике на изучение уровня самооценки также дали положительные результаты. На контрольном этапе завышенный уровень самооценки понизился с 25% до 15%, адекватный уровень самооценки повысился с 25% до 85%, а заниженный уровень был не выявлен.
Гипотеза о том, что соблюдение педагогических условий будет способствовать развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста: создание ситуации успеха в положительной реакции на ответы, деятельность и действия детей; непосредственная образовательная деятельность по темам: «Мой портрет»; «Мои достижения и возможности», «Вчера, сегодня, завтра», подтвердилась.


1. Асмолов А.Г. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
2. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. №2. С. 58-60.
3. Бернс Р. Развитие я концепции и воспитание. М., 1986, 422 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
5. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. 2006. № 2.
6. Борисенко Ю.В. Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопровождения: дис. д-ра наук. Кемерово. 2018. URL: https://kemsu.ru/upload/iblock/7f2/7f2c5ed1bb9ffe348666f7bbf2942928.pdf
7. Бураджиева Р. Д. Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 176-180.
8. Буре Р.С. Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности // Ребенок в детском саду. 2007. № 3.
9. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства. 2017. №4 (18). С.189-195.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984.
11. Гавердовская П. Ю. Самооценка, самосознание, самоподдержка или почему не будет «все хорошо»? URL: http://gaverdovskaya.ru/public/old/story1784.htm(дата обращения 29.04.2021).
12. Гаджимурадова З.М., Курбанова Ж.Т. Самосознание личности: теории, аспекты и методы исследования: моногр. М.: Парнас, 2018. 236 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада: новые форматы партнерства // Семья и современный социум. Спб.: Социально - гуманитарное знание, 2017. С. 311-315.
14. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. М.: Просвещение, 2012. 290 с.
15. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. №1. С. 3-6....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ