ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА 6
1.1. Понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности стрессоустойчивости обучающихся колледжа 12
1.3. Тренинг как средство развития стрессоустойчивости обучающихся
колледжа 17
Вывод по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА 24
2.1. Организация исследования и описание методик 24
2.2. Анализ результатов исследования стрессоустойчивости обучающихся
колледжа 25
2.3. Программа тренинга развития стрессоустойчивости обучающихся
колледжа 28
Вывод по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Психологический феномен стрессов и тревог возникает в нашей жизни очень и очень часто. В связи с возросшими требованиями в образовании возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающегося, что служит не только проблемами в социальном, когнитивном развитии, но и усилении возрастных комплексов и кризисов обучающихся.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что образовательная сфера, испытывающая в последние десятилетия инновационные изменения, является источником возникновения и развития, различных стрессогенных ситуаций для всех участников образовательного процесса.
Именно поэтому, проблема развития стрессоустойчивости является актуальной для развития самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Важно, чтобы обучающиеся были способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние, иметь высокую стрессоустойчивость.
Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались как зарубежные (Р. Лазарус, Г. Селье), так и отечественные (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Н.И. Вебер, Р.М. Грановская, И.А. Джидарьян, О.А. Карабанова, Т.Л. Крюкова, Л.А. Китаев-Смык, А.Е. Личко, О.В. Лозгачева, А.Б. Леонова, В.В. Собольников и другие) ученые.
Проблема стрессоустойчивости у лиц старшего подросткового возраста рассматривалась в трудах таких ученых, как Л.И. Божович, А.И. Жуков,
А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванников, Л.Е. Личко, Д.А. Леонтьев, С.С. Либих, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B.E. Рожнов, М.Ю. Чибисова и другие.
Следует отметить, что проблема развития стрессоустойчивости студентов связана с кардинальными изменениями собственной личности старших подростков. Для подростков свойственными являются следующие личностные и поведенческие особенности: тревожность, противоречивость чувств, нравственная неустойчивость, нестабильность самооценки, что является причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
В связи с этим мы можем говорить, что обучающиеся колледжа наиболее подвержены стрессу.
Таким образом, для студентов колледжа становятся актуальными проблемы преодоления стресса и знания о возможностях и способах своего поведения, которые они могут получить только вместе с жизненным опытом.
Цель исследования: изучить возможности развития
стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
Задачи исследования:
1. Сделать анализ понятий стресса и стрессоустойчивости в психологопедагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития стрессоустойчивости
обучающихся колледжа.
3. Раскрыть особенности тренинга как средства развития стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
4. Определить уровень развития стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
5. Составить и реализовать программу тренинга развития стрессоустойчивости обучающихся колледжа и оценить ее результативность.
Объект исследования: стрессоустойчивость.
Предмет исследования: развитие стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа тренинга, включающая игровые упражнения, направленные, на снятие эмоционального напряжения, способности к самоанализу, анализу ситуации и дальнейшему прогнозированию, будет способствовать развитию стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
...
По результатам исследования, проводимого нами со студентами Красноярского колледжа, мы увидели актуальность проблемы вероятности развития стресса обучающихся колледжа.
Для решения данной проблемы, нами была разработана программа обучающего тренинга, которая содержала:
— игровые и имитационные игры по данной тематике;
— творческие упражнения, позволяющие активировать фантазии и творческие проявления;
— упражнения с элементами визуальной релаксации и самоустановки.
Программа обучающего тренинга была построена так, что для каждого участника чередовались групповые и индивидуальные задания, методы и приемы работы, что позволяло наполнить программу, сделать ее интенсивной и динамичной. Программа обучающего тренинга стрессоустойчивости для обучающихся колледжа состояла из 12 занятий, которые были проведены полностью для группы из 25 обучающихся колледжа. Занятия программы проходили 2 раза в неделю, на протяжении указанного времени.
Все занятия программы были возрастосообразны и интерактивны. В ходе каждого занятия проводилась рефлексия .
В рамках проведения исследования, нами были выявлено, что программа обучающего тренинга по развитию стрессоустойчивости позволила существенно снизить наличие вероятность появления стресса и уровень стрессогенности у обучающихся колледжа, в связи, с чем мы считаем, что включение программы обучающего тренинга в работу психологопедагогической службы колледжа будет способствовать развитию стрессоустойчивости обучающихся колледжа.
1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека: монография. Казань: изд-во КазГУ. 2017. 415 с.
2. Андреева И.А., Анохина С.А. Стресс в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. 32 с.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие. СПб: Питер. 2007. 271 с.
4. Анохина, С.А. Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарного-педагогического университета. 2014. С. 34-43.
5. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. Москва. 2018. С. 33-39.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Издательство Московского университета. 2017. 200 с.
7. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. Москва: Физкультура и спорт. 2016. 209 с.
8. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. СПб.: Питер. 2018. 224 с.
9. Деревянко, Ю.П., Ковалева О.Л., Пчелкина Е.П. Личностная организация времени жизни и ценностная значимость здоровья студентов - первокурсников в процессе адаптации к учебной деятельности / Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 40 -45.
10. Дж. Нардоне. Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия. Москва: Психотерапия. 2018. 352 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс. 2017. 388 с.
12. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и
соматопсихические расстройства у детей. Москва: Речь. 2015. 400 с.
13. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер. 2006. 240 с.
14. Клячкина, Н.Л. Стрессовые факторы и техники их определения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. С. 55 - 61.
15. Кон И.С. Психология старшеклассников. Москва. 2003. 426 с.
... всего 32 истчоника