ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СПОРТСМЕНОВ-ШАШИСТОВ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению
эмоционального интеллекта 7
1.2. Условия развития эмоционального интеллекта
в юношеском возрасте 22
1.3. Психологические качества спортсменов-шашистов,
необходимые в спортивной деятельности 31
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СПОРТСМЕНОВ-ШАШИСТОВ 40
2.1. Анализ эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов 40
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по развитию
эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов 44
2.3. Оценка результативности программы развития эмоционального
интеллекта 52
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность исследования. Согласно приказу Минспорта России №1365 от 30 декабря 2016 г. об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шашки на этапе высшего спортивного мастерства от спортсмена требуется стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на официальных региональных и всероссийских спортивных соревнованиях.
Спорт высших достижений требует от спортсмена многочисленных побед. Победа в соревновании по шашкам определяет необходимость знаний тактики и стратегии игры спортсменом, умения психологически подготовиться к соревнованию, самомотивации, эмоциональной устойчивости.
Психологическая подготовка спортсмена на данный момент в таком виде спорта шашки низкоквалифицированна, характеризуется малым количеством специалистов психологов. Между тем, спортсмены нуждаются в психологической помощи, которую осуществляет, в том числе, и тренер.
Обоснование психологической подготовки спортсменов-шашистов выделено в работах Ю.В. Аникеева. Рассмотрение качеств, необходимых при игре в шашки, осуществлялось в работе А.И. Кычкина, который изучал развитие воображения посредством шашек, М.И. Платонова, В.Я. Давыдова исследовали когнитивные процессы, процессы психологического прогнозирования обсуждались в работах С.Г. Ушканова, М.И. Васильева, Е.В. Бубякина, Л.П. Бугаева. В большей степени при рассмотрении игры в шашки изучаются когнитивные процессы, однако, в соревновательной деятельности спортсмены часто сталкиваются с проблемами управления своими эмоциями, понимания эмоционального состояния соперника, которое может влиять на собственное эмоциональное состояние.
Распознавание своих и чужих эмоций, управление ими в настоящее время обсуждается как компоненты эмоционального интеллекта. Способности понимания и управления эмоциями своими и чужими обладает каждый человек. Несмотря на значимость эмоциональных состояний, эмоционального интеллекта у спортсменов-шашистов, исследования в данной области нам не встречались.
Эмоциональный интеллект на данный момент становиться широко изучаемым феноменом в психологии. Самые популярные работы по теме эмоционального интеллекта связаны с разработкой моделей эмоционального интеллекта: Р. Бар-Он, P. Salovey, J.D. Mayer, D. Goleman, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Р. Купер, Э.Л. Носенко и Н.В. Коврига; разработкой упражнений, практических рекомндаций, способствующих развитию эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Х. Вайсбах, И.В. Тримаскина, К. Жанна, Е. Хлевная); разработкой диагностического инструментария J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Нгуен Минь Ань, Е.А. Сергиенко, М. Чапмэн и др.
Актуальность обусловлена противоречиями между:
- необходимостью квалифицированной психологической подготовки спортсмена и её отсутствием;
- пониманием спортсменами проявления своих эмоций и управления ими;
- осознанием важности спортсменами развития эмоционального интеллекта и компетентностью тренера по управлению эмоциональными состояниями спортсменов.
Цель: выявить психолого-педагогические условия развития
эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов.
Объект: эмоциональный интеллект спортсменов.
Предмет: психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов.
Проектная идея: развитие компонентов эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов осуществляется через организацию конфликтного взаимодействия и отработки способов управления своими эмоциями и эмоциями других в учебно-тренировочном процессе.
...
Настоящая работа была посвящена выделению и реализации психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов.
В результате проведенного теоретического анализа по проблеме эмоционального интеллекта было выявлено, что эмоциональный интеллект - способность понимать свои и чужие эмоции, и управление эмоциями своими и других. Эмоциональный интеллект неотделим от понимания понятия эмоций. Эмоция - это отражение действительности помогающее приспособиться к окружающей среде. В нашей работе мы опираемся на теорию дифференциальных эмоций К. Изарда. Рассмотрев модели эмоционального интеллекта, в качестве базовой для нашей работы была выделена модель П. Селовей, Дж. Мейерс, Д. Карузо и модель Д.В. Люсина. На основании данных моделей были выделены компоненты эмоционального интеллекта: самомотивация, различение эмоций, распознавание своих эмоций, понимание своих эмоций, экспрессивность, управление своими эмоциями, распознавание чужих эмоций, понимание эмоций чужих, эмпатия, управление чужими эмоциями.
Условиями развития эмоционального интеллекта являются стремление к осознанию эмоций, расширению словаря, развитие локуса контроля, проявления интереса к эмоциям окружающих людей.
Обращение к изучению психологических особенностей спортсменов- шашистов позволило определить значимость эмоционального интеллекта в игре: спортсмен, умеющий себя мотивировать на победу, имеет большие шансы на победу; успешный спортсмен умеет скрывать эмоции, соответственно владеть своими эмоциями; шашистам важно уметь распознавать свои и чужие эмоции, чтобы ими управлять; игра в шашки, содержит скрытый диалог, а значит, подразумевает, что спортсмены неосознанно учатся распознаванию эмоций и их управлением.
Оценка выраженности компонентов эмоционального интеллекта до реализации программы у спортсменов-шашистов высшего спортивного мастерства, обучающихся в спортивной школе, показала, что у большинства спортсменов 4-7 человек из 8 низкий уровень эмоционального интеллекта. В меньшей степени развиты следующие компоненты эмоционального интеллекта: управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей, понимание чужих эмоций, управление своими эмоциями, межличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций.
Для развития параметров эмоционального интеллекта была создана психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта спортсменов-шашистов мастеров спорта. В данной программе выделены следующие условия развития: организация конфликтного взаимодействия и отработка способов управления своими эмоциями и эмоциями других в учебно-тренировочном процессе посредством тренинговых занятий, психологических игр, корректирующих игр и контрольных игр.
После реализации программы было проведено повторная диагностика компонентов эмоционального интеллекта, которая показала, что спортсмены- шашисты получили знания об эмоциях, научились различать и понимать эмоции, контролировать экспрессию эмоций, управлять своими и чужими эмоциями.
Таким образом, можно утверждать, что созданные психологопедагогические условия проекта способствуют развитию эмоционального интеллекта.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. 672 с.
2. Алексеева К.А. «Игра-диалог» как форма социокультурной коммуникации (на примере шашечной игры) // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2015. № 2. С. 75.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Изд-во Новопол. ун-та, 2011. С. 27-36.
4. Аникеев Ю.В. Обоснование значимости психолого-педагогической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2009. С. 3-6.
5. Анохин П.К. Узловатые вопросы в изучении условного рефлекса // Проблемы высшей нервной деятельности. М.: Медицина 1949. 547 с.
6. Бодалёв А.А. Об одарённости человека как субъекта общения // Психология. 1999. № 1. С. 24-29.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
8. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 143 с.
10. Власова О.1. ПсххолоНя сощальшх здхбностей: структура, дшамша, чинники розвитку: моногр. Кив: Видавничополхграф центр «Кивський ушверситет», 2005. 308 с.
11. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. Пособие. М.: Трикста: Академ. проект, 2006. 256 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1999. 368 с.
13. Вундт В. Основы физиологической психологии: М.: Изд-во Либроком, 2016. 328 с.
14. Говард Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: «Вильямс», 2007. 512 с.
15. Грибкова О.В Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2014. № 1(15). С 3-8.
... всего 65 источников