Введение
Глава 1. Консервативная идеология Великобритании и Франции на рубеже XVIII
XIX вв 8
1.1. Зарождение и и основные положения классического консерватизма 8
1.2. Характеристика и анализ трудов авторов классического консерватизма .10
Глава 2. Возможности изучения консервативной идеологии Великобритании и
Франции на уроках по всеобщей истории в 9 классе 19
2.1. Ресурсы школьного учебника и методических пособий для учителя в
контексте изучения консерватизма 19
2.2. Использование видео лекций и кинематографа для изучения классического
консерватизма 23
2.3. Использование игровых технологий при изучении классического
консерватизма 27
2.4. Работа с историческими источниками и историографией при изучении
классического консерватизма 31
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41
Приложение1 44
Приложение2 57
Приложение3 58
Актуальность. Сегодня консервативная идеология остается одной из ключевых политических сил в мире. Идеи консерватизма, такие как защита традиций, порядка и авторитета, по-прежнему важны для многих обществ и государств. Развитие консервативной идеологии в прошлом оказало огромное влияние на современную политическую картину многих стран, включая Россию.
Идеи в трудах классических консерваторов вошли в историю и распространили своё влияние в начале на всю Европу, а в дальнейшем и на весь мир и их идеи живут и развиваются до сих пор.
Степень изученности проблемы.
Труды классических консерваторов достаточно хорошо изучены. Существует множество исследований и публикаций, посвященных этой теме, как мы можем видеть на примере работ Е. Ю. Аксеновой, М. И. Дегтярёвой, А. С. Зильбер, А.В. Чудинова и другие исследователей.
Методический литературы по преподаванию истории в школах достаточно много. В педагогических кругах широко известны работы В.А. Антонцевой, Т.В. Емельяновой и др.
Так, например, в работе В.А. Антонцевой предлагаются различные вариации работы с историческими источниками с различными критериями работы по их изучению с учащимися, когда учитель должен осуществлять ответственный подбор источников для обучения, учитывая ряд критериев. Важным критерием является связанность источников с программным материалом, то есть они должны быть тесно связаны с темой, которую изучают ученики. А также другим важным критерием является доступность источников, как по содержанию, так и по объему, чтобы они были понятны и доступны для освоения учащимися. Критерий конкретности подразумевает, что источники должны расширять и уточнять знания по предмету, предоставляя более подробную информацию. Или в работе Т. В. Емельяновой и Г.А Медяник, где предлагаются игровые технологии для учащихся, подходящие для разработки методики нашей проблематики. Трудов, посвящённых проблематике преподавания в школах консерватизма Англии и Франции, в ходе данного исследования обнаружено не было.
В других работах так же подробно освещены различные общие методические аспекты преподавания истории в школах. Однако никто из авторов не рассматривает в своих работах методы и формы обучения на примерах, связанных с изучением классического консерватизма.
Объектом изучения являются идеи основоположников консерватизма в Великобритании и Франции рубежа XVIII - XIX вв. - Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра.
Предметом исследования являются возможности изучения идей классических консерваторов Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра в рамках школьного предмета «Всеобщая история» в 9 классе.
Цель работы - оценить перспективы изучения консервативной идеологии Великобритании и Франции рубежа XVIII-XIX вв. в рамках предмета «Всеобщая история» в 9 классе.
...
В ходе изучения идеологии классического консерватизма были проанализированы положения идей консерватизма в Англии и во Франции, на основании чего можно говорить о разнице в развитии идей консерватизма в этих странах, и о создании двух разных магистральных путей развития консерватизма. Так, представленный в Англии консерватизм, ярчайшим представителем которого является Берк, берет очень многое из положений классического либерализма и во многом это видно в его первых работах до начала Французской революции. Признавая необходимость реформ, он говорит о необходимости опоры на прошлый опыт, на традиционные для общества правила и институты. Французский консерватизм, наиболее ярко выраженный де Местром, представляет собой более радикальные взгляды и выражается в жесткой, даже радикальной приверженности идеям «старого порядка», во многих вопросах отказывая реформам. Отрицая ценность индивида, де Местр говорит о приоритете общественных задач. Являясь ярым католиком, он пишет о необходимости опоры на римскую католическую церковь в общественной жизни, но и допускает свободу вероисповедания Таким образом, явно становится видно противоречие между путями развития консерватизма — английским, ориентированным на постепенные, но нужные для жизнеспособности государства реформы и становлением либерал консерватизма, и французским, ориентированием на цементирование старых порядков и осуждая те сферы жизни, где изменения произошли. Таким образом, справедливо говорить о Франции как о родине истинного консерватизма в дихотомии либерал консерватизма.
После проведения исследования был сделан вывод, что учебные и методические материалы, включенные в УМК по всеобщей истории, не полностью соответствуют требованиям современного урока истории. Учебники и пособия с методическими рекомендациями для учителей не выполняют функцию источника информации по классическому консерватизму в достаточной мере. Источники по консерватизму представлены в них кратко, а предлагаемые методы работы с этой информацией не разнообразны, что затрудняет повышение осведомленности учащихся о классическом консерватизме. Таким образом, возникает противоречие между новыми тенденциями в школьном образовании и имеющимися образовательными ресурсами. В настоящее время информации по консерватизму достаточно, однако отсутствует работа Эдмунда Берка, что может создать определенные трудности для учителя при подготовке и проведении уроков, связанных с регионом Англии. Для преодоления этих трудностей мы разработали комплекс средств и методов обучения, который может быть применен при изучении классического консерватизма, входящего в школьную программу по всеобщей истории. Для облегчения подготовки и проведения уроков по классическому консерватизму, которая может столкнуться с определёнными трудностями из-за ограниченной информации в учебниках, мы разработали комплекс средств и приёмов обучения, применимых к школьной программе по всеобщей истории, охватывающий урок по консерватизма.
Одним из таких средств являются художественные кинофильмы и видео лекции, которые могут использоваться на уроках в различных формах в
зависимости от поставленных целей. Работа с кинематографическими источниками по истории консерватизма направлена на развитие у учащихся
критического мышления и усиление мотивации к обучению. Работа с
эмоционально насыщенными источниками также способствует лучшему запоминанию учебного материала.
В нашей работе мы также раскрываем потенциал использования игровых технологий на уроках истории для изучения консерватизма. Мы приводим примеры деловых, ретроспективных и тренинговых игр для учащихся 9класса. Проведение дидактических игр на уроках истории целесообразно, так как это позволяет превратить урок в среду для усвоения знаний, а также создать благоприятные условия для социализации ученика, моделирования жизненных ситуаций и раскрытия потенциала ученика через самореализацию в игре.
...
1. Абдуллина Л. С. Сущность понятия «консерватизм»: методологические подходы и функциональные характеристики в политической системе//Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1-5.
2. Аксенова Е. Ю. Полемика Э. Берка и К. Маколей по вопросу оценки Французской революции // Известия Саратовского университета. 2014. Т. 14. № 1. С. 60-64.
3. Антонцева В.А. Работа с историческими источниками в школе и вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7. С. 36 -40.
4. Витальева А.И. «Бёрк никогда не был никем, кроме консерватора»? Некоторые аспекты англо-американской историграфии, посвященной деятельности мыслителя // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. Т. 1. № 5. С. 239-244.
5. Витальева А.И. Идеолог Английских вигов Э. Бёрк // Новая и новейшая история. 2011. № 1. С. 189-196.
6. Гарбузов В. Н. Консерватизм: ценности, идеи, политика // Метаморфозы истории. 1997. № 1. С. 136-162.
7. Дегтярева М. И. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк) // Полис. Политические исследования.2003. № 5. С. 89-97.
8. Емельянова Т. В. Медяник Г. А. Игровые технологии в образовании: Учеб. - метод. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. 88 с.
9. Зильбер А.С. Луговой С.В. Консервативный либерализм И. Канта в свете либерального консерватизма Э. Бёрка // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 3. С. 50-64.
10. Камардина Н.В. Колесникова В.В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации // Вестник КРАУНЦ. 2017. Т. 1. № 29. С. 95-98.
11. Ковальченко И.Д. Источниковедение истории СССР. М.: Высшая школа, 1981. 496 с.
12. Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества). Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 157 с.
13. Мазур Л. Н. Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. № 5. С. 95108.
14. Пантин И.К. Европейская политическая мысль XIX века. М.: Наука, 2008. 486 с.
15. Талибуллина З.Р. От школы Пюттера до де Бональда: генезис консервативной политико-правовой мысли // Журнал о праве. 2021. № 2. С. 50-61.
... всего 26 источников