Введение 3
Глава 1 Теория концепта и концепт «Вера»
1.1 Природа концептов 8
1.2 Структура концепта как ментально-языкового
явления 18
1.3 Концепт «Вера» 20
Глава 2 Функционирование концепта «Вера» в речи медийной личности 28
Глава 3 Программа факультатива «Лексический портрет слова «вера»»
43
Заключение 50
Библиографический список 55
Приложения
Приложение 1 61
Приложение 2 67
Приложение 3 68
Приложение 4 93
На сегодняшний день когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в системе концепций современного мирового языкознания, хотя еще в 2001 году Е. С. Кубрякова отмечала, что «как всякая новая парадигма научного знания, когнитивная парадигма в лингвистике пробивает себе дорогу не без сопротивления, и если в специальной литературе выступления против нее редко носят открытый характер, то критические нападки на нее на разного рода встречах, круглых столах и конференциях встречаются гораздо чаще» [Кубрякова 2001; 4-10].
Начало свое когнитивная лингвистика берет в работах нейрофизиологов, врачей, психологов (П. Брока, К. Вернике, И. М. Сеченова, И. П. Павлов и др.), нейролингвистов (Л. С. Выготского и А. Р. Лурии), в работах психолингвистов и лингвистов (Ч. Осгуда, Т. Себеока, А. А. Леонтьева, А. А. Залевской, Ю. Н. Караулова и др.).
По определению В. З. Демьянкова и Е. С. Кубряковой, когнитивная лингвистика - это «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации» [Демьянков, Кубрякова 1996; 53].
А. Е. Кибрик определяет когнитивную лингвистику как «теоретическое направление, ставящее своей задачей исследовать человеческий язык как один из видов когнитивной, то есть мыслительной, деятельности» . Он выделяет «две основных функции языка: «оффлайновая» -
хранение информации, категоризация знаний, семантика; «онлайновая» - коммуникация, передача информации, реализация намерений во взаимодействии людей». В связи с последней функцией особое
значение приобретает коммуникативный исследований.
«Коммуникация и создаваемый в её процессе текст в совокупности именуются дискурсом. Когнитивный анализ дискурса - новое направление, описывающее коммуникацию и текст с точки зрения когнитивных процессов, в связи с такими понятиями, как память, внимание, сознание и т. д» .
Е. С. Кубрякова отмечает, что «ключевое для всей когнитивной науки понятие когниции относится, прежде всего, к познанию обыденному, каждодневному, так сказать, непосредственному, важному для взаимодействия человека с миром его обычной жизни».
Человек «имеет дело не с самим миром, а с его репрезентациями, с когнитивными картинами и моделями», «мир предстает сквозь призму культуры и языка народа, который видит этот мир». Когнитивная лингвистика стремится изучить это видение мира, имеет своим предметом «исследование проявлений культуры народа, главным образом духовной, отраженных и закрепленных в его языке и речи». Базовой исследовательской единицей данного изучения выступает концепт.
Лингвокультурный концепт «в самом общем виде сводится к понятию как совокупности существенных признаков предмета, «погруженному» в культуру и язык». Концептология «выступает как специфическая разновидность семантики, направленная преимущественно на исследование национально-культурной части единиц ментального лексикона - концептов».
Важной вехой в концептологии является выход в 1991 году в Институте языкознания АН СССР сборника статей под редакцией Н. Д. Арутюновой «Логический анализ языка. Культурные концепты».
...
Как мы уже отмечали ранее, в нашей работе мы рассматривали реализацию концепта «Вера» в речи конкретной языковой личности и соотнесение его с национальной языковой картиной, нашедшей свое отражение в словарных статьях.
Для написания данной работы, мы остановили свой выбор на личности Никиты Сергеевича Михалкова, как значимой в русской культуре медийной личности. Мы ставили своей целью выявление семантического объема и структуры концепта «Вера» в речи Н. С. Михалкова. И для этого рассматривали его выступления в эфире авторской телепередачи «Бесогон TV».
Выбор значимой медийной личности для рассмотрения ее речевой деятельности и изучения функционирования в этой речи общенационального речевого концепта связан с тем, что телевидение занимает значительное место в жизни современного человека, и информация из телепередач воспринимается часто как истина в последней инстанции. А доверие к личности, сообщающей эту информацию с телеэкрана (особенно, если информация для человека новая) часто очень высоко. Стоит отметить, что на данный момент происходит все большее смещение от телевидения в сторону интернет-ресурсов, что также можно проследить в вариантах форматов существования передачи «Бесогон TV», которая начиналась как электронный журнал (Подробнее с этим можно ознакомиться в Приложении 2 данной работы).
В речи носителей языка значимые для менталитета нации концепты получают индивидуальное воплощение: задействованным оказывается не весь объем концепта, а только та его часть, которая значима для конкретной языковой личности, поэтому нам представлялось важным проследить реализацию концепт «Вера» в речевой деятельности человека на примере Никиты Сергеевича Михалкова как языковой личности, как носителя русской 50
национальной ментальности, что он неоднократно сам говорит о себе в своей передаче «Бесогон TV» и подчеркивает значимость этого для себя.
Прежде чем приступать непосредственно к рассмотрению функциональной реализации концепта «Вера» в речи Н. С. Михалкова, мы изучили различные словарные статьи для выявления отображения концепта в национальном сознании, выявления его ядерной и периферийных зон.
Рассмотрев словарные статьи, мы сделали вывод, что вырастая из значения концепта «доверие», концепт «Вера» какое-то время имел цельное религиозное значение, но постепенно разделился, выделив своим ядром значение «убежденности, уверенности» и периферией изначальное значение «доверия». В центре концепта остались и значения «веры в высшие силы» и «религии», также утратившие свою изначальную цельность. На периферии концепта «Вера» находятся различные афоризмы, крылатые выражения, прецедентные художественные и научные тексты, слова в переносном значении, определения, подразумевающие под собой ядерное значение концепта, слова, находящиеся на границах взаимосвязанных с рассматриваемым концептов, в рамках данного контекста приобретающие дополнительное или совершенно новое значение.
Еще мы отметили, что словарные дефиниции при функционировании в речи конкретной языковой личности могут менять свое местоположение и переходить из ядерной зоны концепта в периферийную зону и наоборот. Это означает, что каждая языковая личность имеет свой собственный языковой концепт, созвучный общенациональному, дополняющий и раскрывающий его или, возможно, противоречащий ему. Концепт конкретной языковой личности формируется на базе его личного жизненного опыта, его мировоззрений, мироощущений и самоощущений, самоидентификации.
...
1. Аскольдов 1997 - Аскольдов С. А. Концепт и слово [Электронный ресурс]// Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia. 1997.
С. 267-279. - Режим доступа: http://vk.com/doc-54830594_195113045
2. Балашова 2010 - Балашова Е. Ю. Номинативная плотность лингвокультурного концепта "вера / faith" в русском и английском языках [Электронный ресурс]/Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Выпуск № 2 (10) / 2010 - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nominativnaya-plotnost- lingvokulturnogo-kontsepta-vera-faith-v-russkom-i-angliyskom-yazykah
3. Васильев, Бариловская 2008 - Васильев А. Д., Бариловская А. А. Вербализация концепта «терпение» в истории и современном состоянии русского языка [Электронный ресурс]. СибЮИ МВД России, Красноярск, 2008 г. - Режим доступа: http://elib.kspu.ru/document/10744
4. Ващенко 2007/2008 - Любовь Александровна Ващенко, «Урок- обощение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе» (2007 / 2008 учебный год) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503947/
5. Воркачев 2010 - Воркачев С. Г. «Куда ж нам плыть?» - лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития [Электронный ресурс]/ Язык, коммуникация и социальная среда. - Вып. 8. - Воронеж, 2010. - С. 5-27 - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/vorkachev-10a.htm
6. Воркачев 2014 - Воркачев С. Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема (продолжение дискуссии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnaya- kontseptologiya-i-ee-terminosistema-prodolzhenie-diskussii
7. Голубева 2010 - Голубева В. В. Полевая структура концепта toddler [Электронный ресурс]//Вестник Томского государственного педагогического университета, 7, 2010. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/polevaya-struktura-kontsepta-toddler
8. Демьянков, Кубрякова 1996 - Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика [Электронный ресурс]// Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. - КСКТ, с.53-55. - Режим доступа: http://www.infolex.ru/Cogling.htm
9. Карасик 2002 - Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Электронный ресурс]. Волгоград, 2002. - Режим доступа: http://padaread.com/?book=40545. (Дата обращения: 09.12.2015)
10. Караулов 2010 - Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
11. Караулов 1989 - Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения [Электронный ресурс]// Язык и личность. М.,1989. - С.38. - Режим доступа: http://destructioen.narod.ru/karaulov_jasikovaja_lichnost.htm
12. Кононова 2012 - Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта: методы выявления и механизмы семантизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74023340
13. Кибрик 2010 - «Когнитивная лингвистика и когнитивный анализ дискурса» лекции Андрея Александровича Кибрика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://it- claim.ru/News/Kognitivnaq_Lingvistika_obqqvlenie.pdf
14. Колосова 2004 - Колосова М.В. «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=5882
15. Кубрякова 2001 - Е. С. Кубрякова О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» [Электронный ресурс]// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2001. - С. 4-10. - Режим доступа: http: //www.philology.ru/linguistics 1 /kubryakova-01 a. htm
16. Лихачев 1993 - Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc- 54830594_195107901
... всего 40 источников