Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТИ И СОЦИУМА В ТВОРЧЕСТВЕ О. ХАКСЛИ И А.и Б. СТРУГАЦКИХ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР» И ПОВЕСТИ «ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА»): ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Работа №170622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1 5
1.1. История жанра антиутопии, истоки и черты 5
1.2. Философская концепция О. Хаксли 11
1.3. Философская концепция А. и Б. Стругацких 18
ГЛАВА 2 24
1.1. Принципы построения художественных миров антиутопий Хаксли и братьев
Стругацких 24
1.2. Герой антиутопии в произведениях «О дивный новый мир» и «Хищные вещи
века» 33
1.3. Общество антиутопий Хаксли и Стругацких 42
1.4. Финал и его значение 50
Заключение 54
Библиографический список 58
Приложение 63


Жанру антиутопии в литературе всегда уделялось особое внимание. Это связано с неуверенностью общества в завтрашнем дне, недоверием к власти, экономическими кризисами, историческими и политическими причинами.
В последнее десятилетие к жанру антиутопии все чаще обращаются не только в литературе, но и кинематографе. Характерное для человека желание заглянуть в будущее, спроектировать возможные последствия государственного режима, предупредить и предугадать катастрофу, являются мотивами появления антиутопий. Несмотря на устоявшиеся жанровые особенности антиутопии, методы, которые используют авторы при создании произведений, являются разными. Это связано со многими факторами: некоторые идеи, когда-то породившие жанр, устаревают, а на их место приходят более актуальные, меняются и способы изображения основного конфликта антиутопии - личности и социума. Так авторы показывают, что вместе с течением времени и активным научно-техническим прогрессом происходит и изменение человеческого сознания.
ХХ век является самым ярким примером становления, развития и трансформации антиутопии как жанра, а вместе с тем и изменения конфликта личности и социума. Это связано с попытками воплощения государствами утопических идей, развитием обществ и реакцией писателей на эти факторы. Выбор произведений О. Хаксли и братьев Стругацких обусловлен полярностью методов, используемых писателями для выражения основного конфликта антиутопии, историческими и социокультурными особенностями, повлиявшими на мировоззрение авторов.
Предметом исследования является конфликт личности и социума в произведениях О. Хаксли и братьев Стругацких.
Объектом исследования является художественный текст романа Олдоса
Хаксли «О дивный новый мир» и повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века».
Цель работы: исследование конфликта личности и социума в творчестве Олдоса Хаксли и братьев Стругацких.
Исходя из поставленной нами цели сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать истоки и историю возникновения, развития жанра антиутопии, ее черты;
2. Рассмотреть философские концепции писателей;
3. Выявить сходства и различия в изображении основного конфликта антиутопии - конфликта личности и социума;
4. Разработать урок внеклассного чтения для 11 класса общеобразовательной школы.
Новизна и актуальность работы обусловлена тем, что жанр антиутопии не перестает терять своей актуальности на протяжении долгого времени и остается востребованным в современном литературном процессе. Высокий темп развития общества заставляет писателей обращаться к данному жанру и демонстрирует изменения в мировоззрении человека, которые, в свою очередь, становятся причиной трансформации изображения конфликта личности и социума. Используемые нами в качестве объекта исследования произведения, как правило, рассматриваются обособленно друг от друга. Непосредственно сопоставительные анализы произведений жанра антиутопии, имеющих разные социкультурные традиции и временные рамки, производились достаточно редко.
Практическая значимость работы заключается в том, что по материалу, представленному в работе, разработан урок внеклассного чтения по литературе для 11 класса по теме: Трансформация жанра антиутопии XX века на примере повести А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав проблему конфликта личности и социума в творчестве О. Хаксли и А. и Б. Стругацких (на примере романа «О дивный новый мир» и повести «Хищные вещи века»), мы можем сделать следующие выводы:
1. Художественные миры, изображаются писателями по-разному. Так, мир Хаксли в большей степени, нежели у Стругацких, соответствует жанровым особенностям антиутопии: субъектно-речевому аспекту, хронотопу, типу героя и другим признакам, присущим классической антиутопии, соответственно и мир своего романа Хаксли выдерживает в традициях классической антиутопии, в то время как повесть Стругацких изначально выстроена по принципу детектива.
Данные аспекты говорят о несовпадении способов выражения основного конфликта антиутопии. Основополагающим в данном случае будет различие между системами управления государств, устройством общественного порядка, формированием норм и правил поведения в стране или городе, в случае «Хищных вещей века». Так, искусственно созданный и регулируемый насильственно, путем запретов, ограничений и внушений «дивный мир» О. Хаксли у Стругацких трансформируется в мир свободы, где государство практически себя не проявляет и каждый волен сам решать свою судьбу. Таким образом, Стругацкие демонстрируют не только трансформацию антиутопии, но и трансформацию сознания человека, когда тотальная свобода приводит к сознательному выбору несвободы.
2. Образ героя-бунтаря у Хаксли и Стругацких строится по-разному. В «Дивном новом мире» изображаются герои антагонисты двух типов: герои, созданные по образцу действующего государства - выращенные им и находящиеся в системе этого общества всю жизнь и герой, пришедший в существующее общество из мира другого формата. В «Хищных вещах века» писатели изображают одного героя, оказавшегося в данных обстоятельствах неволей судьбы, а намеренно, выполняя особое задание.
В плане раскрытия проблемы конфликта личности и социума герои двух произведений изображаются по-разному. Стругацкие видоизменяют классический образ героя-бунтаря, делают его более современным и понятным для нового читателя. Он становится менее эксцентричным, писатели отходят от гиперболизации черт характера и приходят в большей степени к руководству разумом и в меньшей степени эмоциями героя. В то время как Дикарь оказывается героем более очевидным и типизированным.
В разрешении основного конфликта, персонажи имеют похожие намерения. Жилин, как и герои Хаксли, видит всю искусственность данного общества и желает его исправить.
3. Общества, изображаемые писателями, представляются совершенно разными. У Хаксли - это общество порабощенное, искусственно созданное и полностью регулируемое государством. Стругацкие изображают общество изобилия, в котором люди, формально абсолютно свободные, на самом деле подвергаются эмоциональной деградации, становясь заложниками материальных благ и неограниченных развлечений. А массовая культура такого свободного общества, удовлетворяющая общество потребителей и создающая общество инфантильных людей, становится культурой иллюзий, сна, подменяющей реальность. Таким образом, влияние социума на главного героя особенно сильно проявляется в «Дивном мире», так как данное общество живет по принципу механизма, в котором каждый выполняет свою роль, а отклонение от маршрута становится порицаемым. В «Хищных вещах века» социум не влияет на главного героя целенаправленно, люди в нем свободны, однако, данный конфликт можно назвать более сложным, так как личность в таком обществе ведет борьбу не только с социумом, но и с самим собой.
...


1. Стругацкий А, Стругацкий Б. Далекая Радуга. М.: АСТ, 2016. - 224 с.
2. Стругацкий А, Стругацкий Б. Полдень, XXII век. М.: АСТ, 2016. - 352 с.
3. Стругацкий А, Стругацкий Б. Трудно быть богом. М.: АСТ, 2015. - 256 с.
4. Стругацкий А, Стругацкий Б. Хищные вещи века. М.: АСТ, 2016. - 256 с.
5. Хаксли О. Возвращение в Дивный новый мир / пер. с англ. А. Анваер. М.: АСТ, 2018. - 192 с.
6. Хаксли О. О дивный новый мир / пер. с англ. О. Сороки. - М.: АСТ, 2018.
- 350 с.
7. Хаксли О. Остров. / пер. с англ. И. Моничев. М.: АСТ, 2015. - 512 с.
8. Хаксли О. Через много лет: роман / пер. с англ. В. Бабкова. СПб.: Азбука - классика, 2005. - 320 с.
9. Хаксли О. Шутовской хоровод / пер. с англ. И. Романович. М.: АСТ, 2010.
- 317 с.
Научно-критическая литература
10. Анастасьев Н. Нераспавшаяся связь // Вопросы лит. 1993. №1. С.3-27.
11. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы О.Хаксли. Учеб. пособие для студентов педагог, ин-тов и фак. иностр. яз. // Высш. школа. 1975. - 528 с.
12. Барковская Н. В.Типы повествования и их анализ // Филологический класс. 2004. №11. С. 16-25.
13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи // Сост. С.Бочаров и В.Кожинов. М.: Художественная литература. 1986. - 543с.
14. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М.: АСТ, 2006.
15. Борода Е. В. Век X XI: мир новых возможностей или счастливый сон человечества? (по повести братьев Стругацких «Хищные вещи века») // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (26). URL: https:ZZeyberleninka.ru/articleZn/vek-x- xi-mir-novyh-vozmozhnostey-ili-schastlivyy-son-chelovechestva-po-povesti-bratiev- strugatskih-hischnye-veschi-veka (дата обращения: 06.11.2019).
... всего 52 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ