Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия №5».
Выборка: 17 обучающихся 2 «А» класса
Есть приложения.
Ведение 3
1. Теоретические основы особенностей зрительного восприятия у младших школьников 5
1.1. Понятие и сущность зрительного восприятия 5
1.2. Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста 12
1.3. Факторы, влияющие на развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста 15
2. Организация работы по выявлению уровня сформированности зрительного восприятия у младших школьников 19
2.1 Проведение диагностического исследования по выявлению уровня сформированности зрительного восприятия у младших школьников 19
2.2. Анализ результатов диагностического исследования по выявлению уровня сформированности зрительного восприятия у младших школьников 22
2.3. Разработка рекомендаций по развитию зрительного восприятия 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Приложение 34
Зрительное восприятие – это одна из форм познания окружающего мира. Оно позволяет человеку получать информацию о форме, цвете, размере, расстоянии, движении и пространственном расположении объектов, а также о их смысловом значении и эмоциональной окраске.
В современном обществе, где визуальная информация играет ключевую роль, зрительное восприятие становится одним из основных инструментов обучения и развития детей. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте, когда происходит интенсивное формирование зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Способность правильно воспринимать, анализировать и запоминать визуальную информацию значительно влияет на успеваемость учащихся и их адаптацию в обществе.
Также важно отметить, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому применение наглядности в обучении является неотъемлемой часть образовательного процесса. Наглядность помогает лучше усваивать учебный материал, а также влияет на мотивационную сферу учащихся.
Именно поэтому понимание особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста приобретает особую значимость для образовательного процесса.
Объект исследования: зрительное восприятие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние особенностей развития зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста на успешность обучения.
Цель: анализ особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста.
2. Провести исследование по выявлению уровня зрительного восприятия у учащихся 2 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мурманска «Гимназия №5».
3. Разработать памятку для родителей и педагогов с рекомендациями по развитию зрительного восприятия младших школьников.
Для реализации поставленной цели были использованы теоретические методы, такие как: изучение и анализ литературы по данной проблеме, а также практические (эмпирические) методы, такие как: беседа, проведение исследования, методы математической обработки эмпирических данных.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия №5», находящаяся по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 13. В исследовании принимали участие ученики 2 «А» класса «Гимназии № 5».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Практическая значимость: данные моей курсовой работы могут быть полезны учителям начальных классам в планировании учебной деятельности; родителям; психологам, работающим на базе образовательной организации.
В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена актуальная тема развития зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста. Изучение данной темы представляется крайне актуальным, учитывая важность зрительного восприятия для общего процесса обучения и развития ребенка.
В ходе работы был проведен детальный анализ научно-методической литературы по вопросу особенностей зрительного восприятия младших школьников, что позволило сформировать комплексное представление о проблематике исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить, что зрительное восприятие является одним из основных средств познания окружающего мира, который имеет сложную структуру, включающую в себя множество сложных процессов построения зрительного образа.
Мы изучили особенности зрительного восприятия младших школьников и выяснили, что младший школьный возраст является благоприятным для развития зрительного восприятия, поэтому так важно уделять внимание данному процессу в развитии детей на данном этапе их жизни.
Изучение вопроса о факторах, влияющих на зрительное восприятие детей младшего школьного возраста, позволило нам выявить наиболее эффективные методы и подходы к работе с детьми.
С целью исследования уровня сформированности зрительного восприятия детей младших классов была организована и проведена опытно-поисковая работа. В нашей работе приняли участие ученики 2 «А» класса МБОУ г. Мурманска «Гимназия №5». Выбор класса для исследования обусловлен тем, что ученики на данном этапе обучения уже адаптировались к роли школьника и одновременно находятся на начальной стадии младшего школьного возраста, что создаёт благоприятные условия для активизации и усиления процессов зрительного восприятия.
Применение разнообразных методик оценки позволило получить объективные данные о состоянии зрительной системы учащихся, что является фундаментальной основой для дальнейшего анализа и коррекции.
Опираясь на результаты, диагностики возникла необходимость развития зрительного восприятия учеников 2 «А» класса. На основе факторов, оказывающих влияние на развитие зрительных функций, были разработаны памятки для родителей и учителей, направленных на развитие зрительного восприятия младших школьников.
Разработанная памятка для родителей и педагогов представляет собой значимый инструмент, направленный на улучшение зрительного восприятия детей, что, в свою очередь, способствует их полноценному обучению и развитию.
Сотрудничество с родителями и педагогами оказалось ключевым фактором успешности внедрения рекомендаций, поскольку создание благоприятных условий для развития зрения детей требует интегрированного подхода как в образовательной среде, так и в семье.
Результаты данной работы могут быть использованы в области педагогической психологии для дальнейшего изучения и разработки методик по формированию зрительного восприятия у младших школьников. В целом, исследование подтвердило значимость комплексного подхода к развитию зрительного восприятия и необходимость продолжения работы в данном направлении для повышения эффективности обучения и развития детей младшего школьного возраста.
Таким образом, курсовая работа достигла поставленных целей и задач, предоставив ценные рекомендации для практического применения и дальнейших научных исследований.
1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189).
2. Веккер, Л. М. «Психика и реальность». Единая теория психических процессов/ Лев Маркович Веккер. – М.: Изд-во Смысл, 1998. – 685с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Лев Семенович Выготский. — М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. – 1136с.
4. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / [Текст] / Р. Л. Грегори; перевод с англ. Е.Д. Хомской. – М., 1970. – 279с.
5. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, [и др.; науч. ред.Л. П. Григорьева]. – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96с.ъ[
6. Никулина, Г.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие/ Г.В. Никулина. – Киров: МЦНИП, 2013. – 13с.
7. Прокопенко В.Т. Психология зрительного восприятия / [Текст] В.Т. Прокопенко, В.А. Трофимов, Л.П Шарок // Учебное пособие. - СПб: СПбГУИТМО, 2006. – 73с
8. Шаповаленко, И.В Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/. И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349с.
9. Баранов, Р. Е. Психологические механизмы зрительного восприятия формы и пространства [Электронный ресурс] / Р.Е. Баранов – Электрон. ст. – [Россия], 2023. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2023-8/b1-barabanov.pdf , свободный. – Аналог печ. изд. (Психология. Историко-критические обзоры и текущие исследования. – 2023. - Т. 12. № 8А. С. 64-75). – (17.02.2024).
10. Манузина, В. В. Возрастные особенности младших школьников в формировании исследовательской компетенции [Электронный ресурс] / Вероника Васильевна Манузина. – Электрон. ст. – [Россия], 2021. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vozrastnye-osobennosti-mladshih-shkolnik.4641913864/. – (25.01.2024).