Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием информационно-компьютерных технологий

Работа №170606

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией . 10
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе при нормотипичном развитии
10
1.2. Особенности развития звукопроизношения при дизартрии 19
1.3. Анализ существующих подходов логопедической работы по коррекции
звукопроизношения при дизартрии 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент по изучению симптоматики и уровней нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией и анализ его результатов 38
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
Глава 3. Формирующий эксперимент по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием информационно-компьютерных технологий 62
3.1. Теоретические основы, организация и содержание формирующего
эксперимента 62
3.2. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 74
Заключение 82
Библиография 89
Приложений нет

Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определены целевые ориентиры дошкольного образования, в числе которых названы: формирование общей культуры детей дошкольного возраста; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников дошкольных образовательных организаций; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Каждая из этих целей имеет определённое отношение к речевому развитию ребёнка дошкольного возраста, которое, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешной социализации личности.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимопонимание и взаимоотношения ребёнка с людьми. При этом к старшему дошкольному возрасту ребёнок уже начинает сам осознавать наличие у него речевых нарушений, что нередко приводит к ограничению самим ребёнком речевой деятельности, появлению у него робости, молчаливости и даже раздражительности.
Нарушения речевой деятельности в детском возрасте очень разнообразны, однако, среди них особо выделяется дизартрия, которая является одним из самых частых речевых дефектов. Основной признак дизартрии - нарушения звукопроизношения, что, с одной стороны, выступает в качестве критерия, позволяющего предполагать у ребёнка дизартрию, но, с другой стороны, затрудняет дифференциальную диагностику в силу того, что, стойкие дефекты звукопроизношения сопутствуют и другим видам нарушений речевого развития в детском возрасте.
Современная практика дошкольного образования в целом и инклюзивного образования детей с нарушениями в речевом развитии, в частности, всё больше ориентирована на принципы дифференцированного подхода и применения современных образовательных технологий, которые за последнее десятилетие проникли во все сферы повседневной жизни людей разного возраста. Дети дошкольного возраста активно пользуются компьютерной техникой, гаджетами, они легко осваивают стандартное программное обеспечение, к которому относятся многочисленные образовательные и развивающие программы и приложения. Интерес детей к информационно-компьютерным технологиям очень высок, а возможности создания коррекционно-развивающих методик на их основе очень обширны, что создаёт условия для их применения в логопедической практике. Вместе с тем, в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, информационно-компьютерные технологии ещё не нашли широкого применения.
На сегодняшний день подробно изучены механизмы речевых нарушений при дизартрии и основы дифференциальной диагностики (И.Б. Карелина, Е.Г. Корецкая, Л.В. Лопатина, А.В. Мамаева, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, B.C. Минашина, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева и др.). Достаточно подробно описаны вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Л.А. Брюховских, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова и др.).
Симптоматика и структура нарушений речевого развития при дизартрии наиболее подробно изучены у детей с церебральными параличами, разработаны методические подходы к их коррекции с позиций нейролингвистики и логопедии (Е.Ф. Архипова, А.В. Мамаева, Е.Н. Правдина - Винарская, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, К.А. Семенова, Л.А. Данилова и др.).
Методика применения информационно-компьютерных технологий в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией ещё недостаточно разработана и не освещена в фундаментальных исследованиях. Вместе с тем, информационно-компьютерные технологии представляют собой целую совокупность средств реализации целенаправленного процесса обучения и самообучения детей, контроля процесса и результата образовательной деятельности на основе компьютерной техники и интерактивного методического обеспечения, отвечающих современным требованиям к педагогическим условиям инклюзивного образования. При работе с детьми с общим недоразвитием речи с применением информационно-компьютерных технологий у логопеда масса возможностей использования разнообразных программ обучающей и развивающей направленности, которые могут использоваться и в индивидуальной работе с детьми, и в подгрупповой.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности содержания логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, основанного на применении информационно-компьютерных технологий.
Научно-теоретический анализ по вопросу формирования звукопроизношения в онтогенезе осуществлялся на основе исследований А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.И. Жинкина и других учёных. Согласно существующим научным представлениям о формировании звукопроизношения в онтогенезе, этот процесс происходит поэтапно, начинается он ещё в младенческом возрасте, а завершиться должен к старшему дошкольному возрасту. Формирование каждой группы звуков в речи сопровождается формированием соответствующих артикуляционных укладов. Другими словами, поэтапное формирование звукопроизношения в онтогенезе неразрывно связано с формированием и развитием артикуляционного аппарата. По мере созревания, его работа усложняется, и ребёнку становятся доступны всё более сложные звуки. К старшему дошкольному возрасту ребёнок, психофизиологическое развитие которого соответствует возрастным нормам, должен освоить все звуки, произносить их чётко и правильно. У детей с нарушениями в речевом развитии звукопроизносительная сторона речи к этому возрасту оказывается несформированной.
Одним из самых распространённых нарушений в речевом развитии детей является дизартрия. В работах Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольской и других исследователей, дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение воспроизведения звука и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
В настоящее время существует много подходов логопедической работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии. Наряду с традиционными методиками, разработанными такими авторитетными учёными, как Т.Б. Фотекова, Т.А. Ахутина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др., в последние годы появляется всё больше методических разработок, в которых описывается опыт применения в логопедической работе информационно-компьютерных технологий. Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями в речевом развитии позволяет лучше мотивировать детей за счёт использования ярких картинок, анимации, интересных звуковых рядов, игровой формы представления заданий.
В качестве рабочей гипотезы в настоящем исследовании выступило предположение о том, что интенсивное использование компьютерных презентаций, разработанных для постановки и автоматизации звуков, в логопедической работе со старшими дошкольниками с дизартрией позволит ускорить процесс устранения у них нарушений звукопроизношения.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении симптоматики и уровней нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Для проведения констатирующего эксперимента были скомплектованы две группы детей: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 20 воспитанников старших групп, обучающиеся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Контрольную группу составили 10 воспитанников старших групп, обучающихся по основной образовательной программе дошкольного образования с нормой речевого развития.
В исследовании применялись общепринятые в логопедии методы и приёмы обследования звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического слуха.
...


1. Абелева, И. Ю. Механизмы коммуникативной речи: монография / И. Ю. Абелева. - Москва: Парадигма, 2012. -С. 288.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Москва; Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2005. - С. 48.
3. Александровская, М. М. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / М. М. Александровская. - Москва, 1955. - С. 24.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 400.
5. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Э. Артемова. - Москва, 2005. - С. 156.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: Астрель, 2007. - С. 250.
7. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - С. 254.
8. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2016. - С. 115.
9. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - С. 319.
10. Архипова, Е.Ф. Дизартрия. Лекция 1 // Логопроект Архиповой Е. Ф. - URL: https://arkhipovaef.ru/dizartriya-lekcziya-1 (дата обращения: 25.10.2020)
11. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез: монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - Москва: МПГУ «Прометей», 2013. - С. 192.
12. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова.
- Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - С. 287.
13. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова; под ред. Л. И. Беляковой. - Москва: Книголюб, 2004. - С. 56.
14. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста /
А. М. Бородич. - Москва: Просвещение, 2014. - С. 189.
15. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - С. 224.
.... всего 107 источниов


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ