Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоциональных состояний учащихся с психическим недоразвитием
1.1. Проблема изучения эмоциональных состояний в психологии
1.2. Становление эмоциональных состояний в детском возрасте
1.3. Проблема изучения эмоциональных состояний учащихся с
психическим недоразвитием на современном этапе в отечественной и мировой психологии
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
2.1. Организация, методы и методики исследования
2.2. Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего
школьного возраста с психическим недоразвитием
Выводы по второй главе
Глава III. Коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональных
состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции
эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с психическим недоразвитием и соответственно проблема социальной адаптации таких детей. Социальноэкономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социализированной личности, обладающей способностью эффективно решать возникшие жизненные проблемы.
Актуальность проблемы исследования определяется общими тенденциями к гуманизации системы образования, к формированию отношения к школьнику с психическим недоразвитием как к субъекту учебно-воспитательного процесса и равноправному члену российского общества. Целью специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта является подготовка их к жизни в социальном пространстве. Умение адекватно вести себя в социуме является важным для данной категории школьников, позволяет им пользоваться общественными благами и достижениями цивилизации.
В концепции и стратегии модернизации российского образования до 2020 года результат деятельности образовательного учреждения определяется как формирование у школьников социальной, коммуникативной, предметной и других видов компетентности. Социальная компетентность конкретизируется в способности действовать в социуме с учётом позиций других людей, коммуникативная в способности — в способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Поведение школьника в социуме и в процессе коммуникации во многом опосредуется его эмоциональным состоянием.
В исследованиях отечественных и зарубежных учёных (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Д. Кошелевой, А.Н. Леонтьева и др.) отмечается, что состояние эмоциональной сферы признаётся одним из центральных факторов адаптации и социализации детей. Следовательно, возможности социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта во многом будут определяться состоянием их эмоциональной сферы.
Актуальность проблемы исследования определяется обнаруженным несоответствием между достаточно высоким уровнем изученности проблемы эмоциональных состояний у школьников с сохранным интеллектом и почти полным отсутствием теоретических сведений об особенностях эмоциональных состояний лиц с нарушением интеллектуального развития.
На необходимость изучения особенностей эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллектуального развития указывали Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.). Несмотря на высокую актуальность изучения особенностей эмоциональных состояний изучаемого контингента школьников, данный круг вопросов в специальной психологии остаётся практически неизученным.
Имеется ряд научных работ, посвящённых изучению понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью: О.К. Агавелян, Н.И. Кинстлер, Е.П. Кистенева, Н.В.
Скоробогатова. Вопросами изучения особенностей эмоциональных состояний школьников с нарушением интеллектуального развития занимались Н.Ю. Верхотурова, Е.В. Семенова, О.Е. Шаповалова. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение эмоциональной сферы личности данного контингента школьников, многие вопросы остаются мало изученными в специальной литературе и составляют перспективное направление исследований на современном этапе развития научной мысли.
Проблема исследования: Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта остаются малоизученными, для их своевременной коррекции и профилактики требуется дальнейшее изучение данной проблемы с целью наилучшей интеграции и социализации данного контингента детей в условиях современного общества.
Объект исследования. Эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Предмет исследования. Коррекция эмоциональных состояний
учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием являются высокий уровень враждебности и агрессивности. Эффективность устранения выявленных затруднений у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии реализации разработанной нами психологической программы.
...
Цель нашего исследования заключалась в определении психологических особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием, а также разработке программы по их своевременной коррекции.
В процессе выполнения выпускной (квалификационной) работы, посредством последовательного решения направленных на достижение цели задач, на основе теоретического анализа мы выявили степень изученности обозначенной нами проблемы в современной психологии, а также определили понятие, структуру, закономерности проявления и механизмы эмоциональных состояний человека.
Эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельности, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных состояний: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты — эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений. Эмоциональное состояние всегда детерминировано внутренними и внешними причинами, определяется условиями ситуации и особенностями восприятия личностью данных условий.
Изучение эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Оно важно для социальной адаптации школьников через развитие у них умений регулировать собственное эмоциональное состояние и адекватно вести себя в обществе.
Накопленные в коррекционной психологии данные показывают, что в жизни учащихся с психическим недоразвитием эмоциональные состояния, как и при нормальном развитии, играют важную роль, являясь неотъемлемым компонентом психического отражения и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Эмоциональные состояния оказывают непосредственное влияние на всю психическую активность ребёнка и важнейшие системы жизнедеятельности организма, напрямую воздействуя на процессы его социализации и адаптации в окружающей действительности. В соответствии с этим, изучение особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием приобретает большой теоретический и практический интерес.
С целью изучения особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта нами был реализован констатирующий эксперимент на базе школы-интерната VIII вида № 5 г. Красноярска. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Всего в исследовании приняло участие 20 детей, все дети, принимавшие участие в исследовании имели клинический диагноз F70 (Лёгкая степень умственной отсталости). Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики:
1) Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука и Л. Кауфмана (в модификации Р.В. Беляускайте);
2) Методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга;
3) «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова.
В результате экспериментального исследования было выявлено, что преобладающими показателями у всех испытуемых являются отклонения в поведении, которые выражаются в нарушениях взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в проявлении агрессивных тенденций, импульсивности, конфликтности и вспыльчивости. Большинство учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием склонны конфликтовать со сверстниками, не соблюдают правил поведения, на замечания не реагируют.
У всех испытуемых преобладающим направлением эмоциональных реакций является экстрапунитивные, в которых агрессия направлена вовне. Импунитивных (М) реакций в ответах учащихся оказалось несколько больше, чем интрапунитивных (I). В ответах школьников содержатся обвинения и упрёки, так же имеется тенденция отрицать свою вину и обвинять другого в происходящих событиях. Полученные результаты могут говорить о том, что у испытуемых сформирована психологическая защита через агрессию и перекладывание собственной вины на других людей.
...
1. Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» //Психологическая диагностика. - 2004. - №4. - С.47-57.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М. - 1982.
3. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М.: Просвещение, 1980, 344 с.
4. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. - М.: Айрис пресс, 2005. - 78 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. - 136 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2000
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: «Мысль», 1998, 456 с.
9. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984.
11. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159с.: ил.
- (Библиотека школьного психолога).
12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного
развития младших школьников// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - с.204-207.
13. Венгер А.Л. "Психологические рисуночные тесты". - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003 г.
14. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
15. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. — С.13—19
16. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин- тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
17. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко - М., 2000
... всего 97 источников