ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятия «внимание», характеристика произвольного внимания.
Отечественные психологи о психологической природе произвольного внимания 7
1.2. Возрастные особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания
детей старшего дошкольноговозраста 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 27
2.1. Исследование уровня развития произвольного внимания детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию произвольного внимания детей
старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 31
2.3. Анализ результатов развития произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр 48
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
На сегодняшний день в психологической науке выделяют низшие и высшие формы психического процесса внимания. Низшие формы внимания - это непроизвольное внимание. Высшие, соответственно, произвольные.
На нынешнем этапе одно из главных приобретений личности - это возникновение и дальнейшее развитие высшей формы внимания, а именно произвольной, у детей дошкольного возраста. Данный вид внимания находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием дошкольников и непосредственно связано с формированием у детей волевого качества.
Необходимо отметить, что в процессе подготовки детей к образовательному процессу в целом главнейшее место занимает именно формирование произвольного внимания.
Также отметим, что необходимое условие для успешного освоения учебных программ, существующих в образовательных системах - это непосредственный навык произвольно обращать внимание на то, что само по себе является не привлекательным для обучающихся, но для общего усвоения дошкольных программ в целом очень важно.
Так, в настоящее время главной и сложнейшей проблемой в психологии является проблема внимания. Именно от решения данной проблемы зависит дальнейшее развитие психологической системы в целом .
Так Л.С. Волкова считает, что весьма очевидными в жизни каждого человека является процесс внимания, а также его определяющая роль в выборе содержаний сознательного опыта.
Данная проблема в отечественной, а также зарубежной психологической науке рассмотрена в разных аспектах разными известными исследователями. Так, например, такими авторами как, Л.С.Выготским, С.Л. Рубинштейном, были рассмотрены основные вопросы теории психического процесса внимания, а также исследована его роль в жизнедеятельности людей.
А с точки зрения физиологических механизмов внимания, к примеру, А.Н. Леонтьевым, И.П. Павловым, Т. А. Рибо, был рассмотрен данный психический процесс. Отметим, что, в основном, в психолого-педагогических аспектах рассматривались проблемы внимания. К числу данных исследователей можно отнести П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина и многих других.
Развитие произвольного внимания играет главную роль во всех этих исследованиях, т.к. исследователи считают, что важное место в жизнедеятельности всех людей занимает именно произвольное внимание. Но, несмотря на это, оно известными исследователями рассматривалось только в связи с освоением дошкольных программ обучающимися.
Наряду с этим, такие исследователи психологической науки, как Т.В. Башаева, Н.А. Поздняков, отмечали, что данную форму процесса внимания нужно начинать формировать и развивать уже в дошкольном возрасте.
Так, игры, как основной вид занятий детей, может быть основным условием развития высшей формы процесса внимания, а именно произвольного внимания, у дошкольников.
В известных работах таких исследователей, как: П.Я. Гальперин, А.П. Усова и др., было отмечено развивающее значение игр для детей. Но заметим, что данные исследователи недостаточно осветили такую тему, как формирование и развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования обуславливается тем, что вопросами по поводу формирования и развития такой высшей формы внимания, как произвольное, очень интересуются воспитатели дошкольных
образовательных учреждений, учителя младших школьных классов, а также психологи. Так, для всех является очевидным то, что детям, которые не могут сосредоточиться на учебном процессе, а также не имеют возможности удержать свое внимание на каких-либо важных мелочах, очень сложно освоить в дальнейшем школьную программу.
В настоящее время, по статистическим данным, при принятии нового статуса в социуме, а именно статуса «школьник» сталкиваются с разного рода трудностями 55 % детей от общего числа учеников первого класса
образовательного учреждения. Как правило, к количеству таких детей относятся те, которые не могут сосредоточиться, переключить или распределить свое внимание на процессе обучения. Именно в связи с этим, необходимым является формирование и развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
...
К острой необходимости изучения понятий о внимании и играх привела актуальная проблема противоречивости и неоднозначности отношения исследователей к развитию произвольного внимания дошкольников с помощью проведения дидактических игр с ними.
Внимание выражается больше или меньше в любом сознательном процессе человека, входит в процесс осознания, выражается в процессе памяти, мыслительной деятельности, воображения. Многие исследователи занимались изучением произвольного внимания. Это связано с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление.
Так, отметим, что разные этапы формирования произвольного внимания выявлено с помощью его досконального изучения.
Под термином «игра» стоит понимать вид деятельности дошкольников, т.к. именно в процессе игр удовлетворяются их основные потребности.
Игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в получении удовольствия от самой игры, а не от ее результатов.
В настоящее время в педагогике имеется большое количество видов игровых деятельностью. Одной из разновидностей является дидактическая игра.
Неограниченные возможности комплексного использования
разнообразных методов, которые направлены на формирование личностей детей, в т.ч. и произвольного внимания проявляются именно в процессе проведении дидактической игры.
Отметим, что в ходе данных игр происходит закрепление уже имеющихся знаний, их совершенствование, а также формирование новых качеств личности дошкольника.
Так, актуальность и проблема выпускной квалификационной работы состояли в изучении особенностей развития произвольного внимания у дошкольников с помощью применения в образовательном процессе дидактической игры.
Цель исследования заключалась в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, посредством разработанного комплекса дидактических игр.
Гипотеза исследования гласила о том, что дидактические игры являются - это эффективное средство развития произвольного внимания дошкольников.
Отметим, что большинство испытуемых нуждается в работе по развитию произвольного внимания посредством дидактических игр, о чем, в свою очередь, свидетельствуют результаты проведенной диагностики уровня произвольного внимания у дошкольников.
Также необходимо отметить, что у детей повысился уровень произвольного внимания в процессе реализации разработанного комплекса дидактических игр.
Так, изменения уровня произвольного внимания дошкольников, которые находились в экспериментальной группе, показали результаты контрольного этапа проведенного эксперимента.
Таким образом, отметим, что гипотеза исследования полностью подтвердилась, т.к. действительно, дидактические игры - это эффективное средство развития произвольного внимания у дошкольников.
Все задачи исследования выполнены, цель выпускной квалификационной работы достигнута в полном объеме.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздательство, 2014. 355 с.
2. Айдарова Л.И. Внимание у дошкольников: учеб. пособие. М., 2009. 326 с.
3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: Педагогика, 2009. 272 с.
4. Башаева Т.В. Развитие внимания у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2009. 240 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. СПб.: 2014. 2378 с.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2009. 286. С. 45-58.
7. Буре Р.С. Готовим детей к школе: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1987. 113 с.
8. Будницкая И.И. Ребенок идет в школу. М.: Педагогика, 2013. 112
с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 311 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Шуаре М. М., 2012. 272 с.
11. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Петровского А.В. М., 2016. 288 с.
12. Волокитина М.Н. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1992. 128 с.
13. Вундт В. Память и внимание. М.: Просвещение, 1994. 267 с.
14. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. 186 с.
15. Гальперин П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения/ под ред. С.С. Ляпидевского. М., 2010. 196 с.
16. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.: Владос, 2009. 118 с.
17. Жукова Н.С. Преодоление нарушений внимания у дошкольников. Екатеринбург: Наука, 2010. 320 с.
... всего 50 источников