ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Федеральные нормативно-правовые акты 8
1.2. Региональные нормативно-правовые акты 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 25
2.1. Документирование реестра государственных услуг 25
2.2. Документирование реестра муниципальных услуг 50
2.3 Рекомендации по совершенствованию оказания
муниципальных услуг в электронном виде в Республике Тыва 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе вопросы обеспечения населения страны качественными и востребованными государственными и муниципальными услугами находятся в центре общественного внимания. При предоставлении государственных и муниципальных услуг для получателей услуг определяющее значение имеет нормативное закрепление механизма межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.
Объектом выпускной квалификационной работы являются государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в электронном виде.
Предметом работы является документирование процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Республике Тыва.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ процедуры документирования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на портале «ГОСУСЛУГИ» и разработка рекомендаций по улучшению процедуры документирования.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
-изучить нормативно-правовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- проанализировать документирование государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде на портале «ГОСУСЛУГИ»;
-предложить направления совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Республике Тыва.
При подготовке работы был использован широкий комплекс источников,среди которых значительное место занимают нормативные акты.
Выделяются следующие группы источников по теме:
-Законодательные акты Конституция Российской Федерации , федеральные законы Российской Федерации (в том числе, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «О муниципальной службе в РФ», «Об электронной подписи» «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»5 и др.);
Подзаконные акты
-указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ , позволившие установить и исследовать общегосударственное правовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг;
- постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва ,позволившие установить порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Тыва, состав соответствующих мероприятий, проводимых на территории субъекта;
-Административные регламенты, определяющие порядок предоставления отдельных муниципальных услуг в Республике Тыва .
В данной работе использовались следующие методы исследования:
-метод анализа, необходимый при исследовании нормативных актов для выявления и детального изучения соответствующих норм;
методы наблюдения и опроса, применяемые для детального изучения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, выявлении проблем в этой сфере;
-метод синтеза, позволивший обобщить и систематизировать полученные путем использования вышеназванных методов данных, сформулировать соответствующие выводы.
Степень изученности данной темы вполне достаточна, но следует заметить, что до сих пор в научной литературе не сформирован единый методический подход к определению понятия «государственная и муниципальная услуга». Часто эти термины употребляются в едином контексте.
Тем не менее, исследователями местного самоуправления в рамках муниципального права делается попытка дать определение понятию «муниципальные услуги» По мнению Кирсанова С.А., под муниципальной услугой следует понимать услуги, обязанность по обеспечению предоставления которых возложена на муниципальное образование в соответствии с законодательством РФ, а также уставом муниципального образования в связи с решением вопросов местного значения . Таким образом, муниципальные услуги представляют собой результат деятельности как органов местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности.
Большинство исследователей останавливаются на понятии «публичная услуга», основывая свои доводы на том, что услуги власти направлены на удовлетворение общественных интересов . В целом, теоретико-методические аспекты развития государственных и муниципальных услуг нуждаются в дальнейшем уточнении и детализации.Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,разделенных на четыре раздела, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении показана актуальность темы, определены объект и предмет работы, сформулированы цель и задачи работы, проведен краткий обзор источников по теме работы, приведена характеристика методов исследования, также выявлена степень изученности по теме.
В первой главе «Законодательное и методическое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в РФ» дана характеристика федеральных и региональных нормативно-правовых актов, определено методическое обеспечение.
Во второй главе проведен «Анализ документирования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в РТ». В первом разделе описан механизм и порядок предоставления государственных услуг,выявлен реестр государственных услуг, во втором перечислен реестр муниципальных услуг, приведена статистика запросов муниципальных образований Республики Тыва в системе межведомственного электронного взаимодействия, в третьем разделе предложены направления совершенствования предоставления муниципальных услуг.
В заключении приводятся основные выводы по теме работы, в приложении приводятся статистические данные.
В условиях проводимой административной реформы все больше возрастает значение государственных и муниципальных услуг. Государственные и муниципальные услуги расширяются по объему и содержанию,совершенствуется организационно-правовой механизм их оказания.
Социально-правовая ценность, многообразие и массовый характер этих услуг, которые способны обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности личности, общества и государства, обуславливает необходимость исследования документирования предоставления государственных и муниципальных услуг.
Нормативное закрепление механизма межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронном виде, при предоставлении государственных и муниципальных услуг, несомненно, имеет позитивное значение для получателей услуг Республики Тыва. Например, прием заявлений о проведении медико-социальной экспертизы, предоставление выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, являются элементами первоочередной государственной услуги,которая должна предоставляться в электронной форме.
Вместе с тем имеют место определенные проблемы предоставления государственных услуг, относящихся к конкретной сфере: социальной,здравоохранения, регистрации, недвижимости и прочих. В этом случае отдельная услуга часто является лишь звеном в цепочке услуг. Чтобы сделать услуги по настоящему электронными, нужно не просто переводить существующие механизмы на возможность удаленной подачи заявки на их получение, но и качественно менять способ этого взаимодействия.
Качество, полнота и своевременность предоставления государственной и муниципальной услуги в электронной форме в организационно-правовом аспекте зависит также и от эффективности инструментов административного регламента по предоставлению конкретной услуги. Стандарты деятельности федеральных органов, органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления являются составной частью административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) и предусматривают количественные и качественные показатели доступности и качества услуг (функций).
При этом стандарты включаются в административный регламент в том случае, если предоставление (исполнение) государственной и муниципальной услуги (функции) инициируется запросом заявителя.
Отметим, что стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг должны предусматривать ряд показателей, в частности, основания для отказа в приеме документов и предоставлении услуги и даже максимальные сроки ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и получении результата ее предоставления.
Основными мерами, предполагающими повышение доли граждан,использующих механизм получения услуг в электронном виде на территории Республики Тыва, являются следующие меры:
-Обеспечение гражданам удобства и предсказуемости процедур взаимодействия граждан с предоставляющими государственные и муниципальные услуги в электронном виде органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями Республики Тыва;
-Разработка требований к процедурам предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде,направленных на обеспечение их удобного и понятного использования,которые должны быть закреплены нормативно;
-Предоставление заявителю удобных сервисов идентификации и аутентификации, навигационных и поисковых сервисов, информации о доступных ему услугах, в том числе в привязке к жизненным ситуациям,контекстных подсказок, сервисов автоматизированного заполнения форм заявлений с использованием персональных данных и иных сведений,доступных органу (организации);
-В случае неработоспособности тех или иных сервисов своевременное предоставление пользователю информации об этом, а также о сроке восстановления их работоспособности;
-В соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление заявителю средств отображения содержания документов,подписываемых им в электронном виде;
-минимизация временных и финансовых затрат граждан, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, включая затраты на подготовку документов в электронном виде, регистрацию на порталах,обучение работе с новыми технологиями, посещение органов (организаций),ожидание в очереди, ожидание результата предоставления услуг, а также с минимальными финансовыми затратами, включая как затраты на уплату государственной пошлины, так и сопутствующие неофициальные расходы (обращение к посредникам, приобретение программного обеспечения,консультации и др.).
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. №237.
2. Конституция Республики Тыва
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»;
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
6. Федеральный закон Российской Федерации от 02 марта 2007
№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
7. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
8. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
9. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N
8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»;
11. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 г № 861 «О
федеральных государственных системах, обеспечивающих
предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (с изменениями от 30.05.2017);
12. Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 г №451 «Об инфраструктуре, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (с изменениями от 13.08.2016);
13. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2013 №1555-р «Об утверждении Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».
14. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2011 № 2161-р «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020гг.)»; 15. Постановление Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2017 №56-р «Об утверждении сводного плана по приведению нормативных правовых актов Республики Тыва,устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
16. Постановление Правительства РТ от 10.12.2015 № 562 «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РТ уполномоченным органом исполнительной власти РТ»;
17. Постановление Правительства РТ от 30.06.2009 № 324 «Об утверждении перечня государственных услуг оказываемых органами исполнительной власти РТ юридическим и физическим лицам»;
18. Распоряжение Правительства РТ от 23.09.2014г № 350-р «Об утверждении перечней государственных и муниципальных услуг,предоставленных в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории РТ по принципу «Одного окна»;
19. Административный регламент по предоставлению ГБУ «Государственный архив Республики Тыва» государственной
услуги «Согласование нормативных документов,регламентирующих деятельность архивных и
делопроизводственных служб организаций - источников комплектования Государственного бюджетного учреждения Государственный архив Республики Тыва»;
20. Указ Главы Республики Тыва от 30.06.2015г. №113 «Об утверждении административных регламентов предоставления Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва государственных услуг»;
21. Административный регламент предоставления Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);
22. Административный регламент агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
ІІ.Литература
23. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. 2-е изд./Л.А.Василенко; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.:Наука, 2008.-345с;
24. Верников Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок URL:
http://www.iteam.ru/publicationsit/section_52/article_1091.
25. Данилин A.B. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к
архитектуре «электронного правительства». М.:ИНФРА-М, 2014.-159с.;
26. Дрожжинов В.И. Региональное электронное правительство:
стратегия создания, архитектура, типовые решения. - М.: Эко-Трендз, 2012. - 231с.;
27. Кирсанов С.А. Муниципальные услуги как вид публичных
услуг//Управленческое консультирование.- 2008.-№ 4.- С. 30-36.
28 . Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг - 2015 / под ред. А.В.Клименко, С.М.Плаксина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2016.- 392с.
29.Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект:Автореф. канд. юрид. наук. Мытищи, 2009. - 23с;
30. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Д.Р.Трутнев, В.В. Уткин, А.В. Чугунов; СПбГУ ИТМО. — СПб.2009.
31. Пономарев С.В. Осваиваем новые электронные публичные сервисы: простые советы гражданам, как ориентироваться в электронном государстве и не только. — Пермь: Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), 2012. С. 37;
32. Талапина Э. Публичные функции в экономике //Право и экономика- 2012- № 6.- С. 3-9;