ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. НОСОВА 8
1.1. Нравственные представления в структуре нравственной сферы человека 8
1.2. Особенности развития нравственных представлений в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности детской художественной литературы в развитии старшего
дошкольника. Произведения Н. Носова как средство развития нравственных представлений детей 5-6 лет 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация эмпирического эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3. Формирующий эксперимент. Содержание работы по развитию
нравственных представлений старших дошкольников на материале
произведений Н.Н. Носова 50
2.4. Контрольный эксперимент, оценка эффективности проведенной работы 57
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В современном обществе наиболее важной и актуальной является проблема нравственности человека. Современными учеными социологами обосновывается факт того, что наша страна на данный момент переживает один из самых сложных в нравственном отношении периодов в своей истории. Изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе обусловлены социально-экономическими и политическими изменения в нашей стране. Материальные ценности в социуме возвышаются над духовными, это оказывает влияние на развитие представлений о нравственности у детей дошкольного возраста.
Современный ученый А.В. Юревич, приводя результаты социологических исследований снижения нравственности, ссылается на термин Э. Гидденса «испарение моральности» для обозначения нравственного состояния современного российского общества . Бесспорно, такая тенденция оказывает влияние на социум в целом, однако в наибольшей степени чувствительными к различным отрицательным воздействиям являются дети, чья нравственность находится на этапе становления .
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для освоения норм морали, развития нравственных ценностей и правил поведения, которые закрепятся в сознании ребенка. В этом возрасте формируются основные принципы деятельности и происходит личностное становление ребенка . По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, в возрасте 5-6 лет у ребенка формируются представления о таких характеристиках личности как трудолюбие, самостоятельность, честность, ответственность, доброжелательности и т.п. Именно эти качества составляют основу представлений о нравственности.
Нравственность трактуется не просто как набор правил, определяющих поведение и деятельность одного человека, но как некий механизм , который регулирует существование определенного общества. Нравственность
определяется как процесс взаимодействия между отдельными людьми и группами людей через их отношение к социальным явлениям и жизни.
Нравственные представления - это основа нравственного поведения, без них невозможно представить грамотного и умного человека . Представления о нравственности составляют фундамент нравственной воспитанности, развития нравственных чувств и отношений к объектам, предметам и явлениям окружающего мира.
На общегосударственном уровне нравственное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном в 2013 году, содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» подразумевает под собой формирование морально-этических ценностей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, формирование уважения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в дошкольной организации.
Вопрос развития нравственности изучается в таких областях научного знания как педагогика, психология, этика, философия, социология и т.п. Анализ научной литературы подтверждает, что проблема развития нравственных представлений была предметом изучения таких отечественных и зарубежных ученых: Я.М. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Сухомлинский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Нечаева, М.И. Лисина, Н.В. Микляева, В.И. Петрова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходит поиск оптимальных и продуктивных средств нравственного развития, обеспечивающих овладение нравственными понятиями, формирование адекватного отношения к нравственным ценностям, психологическую готовность к нравственному поступку, способность к нравственной рефлексии детей дошкольного возраста. Одним из средств является художественная
литература.
Детская художественная литература как одно из средств развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является основным и первостепенным средством, сконцентрированным на формировании личности, эстетического и нравственного развития ребенка. Она является источником для познания ребенком себя и окружающего его мира, системы социальных отношений, необходимых для гармоничного взаимодействия в обществе.
...
Цель выполнения настоящей выпускной квалификационной работы состоит в разработке и апробации методического комплекса по развитию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством произведений Н.Н. Носова.
Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что нравственность играет огромную роль в гармоничном формировании и развитии личности человека в целом. Дошкольный возраст наиболее ответственным этапом в становлении личности ребенка, осознании механизмов поведения, моральных качеств и ценностей, принятых и закрепленных в современном обществе .
Основными особенностями развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста являются формирование нравственного самосознания, а также нравственной саморегуляции поведения, возникновение нравственных мотивов, суждений и оценок.
Нравственные представления ребенка старшего дошкольного возраста следует рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого
Когнитивный компонент включает в себя знания детей о нравственных нормах и представления о нравственных качествах, нормах поведения, законах морали и этики.
Поведенческий компонент подразумевает под собой практическое применение знаний о нравственных законах в жизни через умение давать оценку своих действий/поведения, т.е. самооценку, оценку поведения детей, взрослых, героев литературы; стремление ребенка к проявлению нравственности.
Эмоциональный компонент подразумевает способность ребенка эмоционально откликаться, сопереживать, сочувствовать другим людям, данное действие со стороны ребенка должно быть осознанно и адекватно.
С целью изучения уровня развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста был подобран диагностический инструментарий и организовано эмпирическое исследование. В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты: 40% детей (4 чел.) экспериментальной группы имеют высокий уровень развития когнитивного и поведенческого компонентов нравственных представлений, 30% (3 чел.) - средний уровень развития когнитивного и поведенческого компонентов нравственных представлений, 30% (3 чел.) экспериментальной группы имеет низкий уровень развития когнитивного и поведенческого компонентов нравственных представлений; 40% (4 чел.) детей имеют высокий уровень развития эмоционального
компонента нравственных представлений; 50 % (5 чел.) - средний уровень развития эмоционального компонента нравственных представлений; 10% (1 ребенок) показал низкий уровень эмоционального компонента нравственных представлений. В контрольной группе 4 детей (40%) обладают высоким уровнем развития когнитивного компонента нравственных представлений, 4 дошкольника (40%) - средним уровнем развития когнитивного компонента нравственных представлений, 2 ребенка (20%) - низким уровнем развития когнитивного компонента нравственных представлений; 5 детей (50%) контрольной группы обладают высоким уровнем развития поведенческого компонента нравственных представлений; 4 ребенка (40%) имеют высокий уровень развития поведенческого компонента нравственных представлений, 1 (10%) ребенок обладает низким уровнем развития поведенческого компонента нравственных представлений; 4 (40%) детей контрольной группы обладают высоким уровнем развития эмоционального компонента нравственных представлений, 5 (50%) детей - средним уровнем развития эмоционального компонента нравственных представлений и 1 (10%) ребенок имеет низкий уровень развития эмоционального компонента нравственных представлений.
По результатам первичной диагностики детей старшего дошкольного возраста была выявлена необходимость в разработке и реализации 71 методической разработки, направленной на развитие нравственных представлений детей данной возрастной группы.
...
1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. 230 с.
2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте. M.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. 320 c.
3. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. М.: Мозайка-Синтез, 2015. 80 с.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика - Синтез, 2013. 304 с.
6. Воспитание гуманных чувств у детей / Ред. Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1987. 174 с.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Академия, 2015. 262 с.
8. Грицай Т.В. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2016. № 8. С. 97-102.
9. Дедюкина М.И., Максимова А.А. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 59-62.
10. Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2011. 269 с.
11. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как социальнопедагогический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С.23-28.
12. Ежкова Н.С. Дошкольное Образование С Позиции Возрастных Ценностей. М.: ИЛ, 2017. 357 c.
13. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду / Р.И. Жуковская. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1955. 270 с.
14. Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: дис. канд. психол. Наук: 19.00.07 / Р. Р. Калинина. М., 2003. 182 с.
15. Карпова, Е.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в дошкольном возрасте //Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. С.222-225.
... всего 52 источника