ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Обзор литературы по исследуемой проблеме 9
1.2. Феномен агрессивного поведения 16
1.3. Особенности агрессивного поведения часто болеющих детей 23
1.4. Меры психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у часто болеющих младших школьников 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1 Организация исследования агрессивности у часто болеющих младших школьников 39
2.2 Анализ и описание результатов исследования 43
2.3 Организация работы по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения часто болеющих младших школьников 51
2.4 Оценка эффективности психолого-педагогической программы коррекции 58
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация служит источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность способствует не только деформации личностного развития ребенка, и, но препятствует возможностям полноценной коммуникации. Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей имеет период младшего школьного возраста. Первые годы обучения в школе являются переломным моментом в жизни ребенка, происходит смена его позиции в системе общественных отношений, увеличивается психоэмоциональная нагрузка, связанная с неукоснительным соблюдением школьного расписания, следования школьным нормам. Младший школьный возраст является периодом для формирования системы взаимоотношения ребенка с собой и окружающим миром, это период формирования устойчивых форм взаимоотношений детей с окружающими его людьми, такими как сверстники и взрослые. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена неадекватностью самооценки, несформированной саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение.
Одной из значимых социальных проблем современного развитого общества являются возросшие агрессивные тенденции среди учащихся младшего школьного возраста, поскольку увеличивается количество детей с отклоняющимися формами поведения. Различные факторы оказывают влияние на детскую среду, не всегда эти факторы конструктивны. С помощью анализа деструктивных, разрушительных факторов среды участников образовательного процесса младшего школьного возраста удалось выделить некоторые тревожные проявления: повышение количества конфликтных ситуаций, немотивированная жестокость, случаи жертвенного и провоцирующего поведения, раздражение, агрессивность. Разработка эффективных мероприятий по коррекции поведения, в том числе и агрессивного, предполагает анализ и изучение специфики проявлений данной формы отклоняющегося поведения. Все эти факторы и обуславливают актуальность данного исследования.
Для психологов не перестают быть интересными проявления агрессивного поведения в детях младшего школьного возраста, их особенности, классификация встречающихся видов, внимание уделяется так же и особенностям их диагностики и коррекции. На это в первую очередь указывает количество работ и их направление, посвященное проблеме отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте.
Изучению агрессивных состояний, поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.). А.Г. Лидерс, О.А. Карабановой, Г.В. Бурменской, по проблеме агрессивного поведения, предлагаются разнообразные способы и методы коррекции актуальные для детей 6-10 лет. Среди отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн. Разработке способов преодоления агрессии посвящены работы М.М. Кольцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. Изучением проблемы агрессии в младшем школьном возрасте занимались следующие авторы: Р. Бэрон, Л. Берковиц, Э. Аронсон, М. Раттер, и др. Важный вклад в разработку проблемы детской агрессивности, особенностей ее диагностики и коррекции внесли Г.С. Абрамова, Л.П. Обухова, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, В.Г. Степанов, Н.Я. Петрусь, Е.В. Морева, Л.И. Строганова и др. Проблемы коррекции агрессивного поведения младших школьников поднимаются в исследованиях Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, и др....
Агрессивное поведение представляет собой индивидуальную личностную характеристику, которая предопределяет готовность к совершению агрессивных действий. Агрессивное поведение является следствием повышенной агрессивности личности. Однако не любое агрессивное поведение показывает наличие агрессивности как черты, соответственно не каждая агрессивная личность может проявлять агрессивное поведение.
Формирование агрессивности у часто болеющих младших школьников опосредовано множеством факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние факторы формирования агрессивности сводятся к негативному влиянию социума (так называемое асоциальное окружение), нарушениям условий воспитания, неблагоприятные социально-экономические условия. К внутренним факторам формирования агрессивности часто болеющих младших школьников можно отнести: индивидуально-личностные качества подростка, его психологические особенности, такие как, импульсивность, низкий самоконтроль, слабая способность в установлении контактов с окружающими, а также сниженные навыки становиться на позицию другого, взглянуть на себя со стороны и т.д.
В качестве центрального фактора выступают стили родительского воспитания. Именно из-за тесного эмоционального контакта с родителями ребенок считывает частые переживания и беспокойство родителей, что вызывает у него ощущение страха. Отдельные авторы связывают проявление агрессивного поведения у часто болеющих детей с особенностями прохождения возрастных кризисов и индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями. Именно эмоциональное состояние составляет основу поведения и функционирования в более старшем возрасте.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется путем систематической последовательной работы психолога с учащимися, которые относятся к категории групп риска по выбранным основаниям, и эта деятельность направлена на оказание специальной помощи этим учащимся. Психолого-педагогическая коррекция с учащимися проводится по результатам плановой диагностической работы, а также по запросам со стороны родителей и педагогов, а также по наблюдениям самого психолога. Эффективность проведенных коррекционных воздействий проводится по итогам повторного диагностического обследования. Довольно часто предметом коррекции оказываются именно личностные особенности часто болеющего ребенка.
На констатирующем этапе исследования у всех часто болеющих детей в рисунках выявлены показатели тревожности. У большинства детей выявлены показатели вербальной агрессии (прорисованные зубы у крокодила), а также выражен страх нападения сверху, то есть боязнь взрослых (на рисунке у крокодила на спине нарисованы шипы). У каждого четвертого ребенка выявлена латентная агрессия - нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны. На констатирующем этапе исследования в группе часто болеющих младших школьников показатель враждебности выше нормативных значений. Показатель агрессивности соответствует среднему (нормативному) уровню.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников. Целью данной программы является коррекция агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения.
После проведения программы психолого-педагогической коррекции произошло снижение показателей агрессивности и враждебности. После программы коррекции у часто болеющих детей снизились показатели вербальной агрессии, латентной агрессии, боязни нападения сверху, тревожность. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена.
1. Авдеева Г.Н. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Московского университета. 2015. №3. С. 38-52.
2. Агеенкова Е.К., Ларионов П.М., Волчек В.А. Личностные детерминанты агрессивности // Психотерапия. 2019. № 2. С. 86-94.
3. Блескина О.В. Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников [электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/605227(дата обращения: 12.04.2022).
4. Борисова Г.М. Тревожность младших школьников и способы ее коррекции // Научные исследования XXI века. 2019. №1 (1). С. 287-290.
5. Власова Е.Н. Взаимосвязь тревожности и агрессии младших школьников (9-10 лет) с детско-родительскими отношениями» / В сборнике: Ярмарка научно-практических инициатив студентов ЯНПИС- 2020. Материалы XVII межрегиональной студенческой научно -практической конференции. Уфа, 2020. С. 60-62.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 201 с.
7. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2018. 657 с.
8. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к коммуникативным способностям // Способности и склонности: Комплексные исследования. М.: Приори, 2019. 100 с.
9. Демина С.Н. Теоретические аспекты исследования личностных особенностей пациентов с разными психосоматическими состояниями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 12. С. 80-85.
10. Джиоева О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-3. С. 76-79.
11. Евдошенко О.В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества // Вестник науки и образования. 2019. №15. С. 112-115.
12. Идентичность и социализация в современном мире: сб. методик / под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: МПГУ, 2015. 248 с.
13. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2018. 368 с.
14. Ильенко Н.М. Основы формирования культуры общения и взаимодействия у учащихся начальной школы // Начальная школа. 2017. № 4. С. 15 -18.
15. Кириллова Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Автореф. диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М., Академия управления МВД России, 2020. - 31 с....(50)