Психолого-педагогическая помощь семьям,воспитывающим ребенка с ОВЗ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации и обеспечения психолого-
педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ
1.2 Направления, формы, виды психолого-педагогической помощи
родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по первой главе
Глава 2 . Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям с
детьми с ОВЗ
2.2. Краткое описание программы оказания психолого-педагогической
помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Глава 1. Теоретические основы организации и обеспечения психолого-
педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ
1.2 Направления, формы, виды психолого-педагогической помощи
родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по первой главе
Глава 2 . Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям с
детьми с ОВЗ
2.2. Краткое описание программы оказания психолого-педагогической
помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети,находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., Черникова Т.В.,КарпенковаИ.В., и др.) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается).
Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Объектом исследования является психолого-педагогическая помощь.
Предметом исследования являются основные направления психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям,воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Задачи дипломной работы:
- описать особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявить направления, формы и виды психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести эмпирическое исследование по изучению опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать программу оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
- разработать рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез учебно-методической и научной литературы;
2. Изучение опыта работы;
3. Изучение документации.
Методологической основой исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Т.В. Черниковой(социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой(психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко(психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития),Е.А. Екжановой(социально-психологическая работа в проблемных семьях),Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях).
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко,М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях,воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Е. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни,К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер,направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь.Практическая значимость исследования:данные, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в практике психологов,социальных педагогов системы образования, социальной защиты.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения,двух глав, которые в свою очередь состоят из двух подразделов, заключения,списка литературы и приложения.
На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., Черникова Т.В.,КарпенковаИ.В., и др.) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается).
Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Объектом исследования является психолого-педагогическая помощь.
Предметом исследования являются основные направления психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям,воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Задачи дипломной работы:
- описать особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявить направления, формы и виды психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести эмпирическое исследование по изучению опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать программу оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
- разработать рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез учебно-методической и научной литературы;
2. Изучение опыта работы;
3. Изучение документации.
Методологической основой исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Т.В. Черниковой(социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой(психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко(психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития),Е.А. Екжановой(социально-психологическая работа в проблемных семьях),Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях).
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко,М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях,воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Е. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни,К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер,направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь.Практическая значимость исследования:данные, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в практике психологов,социальных педагогов системы образования, социальной защиты.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения,двух глав, которые в свою очередь состоят из двух подразделов, заключения,списка литературы и приложения.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними,но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его заболеванием.
Главными психологическими особенностями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются: чувство вины, чувство «обиды на жизнь», отказ от ребёнка или отстранение от него.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков.
Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы,гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Анализ документации и изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям в школе-интернате для детей НОДА показывает, что в ней активно проводится просветительская работа с родителями, учителями, воспитателями и учащимися.
Важно отметить, что в школе-интернате работает психологический клуб, где можно поделиться своим опытом, услышать мнение специалиста,повысить родительскую компетентность, получить психологическую поддержку, ощутить волшебный эффект сенсорной комнаты.
Социальным педагогом проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, рейды посещения семей учащихся школы-интерната. Становится очевидным то, что основным направлением работы с родителями в школе-интернате является информационно-просветительское направление в групповой форме.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи все выполнены.
Гипотеза исследования о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское, получила свое подтверждение. В связи с этим предложена программа комплексной психолого-педагогической поддержки семье с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Главными психологическими особенностями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются: чувство вины, чувство «обиды на жизнь», отказ от ребёнка или отстранение от него.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков.
Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы,гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Анализ документации и изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям в школе-интернате для детей НОДА показывает, что в ней активно проводится просветительская работа с родителями, учителями, воспитателями и учащимися.
Важно отметить, что в школе-интернате работает психологический клуб, где можно поделиться своим опытом, услышать мнение специалиста,повысить родительскую компетентность, получить психологическую поддержку, ощутить волшебный эффект сенсорной комнаты.
Социальным педагогом проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, рейды посещения семей учащихся школы-интерната. Становится очевидным то, что основным направлением работы с родителями в школе-интернате является информационно-просветительское направление в групповой форме.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи все выполнены.
Гипотеза исследования о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское, получила свое подтверждение. В связи с этим предложена программа комплексной психолого-педагогической поддержки семье с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Применение технологий преодоления стресса в процессе психолого-
педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей
с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Применение технологий преодоления стресса в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Направления психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



