Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая помощь семьям,воспитывающим ребенка с ОВЗ

Работа №17059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы организации и обеспечения психолого-
педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ
1.2 Направления, формы, виды психолого-педагогической помощи
родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по первой главе
Глава 2 . Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям с
детьми с ОВЗ
2.2. Краткое описание программы оказания психолого-педагогической
помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья


В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети,находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., Черникова Т.В.,КарпенковаИ.В., и др.) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается).
Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Объектом исследования является психолого-педагогическая помощь.
Предметом исследования являются основные направления психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям,воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Задачи дипломной работы:
- описать особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявить направления, формы и виды психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести эмпирическое исследование по изучению опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать программу оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
- разработать рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез учебно-методической и научной литературы;
2. Изучение опыта работы;
3. Изучение документации.
Методологической основой исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Т.В. Черниковой(социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой(психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко(психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития),Е.А. Екжановой(социально-психологическая работа в проблемных семьях),Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях).
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко,М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях,воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Е. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни,К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер,направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь.Практическая значимость исследования:данные, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в практике психологов,социальных педагогов системы образования, социальной защиты.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения,двух глав, которые в свою очередь состоят из двух подразделов, заключения,списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними,но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его заболеванием.
Главными психологическими особенностями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются: чувство вины, чувство «обиды на жизнь», отказ от ребёнка или отстранение от него.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков.
Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы,гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Анализ документации и изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям в школе-интернате для детей НОДА показывает, что в ней активно проводится просветительская работа с родителями, учителями, воспитателями и учащимися.
Важно отметить, что в школе-интернате работает психологический клуб, где можно поделиться своим опытом, услышать мнение специалиста,повысить родительскую компетентность, получить психологическую поддержку, ощутить волшебный эффект сенсорной комнаты. 
Социальным педагогом проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, рейды посещения семей учащихся школы-интерната. Становится очевидным то, что основным направлением работы с родителями в школе-интернате является информационно-просветительское направление в групповой форме.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи все выполнены.
Гипотеза исследования о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское, получила свое подтверждение. В связи с этим предложена программа комплексной психолого-педагогической поддержки семье с детьми с ограниченными возможностями здоровья.



1. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24
ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.
2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд-М.:Педагогика, 1991 г.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья.учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной
защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.-1997. № 1.
6. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. —1999.
7. Арпентьева М.Р. Психологическая реабилитация семей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер.
Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-reabilitatsiya-semey-
vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
8. Артамонова Т. Н. и др. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. —М., 2006.6.
9. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка: Юридический
путеводитель родителей (Серия «Сам себе адвокат.Вып. 16»), — М., 2007.7.
10. Васильева, B.C. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного
образования [Текст]: учеб.пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. -
Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 138 с.
11. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000. 
12. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование
педагогической компетентности родителей как условие развития социально-
адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья //
Поволжский педагогический вестник. 2015. №4 (9). URL:
http://cybci'lcniiAa.rLr/ii'tit^lc^/n/lc)rmm^^v4nit^--x^cdH^(.y^i(^lK^:^lk.r^'-kompctcntnosti-
roditeley-kak-uslovie-razvitiya-sotsialno-adaptivnoy-lichnosti-rebenka-s-
ogranichcnnymi (дата обращения: 29.04.2017).
13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С.
Певзнер. М.: Просвещение, 1973.
14. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Новый вектор развития специальной
(коррекционной) школы // Управление образованием: теория и практика.
2014. №3 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/nZnovyy-vektor-razvitiya-
spetsialnoy-korrektsionnoy-shkoly (дата обращения: 29.04.2017).
15. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными
возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология
образования. Психология развития. 2016. №2. URL:
http://cyberlenmka.nifarticle/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-
semyah-vospityvayuschih-rebelLkas-ograniche-mymi-vozmozhnostyamL-zdorovya
(дата обращения: 29.04.2017).
16. Заболотских О.П., Шишкина О.В. Взаимодействие психолого-
педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с
ограниченными возможностями здоровья // КПЖ. 2016. №2-1 (115). URL:
http://cyberlenmka.nifarticle/n/vzaimodeystvie-psihologo-pedagogicheskoy-i-
meditsinskoy-sluzhb-v-pomoschi-semie-rebenka-s-ogranichennymi-
vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
17. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой
программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М.: 1995.
18. Калинина А.В. Нормативно-правовые основы реализации права на
образование лицами с ОВЗ // Специальное образование. 2014. №Х. URL: 
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/normativno-pravovye-osnovy-realizatsii-prava-na-
obrazovanie-litsami-s-ovz (дата обращения: 29.04.2017).
19. Карасева В.П. Ролевые компетенции специалиста, сопровождающего
семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья ZZ Сервис +.
2014. №3. URL: http:ZZcyberleninka.nj/articleZn/rolevye-kompetentsii-spetsialista-
soprovozhdayuschego-serm-s-rebenkom-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-
zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
20. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка ZZ Семья в России. —1997.
21. Киприянова, Е.А. Формирование навыков конструктивного общения в
семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья ZZ
Концепт. 2015. №S1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZnZformirovanie-
navykov-konstruktivnogo-obscheniya-v-semie-vospityvayuschey-rebenka-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
22. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
23. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А .Коробейников - М.: ПЭРСЭ, 2002.
24. Куприянова И.Е, Дашиева Б.А, Карауш И. С. Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья ZZ Вестник ТЕПУ. 2011. №10. URL:
http:ZZcyberleninka.m/articleZn/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-psihologo-
pedagogicheskogo-i-mediko-sotsialnogo-soprovozhdeniya-protsessov-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 29.04.2017).
25. Левченко И.Ю, Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии методическое пособие.— М., 2008 — 239 с.
26. Макаров А. О. Педагогические условия социально-педагогического
сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья ZZ Педагогическое образование в России. 2015. №4. 
URL: http : //cyberleninka . nVarticle/n/pedagogicheskie-usloviya- sotsialno-
pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-semeynogo-vospitaniya-rebenka-s-ograni/hennymi-vozmozhnottyami (дата обращения: 29.04.2017).
27. Маллаев Д. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, А.Н. Магомедова;Дагестан.гос. пед. ун-т. - М. Дагестан.гос.пед.ун-т,2008
28. Низовая М.А. Семейная арт-терапия как средство поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2016. №50-1. URL: bttp://cyberSeninka.rn/articSe/n/semeynaya-art-terapiya-kak-
sredstvo-podclerzhSi-semey-vospityvaynschih-detei'-s-oglainichelmi'mi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
29. О положении семей в Российской Федерации, 1994-1996 гг./ Волжина
О.И. (рук.), Алексеева JI.C., Архангельский В.Н. и др.; Под общ.ред.Дармодехина С.В.; НИИ семьи. - М., 1998.
30. Олиференко Л.Я., Шульга Т. П., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
31. Олиферович И. И. и др. Психология семейных кризисов. — СПб.2006.8.
32. Павленок П.Д. Основы социальной работы. — М., 1998.
33. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова П.П. Современные технологии
работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста». 2016.№5. URL: http://cyberSeninka.ru/articSe/n/sovremennye-
tehnoSogii-raboty-s-semyami-imeynschimi-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
34. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития [Текст]:пособие для педагогов- психологов/ [ ред. Е.А. Савина, О.В. Максименко].-Москва:Владос,2008 
35. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие хрестоматия.— СПб., 2007. —400 с.
36. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — М., 2003. — 320с.
37. Психолого-педагогическяя реабилитация .тетей с ограниченными возможностями/ под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998.
38. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебник для вузов/ред. В.В.Ткачева.-Москва Академия, 2014
39. Резникова Е.В. , Новоселова Н.В . Сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
условиях инклюзивной школы // Челябинский гуманитарий. 2014. №4 (29).
URL: http://cybei'leHiiL^a.rLUiii'tit^lt^/H/so[P'oTO^lKk^in(^-^-^emi-^'^;ospityvayuschey-
rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-
iHklyuzivHoy-shkoly (дата обращения: 29.04.2017).
40. Румянцева Т . В . Пиихолоиичсскос консультироаание . Диагностика отношений в паре. — СПб., 2006.
41. Сттир 13 . Вы и Вшае еемья: Рукооддсвое пе личностному росту. — М. ,2007.
42. Словарь-спрввочник пе социаьыюй работе / Под рдд . 17 . КХолсствоой.-М., 1997.
43. Степанова О.А. Социальная и педагогическая интеграция лиц с
ограниченными возможностями здоровья: Российский вектор развития //
Научные исследования в образовании. 2012. №12. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-pedagogicheskaya-integratsiya-lits-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-rossiyskiy-vektor-razvitiya (дата обращения: 29.04.2017).
44. Ткачёва В .В . Пгиxoлoгичсскoс тучен не семйй , воспитывюощих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. — М., 2004. — 192с. 
45. Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей
ребенка с нарушениями развития // Психолого-педагогическая диагностика:
Учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений /Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.
46. Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи. —М., 2008. — 131с.
47. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. — М.,2006. — 320 с.
48. Хайрудинова Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде // Общество: социология, психология,
педагогика. 2016. №11. URL: http://cbei'lt^ninlkr ru/article/n/raovitie-
lichiK)stnYh-resui^oM4)ditde«dcL3e«'-s-ogranichennYmi-vo/mozhnostYtimi-
zdorovya-kak-faktor-uspeshnoy-adaptatsii-rebenka-v (дата обращения: 29.04.2017).
49. Шалкина А.Н. Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях центра ПМСС //Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №3 (40). URL:
http://cyberleeieka.ru/article/eZpedagogicheskoe-soprovoohdeeie-semey-
vospityvayuschih-detey-s-ograeicheneymi-voomooheostyami-odorovya-v-usloviyah-tseetra-pmss (дата обращения: 29.04.2017).
50. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —СПб., 2002.
51. Югова О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). URL:
http://cyberleeieka.ruZarticle/e/spetsifika-roditelskoy-pooitsii-i-semi-rebeeka-s-
ograeicheeeymi-voomooheostyami-odorovya (дата обращения: 29.04.2017). 
52. Яговкина Л.С. Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. №3. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-formirovaniya-gotovnosti-roditeley-k-
sodeystviyu-v-obrazovanii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
(дата обращения: 29.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ