Введение
Глава 1. Теоретические основы организации и обеспечения психолого-
педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ
1.2 Направления, формы, виды психолого-педагогической помощи
родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по первой главе
Глава 2 . Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям с
детьми с ОВЗ
2.2. Краткое описание программы оказания психолого-педагогической
помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети,находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., Черникова Т.В.,КарпенковаИ.В., и др.) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается).
Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Объектом исследования является психолого-педагогическая помощь.
Предметом исследования являются основные направления психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям,воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Задачи дипломной работы:
- описать особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявить направления, формы и виды психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести эмпирическое исследование по изучению опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать программу оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
- разработать рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез учебно-методической и научной литературы;
2. Изучение опыта работы;
3. Изучение документации.
Методологической основой исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Т.В. Черниковой(социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой(психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко(психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития),Е.А. Екжановой(социально-психологическая работа в проблемных семьях),Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях).
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко,М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях,воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Е. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни,К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер,направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь.Практическая значимость исследования:данные, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в практике психологов,социальных педагогов системы образования, социальной защиты.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения,двух глав, которые в свою очередь состоят из двух подразделов, заключения,списка литературы и приложения.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними,но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его заболеванием.
Главными психологическими особенностями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются: чувство вины, чувство «обиды на жизнь», отказ от ребёнка или отстранение от него.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков.
Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы,гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Анализ документации и изучение опыта оказания психолого-педагогической помощи семьям в школе-интернате для детей НОДА показывает, что в ней активно проводится просветительская работа с родителями, учителями, воспитателями и учащимися.
Важно отметить, что в школе-интернате работает психологический клуб, где можно поделиться своим опытом, услышать мнение специалиста,повысить родительскую компетентность, получить психологическую поддержку, ощутить волшебный эффект сенсорной комнаты.
Социальным педагогом проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, рейды посещения семей учащихся школы-интерната. Становится очевидным то, что основным направлением работы с родителями в школе-интернате является информационно-просветительское направление в групповой форме.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи все выполнены.
Гипотеза исследования о том, что основным направлением психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, является информационно-просветительское, получила свое подтверждение. В связи с этим предложена программа комплексной психолого-педагогической поддержки семье с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24
ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.
2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд-М.:Педагогика, 1991 г.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья.учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной
защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.-1997. № 1.
6. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. —1999.
7. Арпентьева М.Р. Психологическая реабилитация семей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер.
Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-reabilitatsiya-semey-
vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
8. Артамонова Т. Н. и др. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. —М., 2006.6.
9. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка: Юридический
путеводитель родителей (Серия «Сам себе адвокат.Вып. 16»), — М., 2007.7.
10. Васильева, B.C. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного
образования [Текст]: учеб.пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. -
Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 138 с.
11. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
12. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование
педагогической компетентности родителей как условие развития социально-
адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья //
Поволжский педагогический вестник. 2015. №4 (9). URL:
http://cybci'lcniiAa.rLr/ii'tit^lc^/n/lc)rmm^^v4nit^--x^cdH^(.y^i(^lK^:^lk.r^'-kompctcntnosti-
roditeley-kak-uslovie-razvitiya-sotsialno-adaptivnoy-lichnosti-rebenka-s-
ogranichcnnymi (дата обращения: 29.04.2017).
13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С.
Певзнер. М.: Просвещение, 1973.
14. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Новый вектор развития специальной
(коррекционной) школы // Управление образованием: теория и практика.
2014. №3 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/nZnovyy-vektor-razvitiya-
spetsialnoy-korrektsionnoy-shkoly (дата обращения: 29.04.2017).
15. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными
возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология
образования. Психология развития. 2016. №2. URL:
http://cyberlenmka.nifarticle/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-
semyah-vospityvayuschih-rebelLkas-ograniche-mymi-vozmozhnostyamL-zdorovya
(дата обращения: 29.04.2017).
16. Заболотских О.П., Шишкина О.В. Взаимодействие психолого-
педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с
ограниченными возможностями здоровья // КПЖ. 2016. №2-1 (115). URL:
http://cyberlenmka.nifarticle/n/vzaimodeystvie-psihologo-pedagogicheskoy-i-
meditsinskoy-sluzhb-v-pomoschi-semie-rebenka-s-ogranichennymi-
vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
17. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой
программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М.: 1995.
18. Калинина А.В. Нормативно-правовые основы реализации права на
образование лицами с ОВЗ // Специальное образование. 2014. №Х. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/normativno-pravovye-osnovy-realizatsii-prava-na-
obrazovanie-litsami-s-ovz (дата обращения: 29.04.2017).
19. Карасева В.П. Ролевые компетенции специалиста, сопровождающего
семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья ZZ Сервис +.
2014. №3. URL: http:ZZcyberleninka.nj/articleZn/rolevye-kompetentsii-spetsialista-
soprovozhdayuschego-serm-s-rebenkom-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-
zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
20. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка ZZ Семья в России. —1997.
21. Киприянова, Е.А. Формирование навыков конструктивного общения в
семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья ZZ
Концепт. 2015. №S1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZnZformirovanie-
navykov-konstruktivnogo-obscheniya-v-semie-vospityvayuschey-rebenka-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
22. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
23. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А .Коробейников - М.: ПЭРСЭ, 2002.
24. Куприянова И.Е, Дашиева Б.А, Карауш И. С. Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья ZZ Вестник ТЕПУ. 2011. №10. URL:
http:ZZcyberleninka.m/articleZn/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-psihologo-
pedagogicheskogo-i-mediko-sotsialnogo-soprovozhdeniya-protsessov-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 29.04.2017).
25. Левченко И.Ю, Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии методическое пособие.— М., 2008 — 239 с.
26. Макаров А. О. Педагогические условия социально-педагогического
сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья ZZ Педагогическое образование в России. 2015. №4.
URL: http : //cyberleninka . nVarticle/n/pedagogicheskie-usloviya- sotsialno-
pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-semeynogo-vospitaniya-rebenka-s-ograni/hennymi-vozmozhnottyami (дата обращения: 29.04.2017).
27. Маллаев Д. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, А.Н. Магомедова;Дагестан.гос. пед. ун-т. - М. Дагестан.гос.пед.ун-т,2008
28. Низовая М.А. Семейная арт-терапия как средство поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2016. №50-1. URL: bttp://cyberSeninka.rn/articSe/n/semeynaya-art-terapiya-kak-
sredstvo-podclerzhSi-semey-vospityvaynschih-detei'-s-oglainichelmi'mi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
29. О положении семей в Российской Федерации, 1994-1996 гг./ Волжина
О.И. (рук.), Алексеева JI.C., Архангельский В.Н. и др.; Под общ.ред.Дармодехина С.В.; НИИ семьи. - М., 1998.
30. Олиференко Л.Я., Шульга Т. П., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
31. Олиферович И. И. и др. Психология семейных кризисов. — СПб.2006.8.
32. Павленок П.Д. Основы социальной работы. — М., 1998.
33. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова П.П. Современные технологии
работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста». 2016.№5. URL: http://cyberSeninka.ru/articSe/n/sovremennye-
tehnoSogii-raboty-s-semyami-imeynschimi-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 29.04.2017).
34. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития [Текст]:пособие для педагогов- психологов/ [ ред. Е.А. Савина, О.В. Максименко].-Москва:Владос,2008
35. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие хрестоматия.— СПб., 2007. —400 с.
36. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — М., 2003. — 320с.
37. Психолого-педагогическяя реабилитация .тетей с ограниченными возможностями/ под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998.
38. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебник для вузов/ред. В.В.Ткачева.-Москва Академия, 2014
39. Резникова Е.В. , Новоселова Н.В . Сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
условиях инклюзивной школы // Челябинский гуманитарий. 2014. №4 (29).
URL: http://cybei'leHiiL^a.rLUiii'tit^lt^/H/so[P'oTO^lKk^in(^-^-^emi-^'^;ospityvayuschey-
rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-
iHklyuzivHoy-shkoly (дата обращения: 29.04.2017).
40. Румянцева Т . В . Пиихолоиичсскос консультироаание . Диагностика отношений в паре. — СПб., 2006.
41. Сттир 13 . Вы и Вшае еемья: Рукооддсвое пе личностному росту. — М. ,2007.
42. Словарь-спрввочник пе социаьыюй работе / Под рдд . 17 . КХолсствоой.-М., 1997.
43. Степанова О.А. Социальная и педагогическая интеграция лиц с
ограниченными возможностями здоровья: Российский вектор развития //
Научные исследования в образовании. 2012. №12. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-pedagogicheskaya-integratsiya-lits-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-rossiyskiy-vektor-razvitiya (дата обращения: 29.04.2017).
44. Ткачёва В .В . Пгиxoлoгичсскoс тучен не семйй , воспитывюощих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. — М., 2004. — 192с.
45. Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей
ребенка с нарушениями развития // Психолого-педагогическая диагностика:
Учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений /Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.
46. Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи. —М., 2008. — 131с.
47. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. — М.,2006. — 320 с.
48. Хайрудинова Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде // Общество: социология, психология,
педагогика. 2016. №11. URL: http://cbei'lt^ninlkr ru/article/n/raovitie-
lichiK)stnYh-resui^oM4)ditde«dcL3e«'-s-ogranichennYmi-vo/mozhnostYtimi-
zdorovya-kak-faktor-uspeshnoy-adaptatsii-rebenka-v (дата обращения: 29.04.2017).
49. Шалкина А.Н. Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях центра ПМСС //Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №3 (40). URL:
http://cyberleeieka.ru/article/eZpedagogicheskoe-soprovoohdeeie-semey-
vospityvayuschih-detey-s-ograeicheneymi-voomooheostyami-odorovya-v-usloviyah-tseetra-pmss (дата обращения: 29.04.2017).
50. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —СПб., 2002.
51. Югова О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). URL:
http://cyberleeieka.ruZarticle/e/spetsifika-roditelskoy-pooitsii-i-semi-rebeeka-s-
ograeicheeeymi-voomooheostyami-odorovya (дата обращения: 29.04.2017).
52. Яговкина Л.С. Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. №3. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-formirovaniya-gotovnosti-roditeley-k-
sodeystviyu-v-obrazovanii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
(дата обращения: 29.04.2017).