Введение 3-5
Глава I ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ....6-30
1.1. Традиции в организации уроков внеклассного чтения 6-16
1.2. Современные подходы к организации внеклассного чтения 17-30
Глава II АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЧТЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ (ГРЕХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГЕРОИНИ, ПРОБЛЕМА ИСКУПЛЕНИЯ ГРЕХА) 31-67
2.1. Духовно - нравственное осмысление греха блудной страсти (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) 31- 41
2.2. Художественное воплощение образов праведниц и грешниц (А. И. Солженицын, В. Г. Распутин) 42-54
2.3. Образ «падших женщин» в романах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого
(19 в.), в рассказах А. И. Слженицина и В. Г. Распутина (20 в.) 55-67
Глава III МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ (10-11КЛАССЫ) 68
3.1. Методические подходы к освоению темы греховной жизни женщины 68-79
3.2. Организация занятий внеклассного чтения по теме: «Образы грешниц в литературе 19 и 20 века" 80-110
Заключение 111-113
Библиографический список 114-119
Актуальная проблема современной методики преподавания литературы - утрата интереса школьников к чтению классических произведений русских писателей как 19 в., так и 20 в. Мы соглашаемся с мнением методистов (И. Шолпо, Е. А. Галицких, Е. С. Романичева и др.) о том, чтение классической литературы для современного подростка аналогично чтению на иностранном языке. Современному школьнику часто непонятен язык произведений, они далеки от реалий того мира, который описывается автором. В чтении современного подростка, как отмечает Е. С. Романичева, чётко обозначились два вида чтения: «досуговое» (для себя) и «деловое» (для всякого рода занятий). Русская классика «исключена» из этих видов читательской деятельности. Один из наилучших способов формирования мотивации к чтению классических произведений - внеклассное чтение. Наше внимание привлекают возможности его современной организации.
В отечественной методике сложились определённые традиции в организации уроков внеклассного чтения. Традиционные подходы используются такими методистами как: И. С. Збарский и В. П. Полухина, Я. Г. Нестурх, О. Ю. Богданова, М. И. Картавцева. Однако, в современной практике крайне слабо решается основная задача таких уроков - учёт читательских интересов школьников Методы и приёмы, которые используются традиционной системой, интересны, но не обладают той силой, которая способна удерживать интерес школьника. Современная методика находится в поиске решения данной проблемы (Е. С. Романичева, М. Я. Мишлимович, И. В. Сосновская, О. Е. Галицких, Н. А. Тупицына, Г. В. Бузанакова). Но нам не удалось обнаружить чётких рекомендаций для учителя, где бы описывались и систематизировались возможности современной организации занятий внеклассного чтения. Нет гибкой инновационной системы. Констатирующий эксперимент в 9 классе (повесть Н. И. Карамзина «Бедная Лиза», в 10 классе (драма А. Н. Островского «Гроза», повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») позволил выявить устойчивый интерес школьников- читателей к теме греховной жизни героини, активное желание обсуждать, раздумья над авторским воплощением образов грешниц и падших женщин. Ярко выраженная субъективная позиция читателей-старшеклассников определяет актуальность, цель и объект исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать современные подходы к организации внеклассного чтения и разработать занятия в 10-11 классе по теме «Образ грешницы в литературе 19 - 20 вв.
Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть традиции отечественной методики в моделировании уроков внеклассного чтения.
2) Изучить возможности инновационных подходов к организации внеклассного чтения.
3) Рассмотреть образы грешниц в произведениях с учётом авторской концепции данных образов.
4) Выявить «устойчивость интереса» к образу «падших» женщин в теоретической и практической методике.
5) Предложить современную систему работы старшеклассников с данными образами.
Объект исследования: тема греховной жизни героини, проблема искупления греха, образы грешниц в романах Ф. М. Достоевского («Идиот»), Л. Н. Толстого («Воскресение»), рассказах А. И. Солженицына («Настенька»), В. Г. Распутина («Женский разговор»).
Предмет исследования: методическая организация работы с данными образами в системе внеклассного чтения старшеклассников....
Для нас, как и для многих современных методистов, очевидна следующая проблема: у школьников снижен читательский интерес к чтению классической литературы. С нашей точки зрения, один из наилучших способов формирования культуры чтения - внеклассное чтение, т. к. оно призвано и ориентировано на читательский интерес. Это его важнейшее достоинство: список литературы для внеклассного чтения формируется, исходя из заинтересованности и любопытства учеников к теме, проблеме, автору, образу, в отличие от жёстко-регламентированного списка чтения школьной программы.
Очевидно, что традиционные уроки внеклассного чтения обладают такими достоинствами, как: систематичность; стабильность; упорядоченность; обращённость к национальной культуре; ориентация на чтение классической литературы; формирование ученика, как творческой личности; возможность осмысление одной темы в течение продолжительного времени; развитие потребности у ученика во вдумчивом чтении книги. Однако есть и серьёзные недостатки у современных занятий внеклассного чтения: формальный подход учителей к их организации, отсутствие формирования мотива у школьников к чтению серьёзных произведений, частое обращение к форме традиционного урока, не вызывающие интереса виды и формы работы.
Актуализируется потребность в учебной парадигме « субъект - субъектного» отношения, а так же, в новом форматировании и приёмах организации занятий внеклассного чтения, в обновлении традиционных приёмов. Мы выяснили, что современная методика ведёт интенсивные поиски инновационных путей организации чтения, и предпринимает попытки внедрения инновационных методов. Но на наш взгляд эти попытки не носят системного, организованного характера.
Изучив те методы, приёмы, формы и виды работы, которые предлагают современные учителя и методисты (Е. С. Романичева, Е. О. Галицких, Е. Г. Медведева, М. Я. Мишлимович, Л.В.Дудова и Н. Е. Кутейникова, Н. В. Корчма, М. Ю. Денисова, Н. А. Тупицына, Г. В. Бузанакова), мы выделили с нашей точки зрения, наиболее привлекательные: публичные уроки, буккроссинг, буктрейлер, литературное кафе, урок - «путешествие» по книге, «путевой дневник», «семейное чтение», литературная реконструкция, смена пространства проведения уроков. Все вышеперечисленные приёмы, формы и методы способствуют формированию интереса к чтению.
Констатирующий эксперимент позволил определить острый интерес старшеклассников к теме греховной жизни героини классического произведения и проблеме искупления греха. Ориентируясь на читательский интерес школьников, мы создаём модель занятий внеклассного чтения, в которой ребята смогут работать с интересующей их темой и проблемой (анализ образов грешных женщин).
Мы предлагаем модель организации современных занятий внеклассного чтения по теме: «Образ грешницы в литературе 19 и 20 века" (образы Настасьи Филипповны в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского, Катюши Масловой в романе «Воскресение» Л. Н. Толстого, Настеньки в рассказе «Настенька» А. И. Солженицына, Вики в рассказе «Женский разговор» В. Г. Распутина). При разработке занятий внеклассного чтения по данной теме мы рассмотрели образы грешниц в произведениях, с учётом авторской концепции данных образов; выявили «устойчивость интереса» к образу грешных женщин в теоретической и практической методике. Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что к теме нравственного падения женщины, изучению образа падшей женщины обращаются в школьной практике не часто. Обращение к образам грешниц (Анны Карениной, Сони Мармеладовой, Настасьи Филипповны, Екатерины Масловой) - редкий случай, но авторов статей привлекает неоднозначность толкования данных образов. В большинстве рассматриваемых нами статей нет содержательного материала для работы со школьниками по теме нашего исследования.
Исходя из цели дипломной работы, мы считаем, что будет целесообразным сохранить традиционные принципы организации внеклассного чтения т.к. они имеют определённые достоинства, но следует изменить формат урока, обновить приёмы и способы организации чтения, разработать интересные виды деятельности ученика....
1. Альми И. Л. О сюжетно - композиционном строе романа «Идиот». / И. Л. Альми //Статьи о поэзии и прозе. -1999. - С. 82 -92.
2. Айзерман Л. С. Русская классика накануне 21 века. Утопии и антиутопии в снах героев русской литературы: ["Обломов" Гончарова и "Что делать?" Чернышевского, "Преступление инаказание" Ф. М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н.Толстого] / Л. С. Айзерман // Литература в школе. - 1996. - № 6. - С. 95-101.
3. Бачинин В. А. Опыты сравнительной теологии литературы. Опыт девятый. Настасья Филипповна и Анна Аркадьевна или Теология зла / В. А. Бачинин // Нева. -2013. - № 9. - С. 169-179.
4. Белов С. В. Фёдор Михайлович Достоевский: Книга для учителя / С. В. Белов. - М.: Просвещение,1990. - 207 с.
5. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
6. Бузанакова Г. В. «Куда собрался капитан?»: методика проведения урока- путешествия по книге / Г.В. Бузанакова // Литература в школе. - 2013. - № 8. - С. 40-43.
7. Бурсов Б.И. Толстой и Достоевский /А. С. Бурсов // Вопросы литературы. - 1964. - № 7 - С. 66-92.
8. Васильев С. А. «О, бедное человечество!»: тема целомудрия о образ потерянного рая в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» / С. А. Васильев // Литература в школе. - 2017. - № 1. - С. 2-6.
9. Влащенко В. Вслед за Львом Толстым. Проза Валентина Распутина / В. Влащенко // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1998 г. - № 22. - С. 5-8.
10. Галицких Е. А. Разговор о «Женском разговоре» В. Распутина 11 класс/ Е. А. Галицких // Литература в школе. - 1998. - № 7. - С. 82-84.
11. Галицких Е. А. Публичные уроки чтения в год литературы / Е. А. Галицких // Литература в школе. - 2015. -№ 9. - С. 35-37.
12. Глажинская О. В. Свет Сониной души / О. В. Глажинская // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С. 26-29.
13. Гореславская Н. Валентин Распутин. Русский гений / Н. Гореславская, В. Чернов. - М.: Книжный мир, 2013. - 256 с.
14. Гудзий Н. К. Роман Н. Л. Толстого «Воскресение» /Н. К. Гудзий, Е. А. Маймин. - М.: Наука, 1964. — С. 483 - 545.
15. Гуревич З. Библейские предания / З. Гуревич, Н. Шестопалова. - СПб.: РЕСПЕКС, 1996. - 608 с....(56)