Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тренинг, как форма воспитания ценностного отношения детей и подростков к здоровому образу жизни

Работа №170582

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей и подростков 6
1.1. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни детей и подростков как психолого-педагогическая проблема 6
1.2.Основные составляющие здорового образа жизни 18
1.3. Формы, методы и технологии, используемые в образовательной практике для формирования у детей и подростков ценности здоровья и здорового образа жизни 29
1.4. Тренинг как форма воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни. .37
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию здоровья и здорового образа жизни детей и подростков 43
2.1. Организация и методики исследования 43
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 47
2.3. Программа воспитания ценностного отношения к здоровью у детей и подростков 54
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 15
Выводы по главе 2 20
Заключение 22

Здоровье человека является главной ценностью жизни и определяется процессом сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной как умственной, так и физической работоспособностью, социальной активностью.
На состояние здоровья и длительность жизни оказывает влияние значительное количество как биологических, так и социальных факторов. По данным академика Ю.П. Лисицина определяющее влияние на здоровье человека оказывает здоровый образ жизни, составляющий около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Именно в этот период формируется индивидуальный образ жизни. Это связано с развитием у подростков новообразований, которые обусловливают возможность подростков самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать их в сбережении и укреплении здоровья.
Вследствие истощения душевных и физических сил у подростков повышается уровень конфликтности, агрессивности и жестокости во взаимоотношениях, что проявляется и в семье, и в школе. Крайние проявления кризисного состояния проявляются в росте количества самоубийств.
На необходимость формирования здорового образа жизни указывают следующие факты: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей первого класса имеют физические недостатки или хронические заболевания; только около 10 % выпускников школ являются здоровыми. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации до 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Все это указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по формированию потребности здорового образа жизни у детей и подростков.
Этому и посвящена наша выпускная квалификационная работа, в которой мы на основе изучения состояния проблемы сделали попытку определить эффективные подходы в формировании здорового образа жизни детей подросткового возраста.
Объект исследования: процесс воспитания у детей и подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Предмет исследования: тренинг как форма воспитания у детей и подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Цель исследования: изучить форму тренинга в воспитании у детей и подростков ценности здоровья и здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение основных методов и средств воспитания ценности здоровья и формирования здорового образа жизни у детей и подростков на современном этапе социально-экономического развития.
3. Диагностика ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей и подростков
4. Разработка и апробирование программы тренинга по воспитанию у детей и подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Гипотеза: процесс воспитания ценности здоровья и здорового образа жизни среди детей будет давать положительные результаты, если в практической деятельности:
- будут учитываться возрастные психофизиологические особенности детей и подростков;
- будет использован в воспитательной работе социально-психологический тренинг....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературных источников по теме выпускной квалификационной работы свидетельствует о том, что общепризнанного понятия здоровья не существует. В психологии здоровья «здоровье» определяется как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать безусловно-рефлекторную реализацию генетических программ, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения отмечается, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В основе данного определения лежит категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному.
Говоря о здоровом образе жизни чаще имеют ввиду активную деятельность человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья, сознательный отказ от вредных привычек.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам дать интерпретацию понятия «ценностное отношение к своему здоровью» как внутреннему механизму поведения, направленному на сохранение и укрепление здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач.
Ценностное отношение к здоровью у детей подросткового возраста представляет собой интегрированное личностное образование, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно- смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявлением ответственного и бережного отношения к здоровью своему и других людей, умением выбрать собственную линию поведения и деятельности, ориентированную на приоритет здоровья как общечеловеческой жизненной ценности, способность адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья.
Воспитание отношения к здоровью и здоровому образу жизни - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально - психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Причем возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта.
Экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Исследование исходное типа ценностного отношения к здоровью показало, что у подростков преобладает ресурсно-прагматический тип ценностного отношения к здоровью.
Исследование отношения к здоровью подростами позволяет сделать следующие выводы:
На когнитивном уровне подростки осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, не знают основные факторы риска, однако проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
На эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению к своему здоровью, однако у подростков отсутствуют умения радоваться благополучию в состоянии здоровья.
На поведенческом уровне подростков в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки требованиям здорового образа жизни
На ценностно-мотивационном уровне незначительная степень мотивации на сохранение и укрепление здоровья, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня.
Большинство подростков ведут недостаточно здоровый образ жизни.
С целью воспитания ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни была разработана программа по формированию ценностного отношения к здоровью у подростков.
Проведенное исследование на контрольном этапе исследования позволило сделать вывод о повышении уровня ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, что проявляется в личностно-ориентированном типе ценностного отношения к здоровью, более осознанному ведению здорового образу жизни, повышения знаний о здоровье, здоровом образе жизни.


1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М., 2005. - 261 с.
2. Андронов О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. М.: Мир, 2006.
3. Афсахов, И. А. Отношение человека к здоровью / И. А. Афсахов // Социология. - 2006. - №6.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания //Педагогика. 2009,- 1. 26-32.
5. Белов В. И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 2009. - С.30 - 33
6. Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения подростков к здоровью, как общественной ценности ( на примере курса ОБЖ)/ И.А. Дидук: Автореф. . канд. пед. наук. Смоленск, 2010. — 18 с.
7. Диннер М.В., Дунаевская Э. Б. Особенности отношения к здоровью у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 24-1. С. 58-63.
8. Зайцев Г. К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. - Самара, 2013. - 216 с.
9. Зайцев Г. К., Зайцев А.Г. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. №4. 2014.
10. Закирова О. Уроки здоровья. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 9. - С. 49-54
11. Здоровье: Учебно- методическое пособие для учителей 1 - 11 классов / П од ред. В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - Ярославль: Аверс Пресс, 2006. -446с
12. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования. / Под ред. Г.М. Соловьева. - СПб: Сервисшкола, 2010. - 496с.
13. Зеленкова В. Быть здоровым - это здорово! Комплекс мероприятий для пропаганды здорового образа жизни, проводимых в рамках недели ОБЖ / В. Зеленкова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - № 12. - С. 51-57.
14. Зинченко Т.О. Особенности отношения к здоровью у подростков в зависимости от пола.// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 140-142.
15. Иванюшкин А. Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 2008....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ