Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как психолого-
педагогическая проблема 7
1.2. Роль развития мелкой моторики в процессе подготовки к обучению в школе 11
1.3. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки 13
Вывод по первой главе 15
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 16
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшей группы 16
2.2. Составление плана образовательной деятельности с использованием
лепки для эффективного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Оценка эффективности развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста после применения в обучении плана образовательной деятельности с использованием лепки 32
Вывод по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 44
Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является его подготовка к школе.
Один из основных навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Так как уровень развития мелкой моторики, это один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе, ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, при этом у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. В данном случае это начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях ребенок учится выполнять произвольные упражнения по указаниям взрослого.
Следует отметить, что без своевременного овладения навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы, невозможно в достаточной мере развить мелкую моторику. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а особенно хорошо в этом помогает лепка из глины и теста.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук очень полезна и для подготовки руки к письму.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребёнку постепенно, без перегрузки, с максимальным учётом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки, как средства подготовки к школе и недостаточной разработанностью приёмов, методов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние лепки на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к школе.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики посредством лепки у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, после определения объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза исследования, которая базируется на предположении о том, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к школе будет протекать более эффективно если:
• в процессе организации и проведения образовательной деятельности использовать лепку;
• при организации и построении образовательного процесса придерживаться ряда принципов (возрастного и индивидуального подхода к детям, компетентности педагога, игровой подачи материала, деятельностного подхода, сотрудничества, доступности, интеграции, систематичности и последовательности).
Выдвинутая нами гипотеза определила следующие задачи исследования:
1. проанализировать литературу по те ме ис следования и рассмотреть понятие мелкой моторики и ее развития;
2. подобрать диагностические задпия для эксперимента по изучению уровня развития мелкой моторики рук, для последующей оценки детей;
3. ораанизовтть с детьми комитете обртзовагеднной деятельнотти по лепке для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста;
4. простелить лиііамикѵ развития мелкой моторики у .тетей старшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Методологическими предпосылками исследования являются работы таких ученных и педагогов, как Л.В. Фомина, Н.А. Берштейн, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Е.П. Ильина, и др.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической и последующей развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи занятий лепки. Представлены апробированные в практике работы дошкольных образовательных учреждений, методические рекомендации воспитателям по рассматриваемому процессу, разработан критериально-оценочный инструментарий по проверке особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МДОУ ДС «Малыш», села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна. В исследовании принимали участие всего 15 детей, из которых 8 детей относились к экспериментальной группе и 7 детей к контрольной группе.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе изучаются теоретические основы по выбранной теме,проводится анализ соответствующей педагогической литературы,рассматривается степень разработанности и изученности проблемы.
Во второй главе представлена собственно опытно-экспериментальная часть исследования.
Изучив и обобщив данные психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики у детей. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований,указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Влияние импульсов с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста желательно проводить ежедневно, уделяя ей минимум по 3 - 5 минут на образовательной деятельности по «Художественному развитию». С этой целью могут быть использованы разнообразные занятия по лепке,направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые вместе с тем способствуют также повышению внимания и работоспособности детей.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений,лепку рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
1. Алексахин, Н.Н. Учимся лепить и расписывать [Текст] /Н.Н. Алексахин //
Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С.23-27.
2. Алексахин, Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском
кружке: Учебное пособие [Текст] / Н.Н. Алексахин. - М.: Агар, 2012. - 47с.
3. Алексеева, Н.А. Значение предварительной зрительно-осязательной ориентировки в восприятии предметов и в повышении качества изобразительной деятельности (на примере лепки) у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Алексеева, А.Е. Высоцкая // Ученые записки ГГПИ им. М.Горького. - Горький, 2012. - Вып. 117. - С.70-95.
4. Андреева, С.А. Технологические карты по формированию творческих
способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике [Текст] /
С.А. Андреева, Т.А. Котлякова // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск:
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. - Вып 2. - С.63-94.
5. Андреева, С.А. Технологическая карта развития художественных способностей детей средней группы в лепке и ручном труде, в объемной пластике [Текст] / С.А. Андреева, Л.Н. Муравьева // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. -Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011. - Вып 2. - С.51-74.
6. Афанасьева, С. Напитать душу красотой. Лепка [Текст] /С. Афанасьева //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С.67-72.
7. Белевич, Е.К. Обучение детей средней групп лепке [Текст] /Е.К. Белевич //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.29-33.
8. Брыкина, Е.П. Лепка. Альбом иллюстрированный (раздаточный) для детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Е.П. Брыкина. - М.: АСТ, 2012. - 24с.
9. Венгер, Л. ГПассилиновая груша [Тексс] /Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С.45-49.
10. Воиоова, А.А. Лепоа в детсоом саду [Теост] /А.А. Воиоова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11/12. - С.33-37.
11. Воиоова, А.А. Лепоа в подготовительной еууппе [Теост] / А.А. Воиоова //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.15-24.
12. Воиоова, А.А. Обучение уисованию, иепое, аппииоации, оонстууиуованию
[Теост] / А.А. Воиоова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С.18-26.
13. Воуончихина, Ф.М. Лепоа и иеуы [Теост] /Ф.М. Воуончихина // Дошооинное воспитание. - 2013. - № 5. - С.30-33.
14. Гоуичева, В.С. Соазоу сдеиаем из еиины, теста, снееа, пиастииина:
Попуияуное пособие дия уодитеией и педаеоеов [Теост] / В.С. Гоуичева, М.И.Наеибина. - Яуосиавин: Аоадемия уазвития, 2012. - 192с.
15. Гусауова, И.Л. Лепоа в детсоом саду: Леоция дия студентов заочниоов
дошооинных фаоуинтетов педаеоеичесоих институтов [Теост] /И.Л. Гусауова.- М.: ЮНИТН, 20П .-86с.
16. Давыдова, Л. Пеувые ууоои иепои [Теост] /Л. Давыдова // Семья и шооиа. -2011. - № 4.
17. Доиеоаушинных, Н. Учимся иепитн дымоу [Теост] /Н. Доиеоаушинных //
Науодное твоучество. - 2013. - № 4. - С.31-32.
18. Зимина, Н.А. Развитие творчесооео вообуажения детей на иепое [Теост] /Н.А.Зимина // Воспитание детей дошооинных учуеждений, 2010. - С.49-57.
19. Исаева, И. Ууоои пиастиои [Теост] / И. Исаева // Дошооинное воспитание. -2012. - № 5. - С.50-53.
20. Казаоова, Р. Лепоа в ДОУ [Теост] /Р. Казаоова // Дошооинное воспитание. -2011. - № 4. - С.15-23.
21. Каюмова, Р. Развитие твоучесооео вообуажения в иепое [Теост] /Р. Каюмова
// Дошооинное воспитание. - 2012. - № 3/4. - С.17-18.
22. Комауова, Т.С. Учитесн уисоватн и иепитн [Теост] / Т.С. Комауова, Е.В.
Лебедева, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова. - М.: Логос, 2009. - 68с.
23. Корзакова, Е.И. Овладение формой предмета и ее передача в лепке дошкольников [Текст] /Е.И. Корзакова // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Логос, 2009. -С.100-121.
24. Коссаковская, Е.А. Обучение лепке в младшей и средней группах детского сада [Текст] /Е.А. Коссаковская // Рисование, лепка, аппликация в детском саду: Педагогические чтения / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: Логос, 2013. -С.93-124.
25. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст]/Е.А. Коссаковская. - М.: Академия, 2012. - 71с.
26. Котова, И.Я. Образ человека и животного в лепке [Текст] /И.Я. Котова //
Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: АСТ, 2011. -С.98-104.
27. Крупник, Ж. Дымка [Текст] /Ж. Крупник // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 1. - С.76-77.
28. Курочкина, Н.А. К вопросу о приемах обучения предметной лепке детей
старшей группы детского сада (5лет) [Текст] /Н.А. Курочкина // Научно-
теоретическая конференция: Краткое содержание докладов.-М.: Академия,2012. -256с..
29. Курочкина, Н.А. Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста
[Текст] / Н.А. Курочкина // Дошкольная педагогика: Ученые записки. - Спб.:Питер, 2012. - С.56-78.
30. Курочкина, Н.А. Обучение детей (3-7 лет) лепке животных: Методическое
пособие [Текст] / Н.А. Курочкина. - Челябинск, 2013. - 66с.
31. Лепилов, К.М. Лепка в семье и в школе: Пособие для воспитателей и преподавателей [Текст] /К.М. Лепилов. - СПб.: Нева, 2012. - 32с.
32. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста /Е.А. Пожиленко. - СПб.: КАРО, 2012. - 92 с.
33. Скопина, О.А. Проблема развития детского пластического творчества в лепке
в художественно-педагогических трудах Н.Б. Халезовой [Текст] /О.А.Скопина // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.:МПГУ, 2013. - С.116-119.
34. Шацкая, В. Пути эстетического воспитания [Текст] /В. Шацкая //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С.111-113.
35. Фомина Л.В. «Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5—6 лет». Издательство: ТЦ «Сфера»,2001. - С 56-80.
36. Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974. - С84-126
37. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М., 1966. С- 349- П9.
38. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2003. - С. 235-384с.
39. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.:Просвещение, 1970, -152 с.
40. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у
детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006.
41. Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006.
42. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007. С.96-220.
43. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. -Балашов: Николаев, 2004. С.49- 80.
44. Марынкина М. Н. Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста // Материалы II-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно -практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования». Апрель 2003 г. - М.:Научная книга, 2003. - С. 140 - 141
45. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму:
Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. -М.: Издательство ГНОМиД, 2003 - с. 120
46. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед.
институтов / Под ред. Петровского А.В. - 2-е изд., исправ. и допол. - М.: Просвещение. - 1979 - 288 с.
47. Исмаилова М. Л. Обобщение опыта работы по теме «Развитие мелкой пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» // ГБДОУ детский сад №
46 Кировского района Санкт-Петербурга. Режим доступа:
#"justify" >.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: 1973. - 132 с.
48. Сметанникова Н. А., Николаева Н. М. Лепим из пластилина. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Скучный лес» //Сайт для воспитателей детского сада. Режим доступа: #^шШУ">.Смирнова
Т. В. Подарок к 23 февраля в технике пластилинография // Учебно-методический кабинет. Режим доступа: #^шйІУ">Соколова Е. Е, Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. - М.: Просвещение, 1969.- 52 с.
49. Холезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду:книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
50. Шемякин Н.Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.С.140-192.