Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста .... 8
1.2. Нравственные качества как феномен личностного развития детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Особенности влияния взаимоотношений с родителями на формирование нравственной сферы старших дошкольников 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
2.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по формированию нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность темы исследования.
Кризисные процессы в обществе, попытки обрести национальную идею в целях обеспечения безопасности и целостности российского народа делают актуальной проблему нравственного оздоровления общества, нравственного здоровье сбережения.
Декларируемая обществом необходимость сохранения здоровья и конкурентоспособности нации возможна только при условии четкого осознания, что ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства, а здоровье дошкольника представляет собой интеграцию разнообразных характеристик не только его физического и психического, но и нравственного развития, которые обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде. Такой взгляд на здоровье требует серьезного внимания к ребенку как к носителю резерва здоровья.
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно период между 6 и 8 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной, нравственной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, воображения эмоциональной и нравственной сфер и пр.
Исследованию нравственного развития личности посвящены труды выдающихся отечественных (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Н.А. Ветлугина, О.Г. Дробницкий, А.В. Зосимовский, Р.Р. Калинина, Н.В. Мельинкова, Е.В. Субботский, Г.А. Урунтаева, С.Г. Якобсон и др.) и зарубежных (Г. Айзенк, А. Бандура, Л. Колберг , Ж. Пиаже, Р. Уолтер и др.) психологов.
Вычленение проблемы формирования начал нравственного сознания современных дошкольников из общего тематического поля исследований, посвященных развитию личности и нравственному развитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и других программных документах в качестве целевых приоритетов в области воспитания заявлено формирование у детей норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра [50].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сформулированы следующие основные выводы.
В теоретической части исследования установлено, что стиль семейного воспитания - способ отношения родителей к ребенку, который характеризуется применением определенных средств и способов воспитательного действия, выражается в специальной манере вербального и невербального общения.
Одним из главных условий развития нравственной сферы дошкольника является организация работы с родителями (выявление таких факторов семейного воспитания, которые обусловливают низкое развитие категорий нравственных норм поведение ребенка, а также формирование конструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком.
Нравственные качества - феномен личностного развития детей старшего дошкольного возраста, который обусловливается спецификой становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста. При этом большим потенциалом обладает игровая деятельность детей данной возрастной категории.
Под развитием духовно-нравственной сферы рассматривается процесс сложного взаимодействия двух взаимоадаптирующихся систем - личности и социальной среды, являющихся субъектом и объектом общественных отношений и обусловленный возникновением позитивных либо негативных результатов.
Проведено эмпирическое исследования для выявления особенностей нравственной сферы и взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста, что позволило доказать гипотезу данного исследования, заключающуюся в предположении о том, что существуют особенности нравственной сферы у старших дошкольников из семей с разными типами семейного воспитания: в семьях детей с более высоким уровнем сформированности нравственной сферы (представления о нравственных нормах и качествах, характер эмоциональной реакции на нравственные нормы) отмечается наименьшее количество нарушений в воспитании; в семьях детей с адекватными эмоциональными реакциями на нравственные нормы предъявляется достаточное количество требований- запретов; с более высоким уровнем сформированности представлений о нравственных нормах в семьях предъявляется достаточное количество требований-обязанностей; в семьях девочек чаще встречаются нарушения в воспитании, связанные с минимальностью санкций и требований-запретов.
На основе полученных результатов исследования разработаны методические рекомендации педагогам и родителями по формированию нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Академия, 2018. 272 с.
2. Анализ семейных взаимоотношений URL: https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/asv.pdf(дата обращения: 08.10.2021).
3. Анализ ФГОС ДО, национальных и региональных приоритетов развития дошкольного образования, в части реализации проекта «Успех каждого ребенка» 2019-2024 годы. URL: https://docs.edu.gov.ru/id850 (дата обращения: 01.04.2022).
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб. Речь, 2015. 436 с.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Проспект, 2012. 355 с.
6. Артамонова И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 192 с.
7. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка. М., 2012. 219 с.
8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2017. 208 c. Баянова Л.Ф., Байрамян Р.М. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развития // СДО. 2016. №2 (64). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimodeystvii-rebenka-i-pravila-v- zarubezhnoy-psihologii-razvitiya(дата обращения: 08.05.2021)
9. Баянова Л.Ф., Байрамян Р.М. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развития // СДО. 2016. №2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimodeystvii-rebenka-i-pravila-v- zarubezhnoy-psihologii-razvitiya(дата обращения: 08.05.2022).
10. Бежаева Д.Н., Зиновенко О.А. Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника // Молодой ученый. 2015. №24. С. 921 - 924.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2009. 400 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 349 с.
13. Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель науч. - ред. Совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 24. М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. 767 с.
14. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 71-79.
15. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М: Айрис-пресс, 2008. 129 с....(59)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ