ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 4
1.1. Представление об адаптации в психологии и педагогике 4
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду 9
1.2. Формы педагогической работы в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 34
2.1. Характеристика экспериментальной группы и методик исследования 34
2.2. Результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к детскому саду 38
2.3. Рекомендации по педагогической работе в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, быстрыми темпами совершенствуются психические функции. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Ведь с приходом в дошкольное учреждение ребенок попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую - детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и предметы в ней.
От того насколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям зависит от сотрудничества родителей с воспитателем, но из-за незаинтересованности и постоянной занятости родителей с ними трудно проводить организационные мероприятия поэтому от воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. Организованная деятельность по адаптации должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо включить всех участников этого процесса: и педагога, и родителей, и детей [1].
Цель исследования: выявить особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду и на основе полученных данных определить эффективные формы педагогической работы в период адаптации детей раннего к ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
2. Выявить особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
3. Разработать рекомендации для воспитателей по педагогической работе в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к детскому саду.
Предмет исследования: педагогическая работав период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Гипотеза исследования: педагогическая работа в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) организация работы с родителями должна осуществляться с использованием нетрадиционных форм;
2) при подборе и проведении различных занимательных игр и упражнений необходимо учитывать основные причины некомфортного состояния ребенка, а также возрастные особенности детей данного возраста.
Цель и задачи, поставленные в дипломной работе, выполнены. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В рамках данной задачи мы рассмотрели понятие адаптации в психологии и педагогике. И пришли к выводу, что в психологии адаптация рассматривается в нескольких формах: как процесс приспособления организма к окружающей среде, движущая сила развития личности, результат и движущая сила в формировании новообразований в процессе онтогенеза.
В педагогике адаптацию рассматриваю в двух направлениях: психологическом и социальном. Под психологическим направлением процесс адаптации понимается, как явления, выражающегося в перестройке динамического стереотипа личности, в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, а в социальном направлении, как активного приспособления субъекта к окружающей среде. В свою очередь, это приспособление содержит три аспекта: во-первых, когда человек, сам осознаёт необходимость изменений в отношении со средой и формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими, во-вторых, происходит оптимизация взаимоотношений личности и группы, в-третьих, происходит освоение субъектом новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него и его социального окружения - родителей, преподавателей, сверстников, значимых взрослых, всего социума.
При решении задачи - выявить особенности адаптации детей раннего возраста к детскому сад, мы пришли к выводу, что адаптация детей к ДОУ - сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по-разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, жизненный
опыт, индивидуально-типологические особенности, сформированность предметной и игровой деятельности, а также тип родительских отношений.
В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса: острый период (дезадаптация), подострый период (собственно адаптация), период компенсации (адаптивность к новым условиям). По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся: поведенческие реакции (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит), уровень нервно-психического развития, заболеваемость и течение болезни, главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Обобщая результаты анализа форм педагогической работы в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду, мы выяснили, что содержание работы с родителями реализуется через традиционные и нетрадиционные формы. К традиционным относятся такие как: презентация детского сада, родительские собрания, семинары и консультации для родителей, наглядный материал, педагогические беседы с родителями, посещение семьи, дни открытых дверей, анкетирование.
Но в настоящее время от воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. Поэтому в работе с родителями необходимо использовать такие нетрадиционные формы работы как: досуговые, познавательные, наглядно-информационные....
1. Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Толкачева Г.Н. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. 316 с.
2. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 144с.
3. Арнаутова Е. П. Сама в садик я ходила. Проблемы выбора: семья, няня, гувернер, детский сад? Адаптация: пособие для родителей. М.: Карапуз, 2011. 72 с.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 510 с.
6. Гайнанова Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6. URL https:ZZmoluch.ru/archiveZ110/2684 1/ (дата обращения: 19.04.2018).
7. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 192 с.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
9. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф.2016. № 3. С. 43 - 45.
10. Казимирова Н.В. Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка // Воспитатель ДОУ. 2016. №9. С. 110 - 113.
11. Клюева О.В. Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду // Справочник педагога психолога. 2016. №9. С. 22 - 27.
12. Кокуева Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: методическое пособие. М.: АРКТИ, 2015. 112 с.
13. Колесников К.А. Понятия социализации и адаптации в современной психологии // Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. М: Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2017. С. 281 - 282.
14. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
15. Колотилина Н. Н. Модель организации инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2014. № 3 (98). С. 28 - 30....(350