Проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования: Российский Государственный Педагогический Университет.
Выборка: 28 студентов в возрасте от 19 до 24 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ 8
1.1. Подходы к определению понятия и критерии психологического здоровья 8
1.2. Психологическое здоровье студентов и его структурные компоненты. 11
1.3. Виды стрессогенных факторов в студенческой среде. 14
1.4. Психологическая устойчивость студентов к разным видам стресса. 17
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ24
2.1 Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 24
2.2. Методы и методики исследования 25
2.3. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ) В УСЛОВИЯХ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ. 29
3.1. Изучение особенностей психологического здоровья у современных студентов 29
3.2. Результаты эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости современных студентов. 32
3.3. Описание взаимосвязей изучаемых показателей (психологического здоровья, стрессоустойчивости и интенсивности стресс-факторов) у студентов 36
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
В современном обществе сохранение своего психологического здоровья является важной и сложной задачей. Стрессогенные факторы воздействуют на людей почти каждый день, подвергая привычный образ жизни изменениям.
Испытывать беспокойство, стресс, тревогу вполне нормально, но высокая степень интенсивности негативных эмоций, будет сказываться на здоровье человека, влияя не только на самочувствие, но и на личную жизнь, продуктивную плодотворную работу, реализацию потенциала, коммуникацию с другими людьми, принятие важных решений и др.
Активное изучение психологического здоровья началось в XX веке. Ряд отечественных (Д.А. Леонтьев, И.В. Дубровина, Л.В. Марищук, Р.В. Галимова, Т.О. Гордеева, Н.К. Бахарева, О.В. Хухлаева, Т.Д. Скуднова, Т.Д. Шевеленкова, А.В. Шулаев, Р. Мэй, П.П. Фесенко) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.) исследователей внесли вклад в рассмотрение вопросов, касающихся разработки терминологического аппарата, определения критериев психологического здоровья, выявления факторов сохранения. В тоже время существует недостаточная разработанность проблемы психологического здоровья современных студентов. Изучению психологического здоровья современных студентов посвящено небольшое количество работ (Ананьева Б. Г., Головатого Н. Ф., Кузьминой Н. В., Лисовского В. Т., Реана А. А. и др).
Студенты подвергаются достаточно сильному стрессу, так как учебная деятельность является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. В современных реалиях повышенная мобилизация внутренних ресурсов, их перенапряжение могут приводить к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие нарушениям психологического и соматического здоровья [3, 28, 31]. Несомненно, не на всех обучающихся оказывают сильное влияние различные стресс-факторы, есть те, кто устойчив к ним.
В настоящий момент выявлен целый спектр факторов возникновения стресса у студентов: большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовывать свой режим дня и свой бюджет, нерегулярное питание, нежелание учиться, разочарование в профессии, строгие преподаватели и др. Важными являются факторы личного характера: конфликты с одногруппниками и близкими людьми, материальные трудности, проблемы в личной жизни, болезнь члена семьи, страх перед будущим. Все эти факторы непременно сказываются на психологическом здоровье студентов. [30]
Предупреждение негативных последствий стресса у студентов, обучение стратегиям преодоления тревоги, мероприятия по сохранению психологического здоровья являются важнейшими задачами психологического сопровождения обучающихся. Важно помнить, что психическое и физическое здоровье студента может определять его индивидуальный стиль поведения, успешность в профессиональной деятельности.
Цель исследования: Изучение особенностей психологического здоровья студентов и их психологической устойчивости (стресоустойчивости) в условиях выраженности стрессогенных факторов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Изучить виды стрессов в студенческой среде и факторов психологической устойчивости к ним.
2. Подобрать диагностический инструментарий для измерения уровня психологической устойчивости, для выявления стрессогенных факторов, которые оказывают влияние на студентов, а также для изучения психологического здоровья.
3. Определить уровни психологического здоровья, психологической устойчивости студентов, а также выраженность стрессогенных факторов.
4. Исследовать взаимосвязи между психологической устойчивостью, стрессогенными факторами и параметрами психологического здоровья студентов.
5. Описать результаты эмпирического исследования психологического здоровья студентов и их психологической устойчивости в условиях выраженности стрессогенных факторов.
Объект исследования:
Студенты 3 курса в возрасте от 19 до 24 лет (3-юношей, 25-девушек) обучающихся на различных направлениях: Психология – 32,1%; Лингвистика - 21,4%; Финансы - 10,7%; Биология - 10,7%; Другое - 25,1% . Средний возраст респондентов - 20,46.
Предмет исследования:
Особенности психологического здоровья и психологической устойчивости у студентов.
Гипотеза исследования:
У студентов с высоким уровнем психологической устойчивости к стрессу (стрессоустойчивости) большинство показателей психологического здоровья будут выше, чем у студентов с низким уровнем стрессоустойчивости.
Существует взаимосвязь между компонентами психологического здоровья и интенсивностью проявлений стрессогенных факторов у студентов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- концептуальные исследования проблем психологического здоровья личности (И В. Дубровина, Б.С. Братусь; О.С. Васильева, К. Леонгард, А.Е. Личко, С.Е. Лукин, Р. Перрон, А А. Реан, Ф.Р. Филатов, О.В. Хухлаева);
-концепция «здоровой личности» А.Маслоу и «полноценно-функционирующей личности» К. Роджерса;
-концептуальные исследования проблем студенчества (Ананьев Б. Г., Головат Н. Ф., Кузьмина Н. В., Лисовский В. Т., Реан А. А., Дворяшин М.Д., Степанов Е.И., Грановская Л.Н.,);
-концептуальные исследования психологического здоровья обучающихся (И.В. Дубровина, Н.К. Смирнов, О.В. Хухлаева, Б.Г. Ананьев, A.B. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюкин, В.А. Сластенин, Е.М. Некиреев, Д.Б. Бромлей):
-исследования, посвященные изучению стресса (Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, В.В. Нуркова, Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С.Фолькман, С. Коухен, Г.Виллиансон);
-концептуальные исследования стрессоустойчивости (Баранов А.А. , Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян, Н.Н. Данилова, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко и Н.И. Блудов, О.А. Черникова, А.Е. Ольшанникова, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, . Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Н. Сирота, С. Фолкман, Аболин Л.М., Васильева О.С., Дьяченко М.И., Ильин Е.П., Колесникова Т.И., Куликов Л.В., Кон И.С., Марищук В.Л., Немов Р.С., Оллпорт Г., Писаренко В.М., Рогов Е.И., Рубинштейн С.Л., Секач М.Ф., Суворова В.В., Сухов А.Н);
-концепция А.В. Козлова, в которой автор считает, что психологическое здоровье представляет собой феномен, состоящий из ряда сфер, сюда относится душевное равновесие, просоциальная ориентация, физическое благополучие, гуманистическая позиция, стремление быть собой, творческое самовыражение, семейное благополучие, духовность, ориентация на цель, интеллектуальное совершенствование.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы и научных источников по теме исследования.
2. Эмпирические методы (тестирование, сравнение, анализ полученных сведений)
База исследования:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Структура и объем исследования:
Исследование включает в себя введение, 3 главы, выводы, заключение, библиографический список.
В работе представлены результаты исследования особенностей психологического здоровья студентов и их психологической устойчивости (стресоустойчивости) в условиях выраженности стрессогенных факторов.
На основе рассмотренного теоретического анализа были выявлены структурные компоненты психологического здоровья студентов, рассмотрены виды стрессогенных факторов в студенческой среде, а также было раскрыто понятие психологической устойчивости.
В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами была подтверждена гипотеза, согласно которой у студентов с высоким уровнем психологической устойчивости к стрессу (стрессоустойчивости) большинство показателей психологического здоровья будут выше, чем у студентов с низким уровнем стрессоустойчивости. Также подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между компонентами психологического здоровья и интенсивностью проявлений стрессогенных факторов у студентов.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в профессиональной деятельности практического психолога, консультирующего лица студенческого возраста, испытывающих трудности, которые влияют на их психологическое здоровье, а также в рамках проведения им тренинговых занятий, направленных на повышение стрессоустойчивости студентов.
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПБ.: Речь, 2006.-384 с.
2. Амосова Н.О. Психологическое здоровье студентов-педагогов и его профессиональная значимость. // Сибирский психологический журнал .— Иркутск, 2012 — №44 — 35 с.
3. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов: Монография //-М.: Изд-во РУДН. 1997 — 199 с.
4. Аверин, В. А. Психология личности . – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999 – 89 с.
5. Братчикова Ю.В. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве // сб. статей .: Урал.гос.пед.ун-т., —2013. —146 с.
6. Баранов, А. А. Психологическая стрессоустойчивость и мастрество педагога: теоретические и прикладные аспекты // автореф. дисс….докт. психол. наук– СПб., 2002 – 41 с.
7. Волчугова А.Ю., Гармышева А.А., Никулина Т.И. Психологическая устойчивость личности студента первокурсника // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» — 2018 — 25 с.
8. Дзугкоева, М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста: дис. … кандидат психологических наук: 19.00.07-педагогическая психология. —Москва, 1999. —189 с.
9. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник Оренбургского государственного университета. —2018 —№2— 214 с.
10. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. — Институт психологии РАН, 2007. — 336 с.
11. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости / С.П. Иванова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2009. - № 9.-С. 99-108.
12. Иванова, М. Б. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Иванова Мария Геннадьевна. — Кемерово, 2010. — 242 с
13. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. СПб: Издательство «Питер», 2000 (Серия «Хрестоматия по психологии») 11-44 с.
14. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб., 2004. — 464 с.
15. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 210—215.
16. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110–117. 3.
17. Лактионова, Е.Б. Критерии психического здоровья и подходы к их определению / Е.Б. Лактионова //.— Екатеринбург: Изд-во «АМБ», 2007– 263 с.
18. Леонова И.И. Психологическое здоровье студентов, обучающихся в условиях электронного пространства вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Место защиты: Ун-т российской акад. образования.- Москва, 2013.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-19/268.
19. Мальцева М.Е. Стрессогенные факторы в студенческой среде // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» . — 2015 – 3с.
20. Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003— 632 с.
21. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2006. —607 с.
22. Н.А. Паточкина, М.В. Комелькова, О.Б. Цейликман, М.С. Лапшин. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 82 с.
23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 247.
24. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Владос. 1999 – 368 с.
25. Сапольски Р. Психология стресса. : Научный труд — Питер, 2015. —920 с.
26. Секач М.Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления: Дисс. ... докт. психол. наук. — М., 1999 — 366 с.
27. Селье, Г. Стресс без дистресса– М.: Просвещение,1979 – 124 с.
28. Фаустов, А. С. Обучение и здоровье / А. С.Фаустов, Ю. В. Щербатых. Воронеж, 2000. – С.3-25
29. Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов // Православный собеседник (Казань). 2012, № 2 (22).
30. Щербатых, Ю. В. Экзамен и здоровье студентов / Ю. В.Щербатых. Воронеж, 2000 – С.5-118
31. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
32. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // P.T.P. Wong, P.S. Fry. The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1998 a. P. 1—26.