ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, С УЧЕТОМ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и факторы адаптации в психолого-педагогический литературе . 6
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации 9
1.3. Влияние типа привязанности детей раннего возраста к матери на процесс
адаптации 9
1.4. Возможности сопровождения детей раннего возраста в процессе
адаптации 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 23
2.2. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках
реализации проекта «Здравствуй, детский сад!» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов аналитического этапа исследования
по итогам реализации проекта 41
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей, которые имеют сложности процесса адаптации к дошкольной образовательной организации. Данная проблема связана с необходимостью изучения процесса первичной социализации, которая охватывает период от рождения ребенка до его поступления в школу. Это обусловлено тем, что дети, начиная посещать дошкольную организацию, испытывают стресс, который подвергает организм и психику ребенка серьезным испытаниям. Факторами, вызывающими стресс у ребенка, могут быть разлучение с матерью, новая обстановка, незнакомые люди, непривычный режим дня, ограничения в поведении, соблюдение и выполнение новых требований, правил.
Как утверждают Н.Н. Авдеева, Н.О. Андрусенко и И.В. Хохлачева, тип привязанности ребенка к матери является одним из важных факторов первичной социализации и успешности адаптационного периода ребенка в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Тип привязанности ребенка к матери влияет на его психическое развитие, формирование личности. Влияние проявляется в переломный момент переживания ребенком психологического стресса, которым и является адаптационный период в ДОО. (Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева).
Проблема формирования и развития привязанности у детей активно изучалась в последние десятилетия. Ученые, исследовавшие данную проблему (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. и др.), отмечают, что формирование привязанности необходимо для развития ребенка. Привязанность дает ему чувство безопасности, способствует формированию образа себя и социализации.
Цель проектной работы: разработать и апробировать проект
обеспечения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством комплекса мероприятий с родителями и детьми, с учетом типа привязанности ребенка к матери.
Объект проектной работы: адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет проектной работы: психолого-педагогические условия
обеспечения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством комплекса мероприятий с родителями и детьми, с учетом типа привязанности ребенка к матери.
Проектная идея:
Комплекс мероприятий с родителями и детьми, направленный на:
• развитие адаптационных возможностей ребенка (формирование доверия к воспитателю, сверстникам; побуждение к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми);
• просвещение родителей относительно влияния стиля общения с ребенком на формирование его привязанности и, как следствие, особенностей прохождения адаптационного периода;
• освоение родителями приемов и средств взаимодействия с ребенком, способствующих его успешной адаптации -
обеспечит адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи проектной работы:
1. Раскрыть понятие «адаптация», выделить факторы адаптации;
2. Охарактеризовать особенности детей раннего возраста в период адаптации;
3. Выделить типы привязанности и их влияние на процесс адаптации;
4. Разработать и реализовать проект обеспечения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством комплекса мероприятий с родителями и детьми, с учетом типа привязанности ребенка к матери.
...
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: раскрыто понятие «адаптация», выделены факторы адаптации; охарактеризованы особенности детей раннего возраста в период адаптации; выделить типы привязанности и их влияние на процесс адаптации; разработан и реализован проект обеспечения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством комплекса мероприятий с родителями и детьми, с учетом типа привязанности ребенка к матери; выделены показатели эффективности проделанной работы.
Таким образом, проектная идея о том, что комплекс мероприятий с родителями и детьми, направленный на: развитие адаптационных возможностей ребенка (формирование доверия к воспитателю, сверстникам; побуждение к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми); просвещение родителей относительно влияния стиля общения с ребенком на формирование его привязанности и, как следствие, особенностей прохождения адаптационного периода; освоение родителями приемов и средств взаимодействия с ребенком, способствующих его успешной адаптации - обеспечит адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации - доказана.
Перспективы данного проекта заключаются в следующем:
1. Проект можно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
2. На основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов, средств работы с детьми раннего возраста по повышению уровня адаптированности с учетом типа привязанности к матери.
3. Работа может быть востребована педагогами, педагогами- психологами ДОО в качестве самостоятельного методического пособия, атакже дополнительного источника в русле данной темы.
4. Проект «Здравствуй, детский сад!» позволяет оказать консультативную помощь родителям в вопросах адаптации к дошкольному учреждению.
5. Передача собственного педагогического опыта путем публикации материалов о результатах реализации проекта в научном сборнике.