Реферат
Введение 11
Глава I. Языковая картина мира как объект лингвистического исследования (теоретическая часть) 15
1.1. Теория языковой картины мира 15
1.2. Концепт как основная единица языковой картины мира 17
Глава II. Языковые образы Красноярска и их семантическая типология (исследование) 22
2.1. Красноярск в научно-популярной литературе 22
2.1.1. Красноярск как пространство (локатив) 22
2.1.2. Красноярск как объект характеризации 26
2.1.3. Красноярск как «обладатель» (посессор) 28
2.1.4. Красноярск как живой организм 31
2.2. Красноярск в новостном контенте социальных сетей 34
2.2.1. Красноярск как локатив 35
2.2.2. Красноярск как «обладатель» (посессор) 38
2.2.3. Красноярск как одушевлённый субъект 43
2.2.4. Красноярск как объект 45
2.2.5. Красноярск и красноярцы 48
Глава III. Материалы для факультативных занятий по русскому
языку 51
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 66
В последние годы понятие языковой картины мира (далее - ЯКМ) активно разрабатывается в научных лингвистических исследованиях самой широкой направленности. Возрастающий интерес к данному феномену вызван тем обстоятельством, что языковая картина мира представляет собой один из наиболее глубинных слоев глобальной картины мира, под которой подразумевается синтез знаний людей о природе и социальной реальности. По сути, эта общая картина мира «присваивается» и усваивается человеком через ЯКМ: «Вся структура языка может сопоставляться со структурой мира; картина мира как совокупность знаний человека о мире подменяется картиной мира, существующей в языке, т.е. "языковой картиной мира"» [Алефиренко 2009: 62].
С учетом вышесказанного, актуальность работы определена важностью реконструкции общей ЯКМ посредством изучения и реконструкции ее отдельных значимых фрагментов, важность которых определяется значением их реальных соответствий в общем устройстве современного мира, в жизни человеческого коллектива и каждого отдельного человека. Одним из таких выделенных фрагментов является феномен современного города, поскольку большая часть населения планеты, в частности России, живет в городах. Изучение восприятия города носителями языка, его образа и структуры в коллективном языковом сознании - важная лингвистическая задача.
Объектом данного исследования является языковой образ города в границах русской языковой картины мира, а его частным предметом - Красноярск как ключевой образ публичного регионального контекста.
Соответственно, данное исследование располагается в рамках одного из наиболее популярных научных направлений современной русистики - теории русской языковой картины мира.
Языковая картина мира трактуется здесь как совокупность представлений о мире, заключённых в значении разных слов и выражений данного языка и складывающихся в единую систему взглядов, которую, сами того не замечая, принимают все носители языка [Зализняк, Левонтина, Шмелев, 2005: 544].
Теория языковой картины мира наряду с языковым анализом целых ситуаций - семантических сценариев, или скриптов, - уделяет особое внимание исследованию отдельных ключевых образов и концептов. В рамках этой идеи и сделана представленная магистерская диссертация.
Цель работы - реконструировать языковой образ города Красноярска реализованный, с одной стороны, в текстах научно-популярного и историко-краеведческого содержания, а с другой стороны, в новостном контенте социальных сетей.
Задачи, которые вытекают из сформулированной таким образом цели состоят в следующем:
• выявить варианты употребления слова Красноярск в различных
изданиях научно-популярной и краеведческой литературы о городе,
• выявить варианты употребления слова Красноярск в новостном
контенте социальных сетей,
• отобрать и классифицировать лексику, с помощью которой создаётся образ города,
• рассмотреть семантику языкового образа Красноярска с учетом представления об актантных ролях, или семантических падежах (субъект, локатив, посессор и под.),
• сделать выводы об образе, который формируется в соответствющих контекстах,
• представить методическую разработку с использованием собранного лингвистического материала.
...
Итак, анализ материалов, а именно - текстов научно-популярных и краеведческих изданий, а также постов в социальной сети «ВКонтакте», - содержанием которых является описание города Красноярска, позволил прийти к следующим выводам.
Красноярск - один из ключевых концептов регионального сознания жителей краевого центра, а отсюда ключевой концепт языкового сознания красноярцев, включающий социальный, географический
(пространственный), исторический, инфраструктурный, культурный и эмоциональный компоненты. Он входит не только в региональную, групповую, но и в индивидуальную картину мира каждого жителя Красноярского края, и тем более жителя самого города. Поэтому реконструкция данного концепта важна для понимания содержания, целеполагания и ценностных предпочтений современных красноярцев.
Реконструкция данного концепта сделана с учётом методологических положений теории языковой картины мира и семантического синтаксиса.
Анализ показал, что содержание языкового образа Красноярска включает несколько ключевых составляющих, а именно: Красноярск как 1) локатив, то есть некое значимое пространство; 2) посессор, или субъект- «обладатель»; 3) «живое существо», наконец, 4) объект характеризации, квалификации и оценки (см. Приложение З).
Позиция «обладающего» субъекта, или посессора, при этом является преобладающей, оформленная в 31 % проанализированных текстовых
фрагментах.
Данная позиция прежде всего поддерживает пространственное представление о городе, как о глобальном хранилище больших и малых физических и социальных объектов, феноменов, а также включающем более частные пространства и социальную инфрастуктуру. Такие территориальные 58
объекты, как улицы, окрестности, окраины - неотъемлемая часть любого города, так же, как и субъекты социальные, которыми город «владеет» как «хозяин»: жители, горожане, население, рабочие... Красноярска. Обладание объектами процессного типа - история, развитие, жизнь Красноярска -имеет, безусловно, оттенок метафоричности, однако, ввиду частого употребления данных понятий совместно с понятием город яркая метафоричность стирается, а соответствующие словосочетания перестают восприниматься в переносном значении.
Вторая по объему собранного и обработанного материала позиция - это позиция локатива: ее развивают около 27 % собранных примеров.
Из этого следует, что одно из базовых значений концепта Красноярск формируется на основании прямого социально-физического восприятия носителей языка: Красноярск в языковой картине мира представлен как город, географический объект.
В отличие от предыдущей ролевой позиции, следующий ролевой образ сохраняет свою живую метафоричность. Имеется в виду то, что самой яркой метафорой Красноярска является метафора живого организма, которая довольно частотна (примерно 19 %), явно соотносясь с популярным
характером текстов научно-популярных и краеведческих изданий, а также с творческим целеполаганием авторов многих постов в социальной сети «ВКонтакте». Это заставляет делать выводы о том, что Красноярск осмысляется носителями языка во многом как человеческий образ или, по крайней мере, как антропоморфное существо, которое в состоянии встречать гостей, проводить уборку улиц, преображаться, и т.п. Красноярск как объект достойный олицетворения, уподобленный живому существу, даже человеку.
Наконец, позиция объекта чуть более частотна (23 %), чем позиция субъекта, несмотря на то, что вполне соотносима с понятием город. Как правило, она лишена метафоричности и используется для того, чтобы давать прямую оценочную, социальную характеристику, обозначать ключевые для автора высказываний / текстов качества и параметры города (Орденоносный Красноярск - крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири; Красноярск - самое прекрасное место на Земле; Красив Красноярск, если на него посмотреть в летнюю пору с противоположного берега Енисея...).
...
1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст] / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта Наука, 2009.
2. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Языковая картина мира и системная лексикография. - М., 2006.
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. [Текст] - М.: Языки русской культуры, 1995.
4. Артамонова Ю. Д., Кузнецов В. Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - 110 с.
5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1999.
6. Аскольдов С. А. Концепт и слово [Текст] // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.
7. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - П., 2012. - № 4 (20). - С. 125-31.
8. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 191с.
9. Быконя Г. Ф. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVIIXIX века) [Текст] / Быконя Г. Ф., Фёдорова В. И., Бердников Л. П. - Издательство Красноярского университета, 1990.
10. Вайсгербер Й. Л. Язык и философия [Текст] // Вопросы
языкознания, 1993. № 2
11. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект
лингвистического описания [Текст] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.
12. Демидова К. И. Языковая картина мира и аспекты ее изучения: монография. - Екатеринбург, 2-ое изд, доп.и испр., 2011.
13. Дзюба Е. В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: монография. [Текст] - Екатеринбург: Издательство Урал. гос. пед. ун-та, 2015.
14. Зализняк А. А. Ключевые идеи русской картины мира [Текст] / Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. - М.: Языки славянской культуры, 2005.
15. Карасик В. И Языковой круг: личность, концепты, дискурс. [Текст] - М.: Гнозис, 2004.
.... всего 45 источников