ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Процесс развития словаря речи у детей среднего дошкольного возраста... 6
1.1. Народные игры как традиционное средство педагогики 16
1.2. Организационно-педагогические условия развития словаря речи у детей
среднего дошкольного возраста посредством народных игр 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СЛОВАРЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР 34
2.1. Методики исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по развитию словаря речи у детей среднего дошкольного возраста посредством народных игр 41
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по развитию словаря речи у детей среднего дошкольного возраста посредством
народных игр 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность. В нынешней ситуации роста национальной идентичности каждого народа России проблемы национального образования, разработки нового образовательного контента, основанного, с одной стороны, на общечеловеческих ценностях и на национально-культурных, регионально-этнических традициях, особенно важно
Приобщение детей к народному искусству, фольклору, традициям и обычаям должно начинаться с раннего детства, с игры, когда происходит интенсивный процесс личностного развития.
Среди феноменов национальной культуры народная игра является многогранным понятием. Он несет символическую информацию о прошлом, передает молодому поколению традиции, свойственные менталитету людей, соответствует природе детей, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной деятельности, развивает воображение и творческие наклонности.
Народные игры как предмет практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, П.Ф. Лесгафтом, П.Ф. Каптеревым, Е.Н. Водовозовой, Е.А. Покровским и др.).
Игра не просто занятие, вид деятельности, но и форма присвоения социального опыта. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах ученых-педагогов Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Р.И. Жуковской.
На сегодняшний день было проведено много исследований, характеризующих богатство народных игр различных этнических групп. Однако особенности национальных игр как средства развития словаря детей среднего дошкольного возраста на основе традиций народной педагогики изучены недостаточно.
Учитывая значимость, но недостаточную теоретическую проработку проблемы, тема исследования была определена.
Объект исследования: процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс народных игр как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования: разработка и апробация комплекса народных игр как средства развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выделить условия развития словаря у детей среднего дошкольного возраста посредством народных игр.
3. Реализовать условия и проверить результативность комплекса народных игр как средства развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективность работы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста посредством народных игр обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленное использование народных игр, соответствующих возрастным особенностям детей в разных видах детской деятельности;
- организация образовательного взаимодействия с родителями по развитию словаря детей посредством народных игр.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: диагностическая игра, тестирование, методы математической и графической обработки данных.
...
Подводя итоги нашего исследования, мы сделали ряд выводов, решая поставленные задачи. К ним относятся следующие положения.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, подчеркнем, что речевое развитие детей среднего дошкольного возраста должно проводиться в определенной системе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Решая вторую задачу, нами дана характеристика народной игры как средства народной педагогики, приведена классификация и сделан вывод, что народные игры, так же, как и дидактические, подвижные, сюжетноролевые имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Решая следующую задачу, нами было выявлено, что использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:
- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных играх;
- народные фольклорные игры представляют собой особый вид деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно развивается речь;
- народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;
- народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной на первичном этапе, мы пришли к пониманию необходимости проведения работы по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста на занятии с использованием народных игр.
На формирующем этапе исследования была составлена картотека народных игр, план работы как с педагогами, так и с детьми, и апробированы все запланированные мероприятия.
Нами были выделены ряд организационно-педагогических условий, которые способствуют эффективному речевому развитию детей среднего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения:
- целенаправленное использование народных игр, подобранных в соответствии с темами недели,
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации речевого развития детей среднего дошкольного возраста с использованием народных игр,
- организация образовательного взаимодействия с родителями по вопросам использования народных в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
На заключительном этапе экспериментально-поискового исследования уровня развития речи, словарного запаса, в средней группе «Гномики» нами было выявлено отсутствие участников эксперимента с низким уровнем развития словаря. Повторная диагностика позволяет сделать вывод, что занятия с использованием народных игр благоприятно повлияли на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенная методика развития речи посредством занятий с использованием народных игр тем обогащает речь дошкольников, а интегрированных подход во время проведения данных занятий решает многие задачи речевого развития.
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2010. 400 с.
3. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2012. № 1. С. 7 - 8.
4. Богуславская Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург: Арго. 2017. 191 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2012. 208 с.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 193 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 200 с.
9. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: Арти, 2014. 160 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 256 с.
11. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С.21 - 22.
12. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 2012. 270 с.
13. Дубина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С.26-35.
14. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб. 2016. 64 с.
15. Дубкова О.П. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса // Справочник старшего воспитателя ДОО. 2019.
№ 2. С.21 - 22.
... всего 46 источников