Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение французскому словообразованию в системе формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 7-9 класса

Работа №170534

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Общетеоретические основы исследования статуса словообразования в
формировании иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.1. Сущность понятия «коммуникативная компетенция» 7
1.2. Словообразование как часть коммуникативной компетенции 15
1.2.1. Основные понятия словообразования 18
1.2.2. Овладение способами и средствами словообразования как условие
сформированности коммуникативной компетенции 23
1.3. Современные способы словообразования французского языка 32
Выводы по главе 1 37
2. Актуальные тенденции словообразования в современном
французском языке и их использование в практике совершенствования коммуникативной компетенции 40
2.1. Анализ современных неологизмов французского языка на базе словарей
Le Petit Larousse и Le Petit Robert 40
2.2. Анализ УМК «Le frangais c’est super!» в аспекте
словообразования 47
2.3 Практические рекомендации для формирования и совершенствования
словообразовательной компетентности 54
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованных источников 59
Приложение А 64
Приложение Б 70
Приложение В 76


Из всего многообразия аспектов языковой ситуации в нашей стране наиболее важным являются, на наш взгляд, вопросы обучения лексике и словообразованию как конструктивной базе каждой лингвистической системы. Именно словарный состав любого языка, будучи строительным материалом последнего, непосредственно выходит на экстралингвистическую действительность, в окружающий мир, в живую жизнь общества. Он выполняет важные функции обозначения явлений, фактов, процессов объективной реальности. Усвоение достаточного количества лексических единиц, входящих в лексическое ядро каждого из изучаемых языков, обеспечивает правильное понимание речи, создает условия для свободного общения на них.
Овладение же способами и средствами словообразования в значительной мере интенсифицирует процесс накопления активного словаря, способствует пополнению пассивного и потенциального лексического запаса школьников, облегчает понимание неизученных производных слов на основе знакомых корневых и аффиксальных морфем. Знание структуры лексических единиц, основных словообразовательных моделей и семантики деривативных элементов обеспечивает оптимальное развитие у учащихся умений анализа и синтеза, формирование навыков употребления производных лексем различной сложности в самостоятельных речевых произведениях.
Все это, безусловно, существенно обогащает филологический опыт школьников, расширяет их речевые возможности, способствует повышению уровня языковой и коммуникативной компетенции в изучаемом языке.
Цель нашего исследования - проанализировать место словообразования в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в средней школе и разработать дополнительный комплект упражнений к существующему УМК «Le Frangais c’est super!»
Объект исследования - современные способы словообразования во французском языке.
Предметом исследования является овладение способами и средствами словообразования в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника 7-9 класса.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы о том, что включение в урок словообразовательных упражнений с современными неологизмами ведет к совершенствованию коммуникативной компетенции школьника, а так же интенсифицирует образовательный процесс в целом.
Чтобы доказать гипотезу, и в соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность понятия «коммуникативная компетенция».
2) Определить место словообразования и словообразовательных упражнений на уроках французского языка в средней школе.
3) Выделить тенденции современного французского словообразования, проанализировав списки новых слов словарей Le Petit Larousse и Le Petit Robert 2016-2018 года.
4) Проанализировать учебники французского языка «Le Frangais c’est super!» для 7 и 9 класса с точки зрения наличия словообразовательных упражнений.
5) Создать дополнительный учебно-методический материал для актуализации содержания словообразовательного компонента.
В основу теоретической базы исследования лег ряд принципов и положений, изложенных в работах следующих ученых: И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.С. Кубрякова, Н.А. Катагощина, Е.Г. Мережко, И.А. Цыбова.
В исследовании применялись следующие методы: анализ теоретических и дидактических источников, деривационный анализ, морфологический анализ, этимологический анализ; метод классификации; приём количественных подсчетов.
Материалом лингводидактического исследования послужил УМК «Le Frangais c’est super!» для 7 и 9 класса.
Корпус языкового материала исследования составляет 673 примеров, полученных методом сплошной выборки из опубликованных приложений к толковым словарям французского языка.
Апробация работы. Теоретические положения исследования изложены в опубликованных в соавторстве научных статьях и докладывались на научных конференциях:
1. Доклад «Современные тенденции французского словообразования» научно-практической конференции факультета иностранных языков, в рамках XIX Международного форума «Молодежь и наука» 16 апреля 2018 года.
2. Статья «Современные тенденции французского словообразования» в соавторстве с Н.С. Потылициной в сборнике «Молодежь и наука XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков», 16 апреля - 9 мая 2018 г.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в основной школе и в вузовских курсах методики преподавания, лексикологии и практического курса французского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описываются цель, задачи, практическая значимость работы, определяются объект и предмет исследования, база исследования.
Первая глава раскрывает сущность понятий коммуникативная компетенция, языковая компетенция, словообразование. Проанализированы особенности словообразовательных упражнений, применяемых на уроках иностранного языка, а также современные тенденции в области французского словообразования.
Вторая глава представляет результаты практической работы по анализу словарей Le Petit Larousse и Le Petit Robert, с точки зрения выявления продуктивных способов словообразования новых слов 2016-2018 года, а также разработка комплекта словообразовательных упражнений для УМК «Le Frangais c’est super!» средней ступени обучения.
В заключении приводятся результаты проведенной работы, формулируются основные выводы.
Список использованных источников включает 42 наименования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы пришли к следующим выводам:
На уроках французского языка в средней школе в первую очередь формируются языковые и коммуникативные компетенции. Коммуникативная и языковая компетенция тесно связаны, ведь коммуникативная компетенция предполагает владение языковой компетенцией.
Языковые компетенции предусматривают владение необходимыми языковыми (лингвистическими) знаниями, осознание особенностей функционирования языковых единиц, правильное использование языковых средств в собственной речевой деятельности.
Изучение основ словообразования играет важную роль в формировании языковой компетенции учащихся. Однако, в учебниках по французскому языку (а именно в УМК «Le Francais c’est super!») словообразовательных упражнений мало, и они не выделены в самостоятельный раздел. Кроме этого, учебники с каждым годом устаревают, и многие актуальные неологизмы не входят в лексикон учащихся средней школы.
Поэтому, в нашем исследовании мы систематизировали современные неологизмы французского языка по способу их образования и предложили комплект упражнений с использованием современных неологизмов французского языка. Данное исследование помогает обновить содержание словообразовательного материала в учебниках французского языка в средней школе, а также может послужить источником примеров неологизмов для учителя при разработке уроков французского языка.



1. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как
лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект // Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. 348 с.
2. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим, 1999. 246 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Academia, 2013. 336 с.
4. Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. - М.: Наука: Флинта, 2007. 159 с.
5. Демидова Е. Б., Мартыненко Ю. Б. Роль словообразования в формировании орфографических навыков у иностранных учащихся // НАУКА И ШКОЛА. 2017. № 4.
6. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило: Изд. 6-е, испр. и доп. - Назрань: Пилигрим, 2016. - 610 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004, с. 155
8. Зуев А.Н., Молчанова И.Д., Мурясов Р.3., Степанова М.Д Словарь словообразовательных элементов немецкого языка., 2000. c.26
9. Катагощина Н.А. Как образуются слова во французском языке / Предисл. И.Б. Воронцовой. - Изд. 4-е. - М.: КомКнига, 2012. - 112 с.
10. Крючкова Л.С. Функциональное словообразование как один из аспектов обучения РКИ. Динамика языковых и культурных процессов всовременной России // Общество преподавателей русского языка илитературы. - Санкт-Петербург. 2016 С. 1858
11. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 118-121.
12. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» //
Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104. — URL
https://moluch.ru/archive/35/4011/(дата обращения: 27.05.2018).
13. Кубрякова Е.С Теория номинации и словообразование. Монография. Изд. 3-е. — М.: Изд-во ЛИБРОКОМ, 2009 с. 200.
14. Кученева, Е. Ю. Структурно-семантические отношения слов в словообразовательных гнездах междометий и звукоподражаний. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. филол. наук. Уфа, 2000.
15. Лебедева, Т. А. Проблемы риторического анализа как компонента урока риторики и приема формирования коммуникативной компетенции// Филологический вестник / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. - 2000. - Вып. 1. - С. 259-265.
16. Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001., вып.2, с. 154.
17. Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе. - Рус. словесность. - 2005.- № 4
18. Лихач, Т П. Состав слова. Словообразование: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/Т. П. Лихач. -Мозырь: Белый Ветер, 2014. -154 с.
19. Методика обучения украинского языка в средних образовательных учреждениях / Коллектив авторов под редакцией М.И.Пентилюк: М.И. Пентилюк, С.О.Караман, О.В.Караман, О.М.Горошкина, З.П.Бакум, М.М.Барахтян, И.В.Гайдаенко, А.Г.Галетова, Т.В.Коршун, А.В.Никитина, Т.Г.Окуневич, О.М.Решетилова. М .: Ленвит 2009 . - 400 с.
20. Мережко Е. Г. Вопросы преподавания основ словообразования в начальной школе в трудах методистов конца XIX - первой половины XX в. / Е. Г. Мережко // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 2. - С. 154-161.
21. Мережко Е.Г. Решение лексико-словообразовательных задач на уроках русского языка (на материале однокоренных антонимов) // Проблемы филологического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Черемисиновой[Текст]. - Саратов: Изд-во Сарат-го ун-та, 2016. - Вып. 8. - С. 122-12
22. Мережко Е. Г. Формирование языковой компетенции младших
школьников в процессе изучения состава слова и словообразования / Е. Г. Мережко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 3 (12). - С. 47-50
23. Можарова А.С. Методические идеи И.И. Срезневского и В.П.
Шереметевского// Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: сб. ст. по матер. IX студ. науч.-практ. конф. - Москва: РУДН, 2012. С. 85-88
24. Ракитина Н. Н. Лингвокультурологические аспекты функционирования аббревиатур в политическом дискурсе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 21 с.
25. Российский гуманитарный энциклопедический словарь.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун¬та. 2002
26. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / Серия: О чем спорят в языковой педагогике. М. : Еврошкола, 2004. 236 с.
27. Соловова Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ// Первое сентября, 17/2005.
28. Седлова, Л.П. Новое в современной аббревиационной системе
французского языка / Л.П. Седлова. - М., 2006. С.19
29. Сушков, И.П. К вопросу о создании французской терминологиче¬ской лексики / И.П. Сушков. - М., 1998. С. 48
30. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) Электронный ресурс . URL: https://ushakovdictionary.ru/(дата обращения: 26.05.2018).
31. Тихонов, А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология)/ А.Н. Тихонов. М., 2002, с. 88
32. Шаимова Г. А., Абдуразакова Ш. Р. К трактовке терминов
«компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 689-691. — URLhttps://moluch.ru/archive/58/7994/(дата
обращения: 27.05.2018).
33. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и прин ципы ее описания. Изд. 4-е. - М.:Издательство ЛКИ, 2007. - 256 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2012 c.
35. Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - с. 102.
36. Цыбова И.А. Словообразование в современном французском языке М.: Высшая школа, 2008. — 128 с.
37. Ярцева, В.Н. Большой энциклопедический словарь [Текст] / В.Н. Ярцева. - М., 2000. С. 396
38. DictionnairedesMotsNouveaux [Электронный ресурс]. URL:
http://www.academie-francaise.fr/le-dictionnaire-la-9e-edition/exemples-de-mots-nouveaux (дата обращения: 05.04.2017)
39. Kouliguina A., Schepilova A. Le Frangais, c'est super! 9. Methode de frangais Москва: Просвещение, 2015. — 224 с.
40. Kouliguina A., Schepilova A. Le Frangais, c'est super! 7. Methode de frangais. Premiere partie М.: Просвeщeниe, 2014. — 131 с.
41. Kouliguina A., Schepilova A. Le Frangais, c'est super! 7. Methode de frangais. Seconde partie М.: Просвeщeниe, 2014. — 130 с.
42. Les mots nouveaux de l'edition 2017 des dictionnaires Le Petit Larousse illustre et Le Petit Robert de la langue frangaise [Электронный ресурс] URL: http://www.manuscritdepot.com/mots-nouveaux-robert-larousse-2017.html(дата обращения: 05.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ