ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОНОМАСТИКА КАК НАУКА 6
1.1. Возникновение и развитие ономастики как науки 6
1.2. Области изучения в ономастике 9
1.3. Антропонимика и топонимика как направления ономастики 11
ГЛАВА II. ОНОМАСТИКОН ЦИКЛА «СКВОЗНАЯ ЛИНИЯ» Е.Л. УЛИЦКОЙ 21
2.1. Интертекстуальная ономастика 21
2.2. Семантика имени в цикле 26
2.3. Топонимика цикла 3 6
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 44
3.1. Разработка элективного курса по ономастике в 10-11 классах 44
3.2. Конспекты уроков по разделу «Литературная ономастика». 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Оформление концептуального образа мира является одной из главных функций языка. Известно, что в мире центральное место принадлежит не просто человеку, а именно личности, которой присуще определённое отношение к другим людям и миру вещей и которая обладает сложным внутренним миром. Поскольку в современной лингвистике ключевой идеей выступает идея антропоцентричности языка, согласно которой на первое место ставится человек, прослеживается возможность наиболее значимые фрагменты языковой картины мира представить по-новому, и языковые оценки человека являются одним из них.
Как подчеркивают лингвисты, во второй половине XX века наблюдается значительное возрастание интереса к изучению имен, особенно в контексте анализа художественных произведений, поскольку имена выразительно отражают характерный для определенной эпохи и общества образ жизни и мышления, при этом отражая культуру нации. Соответственно, изучение функционального аспекта имен собственных, - в контексте художественного текста на современном этапе является одним из наиболее актуальных направлений исследований в области ономастики.
Проблема функционирования онимов в художественном тексте представлена в ряде теоретических и практических исследованиях. Так, актуальным сегодня выступает психолингвистический подход к языку и речи, в частности, к такому явлению, как семантические особенности.
В теоретических исследованиях суть онимов, их разновидности рассматривается в работах Л.И. Андреевой [2], В.Д. Бондалетова [5], В.М Калинкина [12], М.В. Карпенко [13, 14], А.В. Суперанской [37], В.И. Супрун [38], Г.Ю. Сызранова [39] и др.
Особенности онимов и их функции в литературных произведениях изучались в трудах С. И. Зинина [11], С. А. Копорского [15], О.И. Фоняковой [44], М. И. Черемисиной [45], П. Я. Черных [46] и др., прослеживается связь системы образов художественного произведения с его ономастической системой.
В исследованиях В. М. Карпенко [14], С. И. Коткова [16] и др. внимание сфокусировано на способах и приёмах создания литературного онима.
Из современных исследователей, которые прослеживают проблему функционирования онимов, в том числе в художественных произведениях, следует отметить Н.Д. Голева [6], Л.М. Дмитриеву [8], В. А. Маслову [20], Е.С. Плешкова [24], А.А. Фомина [43] и др.
Творчество Л.Е. Улицкой изучалось такими исследователями, как Н.А. Егорова [9], И.А. Жаворонок [10], Т.А. Новосёлова [22], О.В. Побивайло [25], Сунь Чао [36], Т.А. Скокова [33] и др. В работах перечисленных авторов рассматриваются различные стороны творчества Л.Е. Улицкой, однако ономастический аспект изучен мало. Тема нашей работы обуславливает новизну исследования.
Актуальность исследования объясняется особенностями современного этапа разноаспектного изучения творческого наследия русской литературы, определяется прочтением известных произведений в контексте лингвистического анализа произведения. Кроме того, наука проявляет очевидный интерес к языку Л.Е. Улицкой, следовательно, данное исследование отвечает требованиям современной лингвистики.
Объект исследования - онимы цикла Л.Е. Улицкой «Сквозная линия».
Предмет исследования - структурные, семантические особенности функционирования онимов в цикле Л.Е. Улицкой «Сквозная линия».
Цель работы: проанализировать семантические и структурные аспекты функционирования онимов в художественном пространстве цикла Л.Е. Улицкой.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к рассмотрению понятия и специфики ономастики.
2. Проследить историю становления ономастики как науки.
3. Охарактеризовать ономастические направления.
4. Выявить типы, семантику, функции онимов, используемых Л. Улицкой в цикле «Сквозная линия».
В ходе работы использованы следующие методы:
1. сравнительно-сопоставительный метод лингвистического анализа;
2. описательный метод, который позволяет описывать ономастические элементы через наблюдение и обобщение;
3. функциональный метод, необходимый для определения сути и назначения ономастического элемента в тексте.
Материал исследования - тексты цикла Л.Е. Улицкой «Сквозная линия».
Практическая направленность работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы филологами, педагогами-практиками при проведении лекций, семинаров, занятий лингвистической, литературоведческой и историко-культурологической направленности, а также в дальнейших исследованиях творчества. Возможно использование результатов работы в педагогической практике школьного учителя, на уроках русского языка и литературы для расширения ономастической лексики на конкретных примерах из современной словесности.
В данном исследовании рассматривались поэтонимы (антропонимы и топонимы), их роль и функции в цикле Л.Е. Улицкой «Сквозная линия». В ходе исследования и в соответствии с поставленными задачами удалось выявить следующее.
Ономастика - это наука об именах собственных, направленная на изучение на закономерности развития ономастических элементов и специфики их функционирования. Ономастика входит в разряд лингвистических наук. Как наука, ономастика охватывает широкий ряд аспектов: не только литературоведческий, лингвистический и культурологический, но и исторический, и географический, и даже социологический. Они играют большую роль в выявлении особенностей объектов ономастики.
В настоящей работе рассматривались такие области ономастики, как антропонимика и топонимика. В область изучения антропонимики входят имена собственные. Топонимика рассматривает географические объекты.
И антропонимы, и топонимы подразделяются на более мелкие группы. В частности, в антропонимике выделяются имена собственные женские и мужские, отчества (патронимы), фамилии, мифонимы, поэтонимы и т.д.
В сферу топонимики входят такие понятия, как топонимы (макро-, микро-), урбатопонимы, гидронимы, ойконимы, дринонимы, агоронимы и т.д., которые, в свою очередь, могут разветвляться и на другие подгруппы.
В цикле Л.Е. Улицкой «Сквозная линия» в ходе анализа было выявлено, что ономастическое пространство данного произведения состоит из широкого ряда антропонимов: русских имён (полные и усечённые формы, сочетаний имени и отчества, имени и фамилии); европейских имён; имён литературных героев; библейских и мифических героев; имён реально существовавших, либо ныне живущих людей.
Имена русские и европейские призваны маркировать героев по их национальности, причастности к той или иной культуре; своеобразию личности (чем ярче характер, тем необычнее имя, тем необычнее судьба героя, например, имя Айрин).
Имена собственные в цикле Л.Е. Улицкой играют большую роль в формировании и развитии конфликта, составляющими которого являются столкновение лжи и правды. Поскольку в центре каждой повести стоит лживая история, вполне логичным оказывается увязывание её с мифом. Повествование включает в себя имена мифических и библейских героев, чьи личности ассоциируются с ложью (Каин, Одиссей).
Следуя эстетике постмодернизма, автор раскрывает свою историю через мифологию, интертекстуальную перекличку с мировой культурой. Активное включение в текст имён литературных героев, названий художественных произведений, писателей, представителей киноискусства, позволяет автору резче обозначать проблематику, раскрывать характеры героев.
Всего было выявлено мифонимов - 6, поэтонимов -5, европейских женских имён -5, европейских мужских имён - 8, гипокористических имён 19 (русских женских 11, европейских женских - 1, русских мужских имён - 7); сочетаний имя + отчество 5 (женских 3, мужских 2); смешанных имён, то есть, европейский антропоним + патроним - 1; полных женских имён 6, полных мужских имени - 3; имён, отчеств и фамилий реальных людей - 18; сочетаний европейское имя + фамилия - 2; именование по отчеству 1; именование по фамилии - 1; сочетаний русское имя + фамилия - 5; названий придуманных планет, состоящих из частей имён - 2; экзотических имён - 7; имён- обобщений - 6; искажённых имён - 1 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Отметим, что ряд имён являются ложными. Они либо именуют несуществующего человека (например, Диана), либо являются псевдонимами - как в случае с девушками из заведения, которые называют себя роскошными именами.
Таким образом, можно заключить, что лидирующее положение занимают имена, отчества и фамилии реальных людей; европейские и русские мужские и женские имена, гипористические имена.
В цикле Л.Е. Улицкой встречаются и разнообразные топонимы. Они указывают на существование в тексте ряда художественных пространств: городского, мифического, крымского, российского, европейского.
Автором используются следующие виды топонимов: макротопонимы - 12 (реальные и мифические); европейские урбатопонимы - 1; европейские годонимы - 1; российские ойконимы - 3; российские урбатопонимы - 4; собственные имена марок - 1; собственные имена магазинов - 1; советонимы - 1; дринонимы - 1; геогенный ойконим - 1; гидроним - 1; годоним - 1; агронимы - 2; закавказские ойконимы - 1; европейские ойконимы - 5 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Таким образом, можно отметить, что в цикле Л.Е. Улицкой используются имена собственные, обозначающие предметы реальные; имена собственные, обозначающие предметы гипотетические (то есть, связанные с ложью) и имена собственные, обозначающие предметы вымышленные.
Топонимы в цикле Л.Е. Улицкой обозначают большие и малые географические пространства, страны, города и присущие им объекты - улицы, магазины, площади; природные объекты - леса, реки, моря. Предпочтение отдано макротопонимам, ойконимам и урбатопонимам.
Данная тема имеет большие перспективы и требует дальнейших изысканий.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут использоваться в практике преподавания русского языка и литературы в школе. В методической главе представлены конспекты уроков, посвященные изучению ономастикона произведения Л. Улицкой «Сквозная линия». Реализация данного материала будет способствовать углубленному изучению отдельных аспектов русского языка.
1. Улицкая Л.Е. Сквозная линия. - М.: Эксмо-Пресс, 2011. - 288 с.
2. Андреева Н.В. Принципы номинации в современных прозвищах // Русская ономастика. - Рязань, 1977. - С. 80-87.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Просвещение, 1990. - 550 с.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике/ М.М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М, 1975. - 390 с.
5. Бондалетов В.А. Русская ономастика. - М.: Либроком, 2016. - 312 с
6. Голев Н.Д. «Естественная» номинация объектов природы собственными и нарицательными //Вопросы ономастики / МВ и ССО РСФСР, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; [отв. ред. А. К. Матвеев]. — Свердловск : [УрГУ], 1974. — № 8-9. — С. 88-97.
7. Григорь С.А. Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой: автореф. дис... канд. филолог. наук. - Саратов, 2012. - 17 с. именами // Вопросы ономастики. - Свердловск, 1974. - Вып. 8 -9. - С . 88-97.
8. Дмитриева Л.М. К проблеме знаковой сути антропонима // Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов // Державинские чтения-II. Филология. — Тамбов, 1996. — С. 50-51.
9. Егорова Н.А. Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика: автореферат дис. ... канд. филолог. наук. - Астрахань, 2007. - 22 с.
10. Жаворонок И.А. Художественная деталь и её функции в творчестве Л.Е. Улицкой: дисс. канд. филолог. наук. - Тверь, 2012. - 172 с.
11. Зинин С.И. Введение в русскую антропонимию (пособие для студентов- заочников). - Ташкент: ТашГУ, 1972. - 278 с.
12. Калинкин В.М. Поэтика онима. - Донецк: Юго-Восток, 1999. - 408 с
13. Карпенко М.В. Русская антропонимика: Конспект лекций спецкурса. - Одесса: Изд-во Одесск. ун-та, 1970. - 42 с.
14. Карпенко М.В. Семантическая группировка литературных антропонимов // Актуальные проблемы лексикологии: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции17-20 июня 1970 г. - Минск: БГУ, 1970. - С. 80-88.
15. Копорский С. А. О лексико-семантических особенностях наименований (названия кинотеатров) // Мысли о современном русском языке. - М.: Просвещение, 1969. - С. 24-30.
16. Котков С. И. Хорс в «Слове о полку Игореве» и отголоски этого имени в Северской гидронимии // Ус. Записки МОПИ. - М., 1963. - С.43-49.
17. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М.: Мысль, 1993. - С. 844-845.
18. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999. - 388 с.
19. Лотман Ю.М. Символические пространства // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб., 2000. - 704 с.
20. Маслова В.А. Ономастика сквозь призму лингвокультурологии// Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования : сб. науч. статей. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. - С. 7-10.
21. Меднис, Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / Н. Е. Меднис. - Новосибирск, 2003. - 220 с.
22. Новосёлова Т.А. Концепция судьбы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети»: дис... канд. филолог. наук. - Махачкала, 2012. - 197 с.
23. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. - М.: Энциклопедия, 1966. - 384 с.
24. Плешков Е.С. Значение имени собственного как лингвистическая проблема// Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2017. - Т.. 14, №. 3. - С. 71-75.
25. Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой: автореф. дис... канд. филолог. наук. - Барнаул, 2009. - 25 с.
26. Подольская Н.В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) // Вопросы языкознания. - 1990. - № 3. - С.40-53.
27. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Под ред. А. Суперанской. - М.: Дрофа, 2008. - 135с.
28. Поэтика: слов, актуал. терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
29. Прокофьева В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы/ В.Ю. Прокофьева//Вестник ОГУ 11, 2005. - 264 с.
30. Разумов Р.В, Горяев С.О. Новые ойкодомонимы как отражение ментальной карты города// Коммуникативные исследования, 2019. - Т. 6, №1. - С. 93-111.
31. Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. - М.: Изд-во «Просвещение», 1967. - 543 с.
32. Русская ономастика. [70-летию В.А. Никонова посвящается]. - Рязань : Ряз. ГПИ, 1977. - 197 с.
33. Скокова Т.А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма: дис. канд. филолог. наук. - М., 2010. - 168 с.
34. Словарь биологических терминов. - М.: Наука, 2001. - 574 с.
35. Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. - 432 с. С. 59.
36. Сунь Чао . Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой: дисс. канд. филолог. наук. - М., 2006. - 199 с.
37. _Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973. - 366 с.
38. _Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: дис. докт. филол. наук в форме науч. докл. - Волгоград, 2000 б. - 76 с.
39. Сызранова Г.Ю. Ономастика. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. - 247 с.
40. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с.
41. Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983 - 304 с.
42. Флоренский П.А., священник. Сочинения: в 4 т. - Т. 3 (1). - М.: Мысль, 2000. - С. 263.
43. Фомин А.А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы // Вопросы ономастики. - 2004. - № 1. - С. 108-120.
44. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте : Учеб. пособие / О. И. Фонякова; ЛГУ. - Л. : ЛГУ, 1990. - 103 с.
45. Черемисина М И. К вопросу о функциях личных имен в очерках М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом» // Уч. зап. Тул. пед. ин-та. Т. 11. - Тула, 1958. - С. 45-65.
46. Черных П.Я. Заметки о фамилиях в «Горе от ума» // Доклады и сообщения филологического ф-та МГУ, 1948. - Вып. 6. - С. 47.
47. Шмелёва Т.В. Современная годонимия: семантика и семиотика // Лингвистическое краеведение. - Пермь, 1991. - С. 33-37.
48. Штаерман Е.М. Диана // Мифологический словарь / Глав. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 187.