Введение 3
Глава I. Ономастика литературного произведения 5
1.1. Имя собственное в художественном тексте 5
1.2. Понятие «ономастическое пространство» в лингвистике 11
1.3. Лингвистические проблемы номинации литературных персонажей.... 18
Выводы по главе 1 26
Глава II. Ономастикон цикла «Дозоры» С.В. Лукьяненко 26
2.1. Типология онимов в цикле 29
2.2. Происхождение имен собственных в трилогии С.В. Лукьяненко 38
Выводы по главе II 45
Заключение 48
Использованная литература 52
Приложение А
Изучение языка художественной литературы невозможно без анализа имен собственных, заключенных в том или ином тексте. На сегодняшний день накоплен большой опыт анализа ономастического материала в творчестве отдельных авторов и конкретных художественных произведений. Изучением специфики онимов в художественных текстах, занимается литературная (поэтическая) ономастика. Поэтоним является одним из средств, создающих художественный образ, он может характеризовать социальную принадлежность персонажа, передавать национальный и местный колорит, а если действие происходит в прошлом, то воссоздавать историческую правду (или разрушать ее).
Хорошо исследован ономастикон лучших авторов русской классической литературы XIX века (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и др.), тогда как произведения современных писателей конца XX - начала XXI века вызывают меньший интерес у исследователей.
Романы С.В. Лукьяненко из цикла «Дозоры» привлекли нас именно тем, что дали возможность изучения ономастикона мистического мира писателя, который во многом перекликается с реальным.
Объектом нашего исследования является ономастикон романов С.В. Лукьяненко «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» и «Сумеречный Дозор».
Предметом исследования явилась совокупность всех поэтонимов, используемых в тексте; особенности их функционирования; смысловое наполнение имен собственных в рамках ономастического пространства романов.
Материалом исследования является авторская картотека, включающая 766 ономастических единиц, извлечённых из романа методом сплошной выборки.
Цель работы - выявить структуру ономастического пространства романов С.В. Лукьяненко. Для достижения поставленной цели требуется реализация следующих задач:
1. Выбрать из текста романов все онимы.
2. Провести комплексное количественно-качественное описание ономастического материала, очертив два плана произведения: реальный и мифологический.
3. Выявить особенности ономастикона Сергея Лукьяненко.
В работе применялись следующие основные методы исследования:
1) метод комплексного анализа ономастикона текста, предполагающий выборку, классификацию, описание ономастического материала;
2) статистический метод, заключающийся в количественном подсчете ономастического материала в целом и отдельных его групп в частности.
Теоретическую основу работы составили труды известных учёных, работающих в таких направлениях, как изучение художественного текста: И.Р. Гальперина, Н.А. Николиной, В.А. Лукина; теоретическая ономастика: А.В. Суперанской, Н.В. Подольской, В.А. Никонова, Г.Б. Мадиевой и В.И. Супруна, и др.; литературная ономастика: В.Н. Михайлова, Ю.А. Карпенко, О.И. Фоняковой и др.
Научная новизна исследования определяется целью и задачами выпускной квалификационной работы, и состоит в следующем: научную ценность имеет сам фактический материал, впервые вводимый в научный оборот ономастики.
Теоретическая значимость работы состоит в углублении сведений о функционировании онимов в художественном тексте, создании классификации поэтонимов в конкретном художественном тексте.
Художественное произведение - это особая сфера функционирования имен собственных. Вымышленная ономастика в художественном тексте представляет собой еще один ярус, еще одну знаковую систему, созданную по моделям реальной ономастики из материала имен нарицательных.
Вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образцах, характеристических функциях и т.п. не может быть иллюстрирован немногими примерами. Это очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы, - считает В.В. Виноградов [Виноградов, 1963, с.38].
Ономастическим пространством художественного произведения следует считать совокупность всех поэтонимов, которые встречаются в художественном произведении. Ономастическое пространство художественных произведений выступает подсистемой общей образной системы художественного произведения, с одной стороны, а с другой — отражает специфику авторского творчества, жанровых и стилевых различий, соотнесенность содержания художественного произведения с эпохой изображения и временем создания произведения и т. д.
ОПХП позволяет наиболее полно представить ономастическую систему, к которой прибегает писатель, дает возможность показать сложные взаимоотношения поэтонимов в конкретном художественном тексте, их становление, развитие и функционирование с учетом индивидуально-авторского стиля и общих закономерностей литературного языка.
Организующая роль ономастического пространства в структуре художественного текста обусловливается системностью этого пространства.
Ономастикон текста, его состав, отбор и взаимодействие ИС в контекстом определяется законом жанра и художественного метода писателя.
Предпочтение той или иной номинации зависит от «точки зрения» говорящего, а также от формы речи, ситуации общения.
Методом сплошной выборки ИС в романах С.В. Лукьяненко «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор» нам удалось выявить 766 онима. Онимы, представленные в тексте, можно разделить на 16 тематических групп, среди которых имена деятелей культуры и искусства, имена исторических деятелей, географические названия, названия местностей, стран, водных бассейнов и др.
В ономастическом пространстве романов С.В. Лукьяненко в центре внимания оказываются антропонимы (всего 240). Из числа встреченных на страницах романов имен собственных можно выделить 3 временных пласта (реальный, исторический и мифологический). Антропонимы в тексте характеризуются полнотой/неполнотой:
• фамилия, имя, отчество (Антон Сергеевич Городецкий, Дарья Леонидовна Ромашова, Анна Тихоновна Лемешева и др);
• фамилия, имя (Алиса Донникова, Петр Нестеров, Светлана Назарова и др.);
• имя, отчество (Борис Игнатьевич, Полина Васильевна, Наталья Алексеевна и др.);
• имя, место проживания (Петя из Звенигорода, Антон из Москвы, Галя из Коломны);
• только имена (Юля, Шагрон, Людмила и др.)
• только фамилии (Романов, Никольский, Кутузов и др.);
• только прозвища (Медведь, Доцент).
Имена на страницах романов нередко повторяются. Например, Светлая Ольга - ведьма Оля Мельникова - Олечка; Светлый Антон Городецкий - Антон, оборотень-подросткок из Москвы.
Синонимия антропонимов на протяжении повествования встречается редко: молодая девушка Наташа при рейде Ночного Дозора именуется официально Натальей Алексеевной; боевик Игорь в глазах воспитанников лагеря «Артек» превращается в Игоря Дмитриевича, а к ворожее Даше на суде обращаются не иначе как «Дарья Леонидовна Ромашова».
Используя синонимию, путем повторов имен у главных героев и проходных персонажей автор пытался воссоздать на страницах своих романов реальный обыденный мир, который любой читатель видит каждый день, где тезки и разное обращение в зависимости от речевой ситуации - явление распространенное. Используя такой прием, Сергей Васильевич делает фантастический аспект, вводимы им в сюжет произведения, более вероятным и правдоподобным.
Большинство антропонимов представлены онимами, носящими интернациональный характер (Петр, Илья, Юрий и др.). Автор широко пользуется реальным именником, даже самые незначительные персонажи романов писателя имеют имена. Подавляющее количество антропонимов - традиционно русские имена, однако в тесте присутствуют имена узбекские (Алишер Ганиев), казахские (Асхат Курмангалиев) и латвийские (Юха Мустайоки, Яри, Райво, Паси Оллыкайнен).
Кроме антропонимов, в ядре ономастического пространства романов находятся и топонимы: урбанонимы (107), макротопонимы (76), гидронимы (3). Широкое употребление топонимов передает масштабность замыслов писателя в отражении пространства, на фоне которого разворачиваются события романов.
Совсем незначительным количеством представлены в ономастическом пространстве С.В Лукьяненко агионимы (2), астронимы (4), фалеронимы (1), хрононимы (3). Эти онимы составляют периферию ономастического пространства цикла.
С.В. Лукьяненко использует мифологию разных народов и разных эпох (монгольский эпос о Гэсэр-хане, Ветхий Завет, христианская мифология, германо-скандинавский эпос), однако в тексте произведений легендарные события освещаются под иным углом, приобретают иное звучание, обрастают новыми деталями и подробностями. Перед автором цикла «Дозоры» стояла задача достоверно воссоздать мир светлых волшебников и колдунов, незримый глазу обычного человека. Переиначивая всемирную мифологию, С.В. Лукьяненко сумел добиться ощущения реалистичности происходящего на страницах своих романов.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - 608 с.
2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка.
- М., 2000. - 640 с.
3. Балхия К. Способы номинации и мотивации композитообразований / К. Балхия, А. Таттибаева // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртене и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галлиулина, Г.А. Николаева.
- Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. - Т.2. - С. 52-55.
4. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М., 1997. - 576 с.
5. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - М., 2005. - 224 с.
6. Васильева С.П., Ворошилова Е.В. Литератарная ономастика. Красноярск, 2009. - 138 с.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - 255с.
8. Виноградова Н.В. Имя литературного персонажа: материалы к библиографии // Литературный текст. Проблемы и методы исследования. Вып.4. - Тверь, 1998. - С. 157-197.
9. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М., 1987. - 208 с.
10. Гумбольдт В. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие // В. Фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию/ Под ред. Г.В. Рамишвили, М., 1984. - 400 с.
11. Елина Е.А. Семиотика рекламы. - М., 2009. - 136 с.
12. Зелигманн Курт. История магии и оккультизма. - М., 2001. - 576 с.
13. Зинин С.И. Введение в русскую антропонимию. - Ташкент, 1972. - 146 с.
14. Златоусова Л.В. Фонетическая специфика спонтанной речи. - М., 1997. - 416 с.
15. Карпенко Ю. А. Топонимы и географические термины (вопросы взаимосвязи) // Местные географические термины. - М., 1970. - С. 36¬45.
16. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - М., 2009. - 560 с.
17. Матвеев А.К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд // Вопросы ономастики. - Екатеринбург, 2005. - № 2. - С. 5-11.
18. Матвеев А.К. Ономатология. - М., 2006. - 291 с.
19. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста. // Русская ономастика. Одесса. 1984. - C. 64-85
20. Никонов В.А. Введение в топонимику. - М., 1965. - 180 с.
21. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской Литературы. - Л., 1971. - 419 с.
22. Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974. - 234 с.
23. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической. - М., 1978. - 198 с.
24. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Фрагменты // Потебня А.А. Слово и миф: Теоретическая поэтика. - М., 1989. - 624 с.
25. Пузырев А.В. Виды мотивированности поэтических собственных имен// Лексика русскогоязыка: респ. сб. - Рязань, 1979. - С. 43-50.
26. Реформатский Л.А. Введение в языковедение. - М., 2000. - 536 с.
27. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. - М., 1999. - 1088 с.
28. Роль заглавия в восприятии художественного текста // История и перспективы этнолингвистического и социокультурного взаимообогащения славянских народов. Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной году Украины в России. Тюмень, 2003. - С. 157-161.
29. Русская грамматика / Под ред.Н.Ю. Шведовой. Т.2. - М., 1980. - 710 с.
30. Силаева Г.А. О содержании понятия «литературный антропоним» // Русская ономастика. Рязань, 1977. - 152 с.
31. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. М., 2007. - 573 с.
32. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М., 1973. - 368 с.
33. Суперанская, А.В. Словарь русских личных имён. - М., 2006. - 672 с.
34. Суперанская А.В. Современный словарь личных имен: Сравнение.
Происхождение. Написание: словарь. - М., 2005. - 384c.
35. Суперанская А.В., Сталтмане В.Э., Подольская, Султанов А.Х.
Теория и методика ономастических исследований. - М., 1986. - 256 с.
36. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. - Волгоград, 2000. - 172 с.
37. Телия В.Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 336-337
38. Флоренский П.А. Имена. - М., 2001. - С. 351-412.
39. Флоренский П.А. Логос против хаоса. - М., 1993. - 63 с.
40. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. - Л., 1990. - 103 с.
41. Чагдуров, С.Ш. Поэтика Гэсэриады / М-во культуры Респ. Бурятия. — Иркутск, 1993. - 368 с.
42. Шмелева Т.В. Ономастика. Учебное пособие. - Славянск-на- Кубани, 2013. - 161 с.
43. Языковая номинация: общие вопросы / Под ред.Л. Л. Уфимцевой, Б.Л. Серебреникова. - М., 1997. - 112 с.
Электронные ресурсы
1. Hofmann J. Lexicon universale. 1698. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/hofmann.html(дата обращения 7.11.2015).
2. Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику [Электронный ресурс]. - URL: http://imja.name/poehtonimy/poehtonimy.shtml(дата обращения 7.11.2015).
3. Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. Институт
русского языка РАН им. В. В. Виноградова. [Электронный ресурс]. - URL: http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer (дата
обращения 9.11.2015).
4. Худайбердина М.У. К проблеме структурирования ономастического пространства художественного текста (на материале поэтического сборника И. А. Бродского «Урания»). [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rfp.psu.ru>archive/4.2011 (дата обращения 7.11. 2015).
4. Юшкова Е.А., Лабунец Н.В. Имя собственное в контексте фантастического произведения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.imena.org/name_fant.html(дата обращения 7.11. 2015).