Оптимизация качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 6
1.1. Социально-психологический портрет пожилого человека, находящегося на
надомном обслуживании 6
1.2. Особенности организации надомного обслуживания граждан пожилого
возраста 15
1.3. Условия и способы оптимизации качества надомного обслуживания
граждан пожилого возраста 24
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Практическое исследование организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 30
2.1. Анализ исходной ситуации в области оказания надомного обслуживания в комплексном центре социального обслуживания населения 30
2.2. Разработка и апробация социально-педагогических условий оптимизации
надомного обслуживания граждан пожилого возраста 36
2.3. Оценка эффективности реализованных социально-педагогических условий
оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения 56
Глава I. Теоретические основы оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 6
1.1. Социально-психологический портрет пожилого человека, находящегося на
надомном обслуживании 6
1.2. Особенности организации надомного обслуживания граждан пожилого
возраста 15
1.3. Условия и способы оптимизации качества надомного обслуживания
граждан пожилого возраста 24
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Практическое исследование организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 30
2.1. Анализ исходной ситуации в области оказания надомного обслуживания в комплексном центре социального обслуживания населения 30
2.2. Разработка и апробация социально-педагогических условий оптимизации
надомного обслуживания граждан пожилого возраста 36
2.3. Оценка эффективности реализованных социально-педагогических условий
оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения 56
Онтогенез человеческой личности неизбежно ведет человечество к возрасту «золотой осени». Учитывая улучшение качества жизни, увеличение долгожителей и сокращение рождаемости, особенно в развитых странах, неизбежен процесс старения населения.
В связи с этим возникает объективная потребность в теоретическом и практическом обосновании различных аспектов работы с данной возрастной категорией населения. Перед научным сообществом на первый план выходят вопросы физического здоровья, социального самочувствия пожилого человека, его личностных особенностей.
Специалистами в области социальной психологии, геронтологии, геронтопсихологии проводятся различные исследования в данной области и результаты сравнительного анализа жизни пожилого человека за рубежом и в Российской Федерации существенно отличаются. Прежде всего, это связано с материальными аспектами, если в нашей стране пожилой возраст принято считать возрастом «дожития», то в высокоразвитых странах Европы, Северной Америки люди этого возраста являются активными членами общества, которые заняты в разнообразных сферах деятельности, не связанных с трудовой. Они состоят в общественных некоммерческих организациях, много путешествуют, занимают активную жизненную позицию и имеют достаточно оптимистичный взгляд на мир. Быть на таком уровне жизни им позволяет высокий материальный достаток, качественное медицинское обслуживание, вовлеченность в общественную жизнь.
По информации Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году в нашей стране из 146,7 млн. человек каждый четвертый (37,9 млн. человек) являлся представителем возраста старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны. Численность лиц в возрасте 65 лет и старше по сравнению с 2017 годом увеличилась на 2,8 % (с 20,8 млн. человек до 21,4 млн. человек) и эта ситуация сохранится с тенденцией к увеличению.
В сложившихся неблагоприятных социально-экономических условиях данная категория населения является одной из слабозащищенных. Недостаточный материальный достаток, возрастающая неспособность адаптироваться к новым реалиям информационного общества, различные проблемы со здоровьем, социальная изоляция и многое другое ухудшают качество уровня жизни лиц пожилого возраста.
В России, как и в зарубежных странах среди пожилых есть определенный процент людей, которые по разным причинам нуждаются в обслуживании на дому (состояние здоровья, нет родственников и близких друзей или по собственному желанию и пр.) Эти люди, находясь в условиях новой неблагоприятной социальной реальности, вынуждены пускать в свою жизнь и жилище посторонних людей. В это время они испытывают разные эмоции, и главное, чтобы специалисты оказались готовы и оказали им максимальную поддержку, чтобы период адаптации к регулярному присутствию в жизни посторонних людей был как можно короче, а путь прохождения как можно менее травматичен.
Итак, объектом является организация надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Предметом: условия оптимизации качества организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста
Целью работы: разработать, обосновать и апробировать условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. составить социально-психологический портрет личности пожилого человека, находящегося на надомном обслуживании;
3. выявить особенности оказания услуг надомного обслуживания гражданам пожилого возраста
4. описать способы оптимизации качества оказания услуг надомного обслуживания гражданам пожилого возраста
5. разработать и обосновать условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста,
6. апробировать разработанные условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста
7. оценить эффективность апробированных условий оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Гипотеза: социально-педагогическими условиями оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста являются:
- выявление особенностей организации надомного обслуживания гражданам пожилого возраста специалистами по социальной работе;
- проведение серии обучающих семинаров для специалистов по социальной работе по сопровождению граждан пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании;
- разработка и проведение занятий по профилактике нарушений когнитивных процессов с пожилыми людьми, получающими услуги социального учреждения по присмотру и уходу на дому.
Методы: анализ теоретического и практического материала по изучаемой теме, анализ анкетных данных клиентов центра, беседа, наблюдение, опрос.
Этапы исследования:
1. Теоретический (анализ теоретического и практического материала по изучаемой теме)
2. Практический (беседа со специалистами, опрос клиентов, разработка и реализация условий оптимизации качества процесса надомного обслуживания , описание результатов)
Основные понятия: человек пожилого возраста (пожилой человек), надомное обслуживание, оптимизация, качество жизни.
В связи с этим возникает объективная потребность в теоретическом и практическом обосновании различных аспектов работы с данной возрастной категорией населения. Перед научным сообществом на первый план выходят вопросы физического здоровья, социального самочувствия пожилого человека, его личностных особенностей.
Специалистами в области социальной психологии, геронтологии, геронтопсихологии проводятся различные исследования в данной области и результаты сравнительного анализа жизни пожилого человека за рубежом и в Российской Федерации существенно отличаются. Прежде всего, это связано с материальными аспектами, если в нашей стране пожилой возраст принято считать возрастом «дожития», то в высокоразвитых странах Европы, Северной Америки люди этого возраста являются активными членами общества, которые заняты в разнообразных сферах деятельности, не связанных с трудовой. Они состоят в общественных некоммерческих организациях, много путешествуют, занимают активную жизненную позицию и имеют достаточно оптимистичный взгляд на мир. Быть на таком уровне жизни им позволяет высокий материальный достаток, качественное медицинское обслуживание, вовлеченность в общественную жизнь.
По информации Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году в нашей стране из 146,7 млн. человек каждый четвертый (37,9 млн. человек) являлся представителем возраста старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны. Численность лиц в возрасте 65 лет и старше по сравнению с 2017 годом увеличилась на 2,8 % (с 20,8 млн. человек до 21,4 млн. человек) и эта ситуация сохранится с тенденцией к увеличению.
В сложившихся неблагоприятных социально-экономических условиях данная категория населения является одной из слабозащищенных. Недостаточный материальный достаток, возрастающая неспособность адаптироваться к новым реалиям информационного общества, различные проблемы со здоровьем, социальная изоляция и многое другое ухудшают качество уровня жизни лиц пожилого возраста.
В России, как и в зарубежных странах среди пожилых есть определенный процент людей, которые по разным причинам нуждаются в обслуживании на дому (состояние здоровья, нет родственников и близких друзей или по собственному желанию и пр.) Эти люди, находясь в условиях новой неблагоприятной социальной реальности, вынуждены пускать в свою жизнь и жилище посторонних людей. В это время они испытывают разные эмоции, и главное, чтобы специалисты оказались готовы и оказали им максимальную поддержку, чтобы период адаптации к регулярному присутствию в жизни посторонних людей был как можно короче, а путь прохождения как можно менее травматичен.
Итак, объектом является организация надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Предметом: условия оптимизации качества организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста
Целью работы: разработать, обосновать и апробировать условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. составить социально-психологический портрет личности пожилого человека, находящегося на надомном обслуживании;
3. выявить особенности оказания услуг надомного обслуживания гражданам пожилого возраста
4. описать способы оптимизации качества оказания услуг надомного обслуживания гражданам пожилого возраста
5. разработать и обосновать условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста,
6. апробировать разработанные условия оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста
7. оценить эффективность апробированных условий оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста.
Гипотеза: социально-педагогическими условиями оптимизации качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста являются:
- выявление особенностей организации надомного обслуживания гражданам пожилого возраста специалистами по социальной работе;
- проведение серии обучающих семинаров для специалистов по социальной работе по сопровождению граждан пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании;
- разработка и проведение занятий по профилактике нарушений когнитивных процессов с пожилыми людьми, получающими услуги социального учреждения по присмотру и уходу на дому.
Методы: анализ теоретического и практического материала по изучаемой теме, анализ анкетных данных клиентов центра, беседа, наблюдение, опрос.
Этапы исследования:
1. Теоретический (анализ теоретического и практического материала по изучаемой теме)
2. Практический (беседа со специалистами, опрос клиентов, разработка и реализация условий оптимизации качества процесса надомного обслуживания , описание результатов)
Основные понятия: человек пожилого возраста (пожилой человек), надомное обслуживание, оптимизация, качество жизни.
Человек пожилого возраста, получающий социальные услуги на дому, это собирательный образ, который представляет из себя некоторую вариативную ось, где с одной стороны это позитивный добрый человек, принимающий свой возраст, пользующийся услугами, адепт активной старости, имеющий несколько хобби, свой круг общения, материальный достаток, относительно хорошее состояние здоровья, а с другой - его полный антипод, может быть даже младшего возраста, жалующийся на жизнь, на правительство, погоду и все вокруг, человек, который не слышит, не принимает помощь (или принимает с выраженной иждивенческой позицией). И вот на этой оси от одной крайности к другой располагаются все пожилые люди. Но эту ось можно применить к абсолютно любому возрасту. Все люди разные и как показала практическая часть нашего исследования, большая часть из них готова к изменениям и способна предъявлять достаточно высокий уровень когнитивных функций в новых меняющихся социально-экономических условиях.
Если говорить об особенностях лиц пожилого возраста в условиях оказания услуг на дому стоит отметить следующее. Специализированная помощь оказывается людям в комфортных для них условиях, на дому. Специалисты мягко поддерживают своих клиентов, повышают уровень их социально¬психологической адаптации, чутко реагируют на все изменения, происходящие с клиентом, являются людьми, которые являются иногда единственными собеседниками и проводниками в окружающий их мир.
Специалисты, оказывающие услуги, преимущественно женщины, и поэтому в статистику нашего исследования не вошли социальные работники - мужчины. Но это не мешает составить социальный портрет социального работника, так как личностные и профессионально-важные качества являются гендерно нейтральными. Главное качество это доброта специалиста, она красной нитью проходит через все исследование. Также стоит сказать о том, что он должен быть всё-таки специалистом-практиком.
Сам процесс социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в условиях оказания услуг на дому является непрерывным от самой первой встречи с клиентом до того, как личное дело сдается в архив. Но как показывает практика большая часть пожилых людей и специалистов продолжают общение вне профессионального контекста. Это связано уже с поддержкой уровня качества жизни пожилого человека, он хочет быть нужным обществу, приносить пользу, делиться жизненным опытом, быть в курсе последних новостей и активно участвовать в общественной жизни по месту проживания. И задача всего общества - обеспечить потребности пожилых людей в данном контексте, для того, чтобы как можно больше таких людей не выпадало из общества, не пополняло слои маргинального населения, а развивалось исходя из своих потенциальных возможностей и факторов биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), а также социально - психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности).
Опрошенные в большинстве своем принимают свой возраст, связанный с изменением социального статуса и активно вырабатывают адаптационные механизмы по изменению собственной парадигмы отношения к своему фактическому возрасту, расширяют круг знакомств, занимаются хобби, гуляют. В этом плане задача специалиста - показать ресурсы для закрепления адаптационных механизмов (например, погружение в социальные сети, поиск потерянных связей (одноклассники, однополчане, дальние родственники и др.))
Пожилые люди, участники данного исследования в большинстве принимают возрастные изменения, связанные с психологическими особенностями собственной личности и успешно вырабатывают адаптационные механизмы поддержания на высоком уровне социально-психологического самочувствия (занятия посильными физическими нагрузками, чтение литературы, преподавание, в целом занятия интеллектуальными видами деятельности, общение). Задача специалиста по социальной работе помочь найти и увидеть новые возможности для личностного роста (например, обмен опытом с воспитанниками детских домов, где коммуникация помогает передать опыт младшим поколениям).
В этом ключе стоит отметить результаты апробации программы профилактики нарушений когнитивных процессов у лиц пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании в комплексном центре социального обслуживания населения. По результатам четко прослеживается положительная динамика. Это свидетельствует о том, что при планомерной подготовке специалистов и дифференцированному подходу к каждому клиенту можно добиться положительных результатов, отмечая даже малейшую динамику.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования подтвердилась: социально-педагогическими условиями оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста является
- выявление особенностей организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста специалистами по социальной работе как индивидуальных особенностей граждан пожилого возраста, получающих услуги надомного обслуживания, так и особенностей профессионально важных и личностных качеств специалистов по социальной работе, его осуществляющих. Это подтверждается анализом документации, опросами клиентов и специалистов центра;
- проведение серии обучающих семинаров для специалистов по социальной работе по сопровождению граждан пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании, а также своевременное повышение квалификации. Этот вывод был получен по итогам реализации Программы;
- разработка и проведение занятий по профилактике нарушений когнитивных процессов с пожилыми людьми, получающими услуги социального учреждения по присмотру и уходу на дому, а также своевременный мониторинг актуального всестороннего состояния здоровья и самочувствия личности пожилого человека, получающего услуги на дому. Подтверждение этой части гипотезы основано на реализации Программы и отзывах клиентов в процессе получения обратной связи.
Если говорить об особенностях лиц пожилого возраста в условиях оказания услуг на дому стоит отметить следующее. Специализированная помощь оказывается людям в комфортных для них условиях, на дому. Специалисты мягко поддерживают своих клиентов, повышают уровень их социально¬психологической адаптации, чутко реагируют на все изменения, происходящие с клиентом, являются людьми, которые являются иногда единственными собеседниками и проводниками в окружающий их мир.
Специалисты, оказывающие услуги, преимущественно женщины, и поэтому в статистику нашего исследования не вошли социальные работники - мужчины. Но это не мешает составить социальный портрет социального работника, так как личностные и профессионально-важные качества являются гендерно нейтральными. Главное качество это доброта специалиста, она красной нитью проходит через все исследование. Также стоит сказать о том, что он должен быть всё-таки специалистом-практиком.
Сам процесс социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в условиях оказания услуг на дому является непрерывным от самой первой встречи с клиентом до того, как личное дело сдается в архив. Но как показывает практика большая часть пожилых людей и специалистов продолжают общение вне профессионального контекста. Это связано уже с поддержкой уровня качества жизни пожилого человека, он хочет быть нужным обществу, приносить пользу, делиться жизненным опытом, быть в курсе последних новостей и активно участвовать в общественной жизни по месту проживания. И задача всего общества - обеспечить потребности пожилых людей в данном контексте, для того, чтобы как можно больше таких людей не выпадало из общества, не пополняло слои маргинального населения, а развивалось исходя из своих потенциальных возможностей и факторов биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), а также социально - психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности).
Опрошенные в большинстве своем принимают свой возраст, связанный с изменением социального статуса и активно вырабатывают адаптационные механизмы по изменению собственной парадигмы отношения к своему фактическому возрасту, расширяют круг знакомств, занимаются хобби, гуляют. В этом плане задача специалиста - показать ресурсы для закрепления адаптационных механизмов (например, погружение в социальные сети, поиск потерянных связей (одноклассники, однополчане, дальние родственники и др.))
Пожилые люди, участники данного исследования в большинстве принимают возрастные изменения, связанные с психологическими особенностями собственной личности и успешно вырабатывают адаптационные механизмы поддержания на высоком уровне социально-психологического самочувствия (занятия посильными физическими нагрузками, чтение литературы, преподавание, в целом занятия интеллектуальными видами деятельности, общение). Задача специалиста по социальной работе помочь найти и увидеть новые возможности для личностного роста (например, обмен опытом с воспитанниками детских домов, где коммуникация помогает передать опыт младшим поколениям).
В этом ключе стоит отметить результаты апробации программы профилактики нарушений когнитивных процессов у лиц пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании в комплексном центре социального обслуживания населения. По результатам четко прослеживается положительная динамика. Это свидетельствует о том, что при планомерной подготовке специалистов и дифференцированному подходу к каждому клиенту можно добиться положительных результатов, отмечая даже малейшую динамику.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования подтвердилась: социально-педагогическими условиями оптимизации надомного обслуживания граждан пожилого возраста является
- выявление особенностей организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста специалистами по социальной работе как индивидуальных особенностей граждан пожилого возраста, получающих услуги надомного обслуживания, так и особенностей профессионально важных и личностных качеств специалистов по социальной работе, его осуществляющих. Это подтверждается анализом документации, опросами клиентов и специалистов центра;
- проведение серии обучающих семинаров для специалистов по социальной работе по сопровождению граждан пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании, а также своевременное повышение квалификации. Этот вывод был получен по итогам реализации Программы;
- разработка и проведение занятий по профилактике нарушений когнитивных процессов с пожилыми людьми, получающими услуги социального учреждения по присмотру и уходу на дому, а также своевременный мониторинг актуального всестороннего состояния здоровья и самочувствия личности пожилого человека, получающего услуги на дому. Подтверждение этой части гипотезы основано на реализации Программы и отзывах клиентов в процессе получения обратной связи.
Подобные работы
- Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому (на примере КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа с пожилыми людьми на дому
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОДИНОКИХ
ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ
ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Специфика социального обслуживания пожилых людей на дому (на примере ОГАУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



