РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 8
1.1. Понятие творческих способностей в педагогической литературе 8
1.2. Особенности творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 25
2.3. Направления и содержание педагогической работы по развитию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 29
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 38
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 8
1.1. Понятие творческих способностей в педагогической литературе 8
1.2. Особенности творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 25
2.3. Направления и содержание педагогической работы по развитию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 29
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 38
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Одним из важных наиболее значимых вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе [21].
Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развитии у дошкольников оригинальности, инициативности, находчивости, решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество [23].
Сегодня, в условиях, когда активно развиваются техника и информационные технологии, наиболее значимую и ответственную функцию общества продолжает составлять функция воспитания человека, являющегося здоровым, нравственным и всесторонне развитым. Период дошкольного детства характеризуется уникальностью, т.к. в этот период происходит формирование ключевых качеств, в числе которых основными являются интерес к новому, фантазия и воображения. Без развития указанных качеств в период дошкольного детства, снизится интерес к творческой деятельности, к искусству, как и возможности творческого мышления [23].
Одной из приоритетных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Целью, которого является социализация ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В педагогических исследованиях дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, то есть считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период - это самый благоприятный период для развития той или иной способности [8]. То есть сензитивный возраст - это оптимальный период, когда наибольшие результаты могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил, времени и других ресурсов. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, имеют задатки к развитию способностей. Важно не упустить время для их творческого развития.
Внешние объективные факторы - разнообразие внешних воздействий, которыми изобилует современное общество, так как в силу своей индивидуальной сензитивности дошкольник открыт всему. Исследование факторов позволяет сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития творческих способностей. В этот период ребенок еще не занят учебной деятельностью в школе. У него есть психолого-педагогические предпосылки в виде личностных инноваций и время заниматься деятельностью способствующей развитию творческих способностей. У него есть предрасположенность к формированию мотивации, интересов, потребностей [11].
Поэтому, в силу объективных и субъективных факторов дошкольный возраст чрезвычайно удачный для всякого рода «начал». При условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств, дошкольники охотно и активно включаются в любую творческую деятельность. Главное для педагога и родителей не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия для успешного развития творческих способностей.
Из всего вышесказанного вытекают противоречия: развитие творческих способностей у дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
Таким образом, можно сделать выводы о недостаточной разработанности содержания педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих развитие творческой активности ребенка, является изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные техники рисования, так как они вызывают положительные эмоции, создают неординарное видение замысла, а также формируют способность к быстрому «вхождению» в образ. Такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и другие отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [9; 15; 23; 29].
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
В дошкольной педагогике и психологии имеется достаточное количество теоретических разработок, затрагивающих развитие детского творчества. Однако в работе специалистов дошкольного образования недостаточно научно-методических и практических разработок, что приводит к недостаточным знаниям педагогов технологии осуществления творческого развития. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.
Цель исследования- теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования будет успешным, если:
- будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества;
- будет разработан и реализован комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования;
- родители будут включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике работы педагогов дошкольного образования.
База исследования: МБ ДОУ г. Бородино. В исследовании приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развитии у дошкольников оригинальности, инициативности, находчивости, решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество [23].
Сегодня, в условиях, когда активно развиваются техника и информационные технологии, наиболее значимую и ответственную функцию общества продолжает составлять функция воспитания человека, являющегося здоровым, нравственным и всесторонне развитым. Период дошкольного детства характеризуется уникальностью, т.к. в этот период происходит формирование ключевых качеств, в числе которых основными являются интерес к новому, фантазия и воображения. Без развития указанных качеств в период дошкольного детства, снизится интерес к творческой деятельности, к искусству, как и возможности творческого мышления [23].
Одной из приоритетных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Целью, которого является социализация ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В педагогических исследованиях дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, то есть считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период - это самый благоприятный период для развития той или иной способности [8]. То есть сензитивный возраст - это оптимальный период, когда наибольшие результаты могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил, времени и других ресурсов. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, имеют задатки к развитию способностей. Важно не упустить время для их творческого развития.
Внешние объективные факторы - разнообразие внешних воздействий, которыми изобилует современное общество, так как в силу своей индивидуальной сензитивности дошкольник открыт всему. Исследование факторов позволяет сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития творческих способностей. В этот период ребенок еще не занят учебной деятельностью в школе. У него есть психолого-педагогические предпосылки в виде личностных инноваций и время заниматься деятельностью способствующей развитию творческих способностей. У него есть предрасположенность к формированию мотивации, интересов, потребностей [11].
Поэтому, в силу объективных и субъективных факторов дошкольный возраст чрезвычайно удачный для всякого рода «начал». При условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств, дошкольники охотно и активно включаются в любую творческую деятельность. Главное для педагога и родителей не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия для успешного развития творческих способностей.
Из всего вышесказанного вытекают противоречия: развитие творческих способностей у дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
Таким образом, можно сделать выводы о недостаточной разработанности содержания педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих развитие творческой активности ребенка, является изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные техники рисования, так как они вызывают положительные эмоции, создают неординарное видение замысла, а также формируют способность к быстрому «вхождению» в образ. Такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и другие отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [9; 15; 23; 29].
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
В дошкольной педагогике и психологии имеется достаточное количество теоретических разработок, затрагивающих развитие детского творчества. Однако в работе специалистов дошкольного образования недостаточно научно-методических и практических разработок, что приводит к недостаточным знаниям педагогов технологии осуществления творческого развития. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.
Цель исследования- теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования будет успешным, если:
- будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества;
- будет разработан и реализован комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования;
- родители будут включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике работы педагогов дошкольного образования.
База исследования: МБ ДОУ г. Бородино. В исследовании приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей. Практически в любой профессии творчество занимает особое место.
Основные направления работы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Многие авторы, занимающиеся проблемой развития творческих способностей, акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества и развития ребенка в целом.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- были изучены состояния разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, была раскрыта сущность ключевых понятий в контексте темы исследования;
- эмпирическим путем выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;
- оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования и была создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества; разработала и реализовала комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования; родители были включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Таким образом, цель исследования достигнута, я теоретически обосновала и реализовала психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Основные направления работы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Многие авторы, занимающиеся проблемой развития творческих способностей, акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества и развития ребенка в целом.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- были изучены состояния разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, была раскрыта сущность ключевых понятий в контексте темы исследования;
- эмпирическим путем выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;
- оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования и была создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества; разработала и реализовала комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования; родители были включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Таким образом, цель исследования достигнута, я теоретически обосновала и реализовала психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЫ САМИ СВОИМИ РУКАМИ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой "квиллинг"
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020



