Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Работа №170527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 8
1.1. Понятие творческих способностей в педагогической литературе 8
1.2. Особенности творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 25
2.3. Направления и содержание педагогической работы по развитию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 29
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 38
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Одним из важных наиболее значимых вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе [21].
Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развитии у дошкольников оригинальности, инициативности, находчивости, решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество [23].
Сегодня, в условиях, когда активно развиваются техника и информационные технологии, наиболее значимую и ответственную функцию общества продолжает составлять функция воспитания человека, являющегося здоровым, нравственным и всесторонне развитым. Период дошкольного детства характеризуется уникальностью, т.к. в этот период происходит формирование ключевых качеств, в числе которых основными являются интерес к новому, фантазия и воображения. Без развития указанных качеств в период дошкольного детства, снизится интерес к творческой деятельности, к искусству, как и возможности творческого мышления [23].
Одной из приоритетных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Целью, которого является социализация ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В педагогических исследованиях дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, то есть считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период - это самый благоприятный период для развития той или иной способности [8]. То есть сензитивный возраст - это оптимальный период, когда наибольшие результаты могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил, времени и других ресурсов. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, имеют задатки к развитию способностей. Важно не упустить время для их творческого развития.
Внешние объективные факторы - разнообразие внешних воздействий, которыми изобилует современное общество, так как в силу своей индивидуальной сензитивности дошкольник открыт всему. Исследование факторов позволяет сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития творческих способностей. В этот период ребенок еще не занят учебной деятельностью в школе. У него есть психолого-педагогические предпосылки в виде личностных инноваций и время заниматься деятельностью способствующей развитию творческих способностей. У него есть предрасположенность к формированию мотивации, интересов, потребностей [11].
Поэтому, в силу объективных и субъективных факторов дошкольный возраст чрезвычайно удачный для всякого рода «начал». При условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств, дошкольники охотно и активно включаются в любую творческую деятельность. Главное для педагога и родителей не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия для успешного развития творческих способностей.
Из всего вышесказанного вытекают противоречия: развитие творческих способностей у дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
Таким образом, можно сделать выводы о недостаточной разработанности содержания педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих развитие творческой активности ребенка, является изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные техники рисования, так как они вызывают положительные эмоции, создают неординарное видение замысла, а также формируют способность к быстрому «вхождению» в образ. Такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и другие отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [9; 15; 23; 29].
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
В дошкольной педагогике и психологии имеется достаточное количество теоретических разработок, затрагивающих развитие детского творчества. Однако в работе специалистов дошкольного образования недостаточно научно-методических и практических разработок, что приводит к недостаточным знаниям педагогов технологии осуществления творческого развития. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.
Цель исследования- теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования будет успешным, если:
- будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества;
- будет разработан и реализован комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования;
- родители будут включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике работы педагогов дошкольного образования.
База исследования: МБ ДОУ г. Бородино. В исследовании приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей. Практически в любой профессии творчество занимает особое место.
Основные направления работы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Многие авторы, занимающиеся проблемой развития творческих способностей, акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества и развития ребенка в целом.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- были изучены состояния разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, была раскрыта сущность ключевых понятий в контексте темы исследования;
- эмпирическим путем выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;
- оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования и была создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию детского творчества; разработала и реализовала комплекс занятий по развитию творческих способностей детей на основе использования нетрадиционных техник рисования; родители были включены в педагогическую работу по развитию творческих способностей детей.
Таким образом, цель исследования достигнута, я теоретически обосновала и реализовала психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.



1. Аверин В.А. Психология личности. СПб.: ИстНова Пресс, 2007. 89 с.
2. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш. М.: Лист, 2000. 75 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2008. 272 с.
4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Лига Пресс, 2008. 162 с.
5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 57 с.
6. Белошистая А.В., Жукова А.Г. Волшебные краски 5-6 лет: пособие для занятий с детьми. М.: АРКТИ, 2009. 32 с.
7. Белошистая А.В., Жукова А.Г. Волшебные ниточки: пособие для занятий с детьми. М.: АРКТИ, 2008. 32 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 398 с.
9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: ТЦ Сфера, 2000. 288 с.
10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2000. 96 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2004. 536 с.
13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития,
2007. 89 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: Нова, 2008. 352 с.
15. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие. М.: Академия, 2005. 344 с.
16. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006. С. 130-156.
17. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 304 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 433 с.
19. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М.: Просвещение, 2006. 289 с.
20. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогических дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2010. 160 с.
21. Клепалова Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. 256 с.
22. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по
изобразительному искусству для детей 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. 208 с.
23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 2000. 160 с.
24. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
25. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. М.: Баласс, 2012. 384 с.
26. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М.: Просвещение, 2000. 280 с.
27. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: МПСИ, 2008. 478 с.
28. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Академия, 2008. 336 с.
29. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2007. 144 с.
30. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 183 с.
31. Мухина В.С., Венгер Л.А. Детская психология: учебник. М.: Просвещение, 2000. 272 с.
32. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4(дата обращения 15.10.2021).
33. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования. СПб.: Каро, 2010. 90 с.
34. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 2000. 272 с.
35. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 2001. 129 с.
36. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Просвещение, 2000. 304 с.
37. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. М.: Современное слово, 2001. 928 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 712 с.
39. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 2000. 304 с.
40. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: Академия развития, 2000. 235 с.
41. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Современное слово, 2008. 304 с.
42. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2010. 96 с.
43. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2010. 96 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43240.html(дата обращения 25.08.2021).
46. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43240.html(дата обращения 25.10.2021).
47. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
48. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.
49. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2010. 160 с.
50. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. М. : ТЦ «Сфера», 2017. 64 с.
51. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: ВЛАДОС, 2005. 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ