Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология художественного восприятия у детей (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)

Работа №170522

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Сказка».
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. Психологические основы художественного восприятия 6
1.2. Возрастные особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста 10
1.3. Развитие художественного восприятия дошкольников 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Диагностика уровня развития художественного восприятия дошкольников на примере старшей группы МБДОУ «Сказка» 20
2.2. Применение программы развития художественного восприятия в старшей группе МБДОУ «Сказка» 30
2.3. Результаты развития художественного восприятия в старшей группе МБДОУ «Сказка» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Актуальность темы работы.
В современном образовании вопрос активизации и развития восприятия у дошкольников стоит особенно остро. Актуальность развития восприятия обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где рекомендовано развитие восприятия осуществлять в разнообразных видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой, музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов и др.
В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в психическом развитии – у него формируются такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие, он способен запоминать определенный учебный материал, выполнять мыслительные операции (анализировать, сравнивать, сопоставлять и др.). Восприятие становится ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, который согласованно участвует с другими процессами в познании окружающего мира и является основой дальнейшего развития функций познания, необходимых для полноценного развития и успешной учебы.
Проблеме развития художественного восприятия дошкольников посвящены труды таких исследователей, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
Художественное восприятие помогает ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире, оценивать и анализировать события, то есть думать, мыслить и обобщать увиденное.
В дошкольном возрасте закладываются основы восприятия художественных произведений, архитектурных сооружений, что формирует эстетические ценности и установки.
Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.
Предмет исследования: психология художественного восприятия у детей.
Объект исследования: художественное восприятия детей.
Цель исследования: изучить психологию художественного восприятия у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «художественное восприятие» в психолого – педагогической литературе.
2. Изучить возрастные особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста
3. Проанализировать процесс развитие художественного восприятия дошкольников.
4. Провести диагностику уровня развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать цикл занятий по развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования: Проанализирован процесс восприятия и понимания живописных произведений у детей в традиционной и специально организованной образовательной среде. Получены научные данные о специфике эмоционально-оценочного восприятия живописи у дошкольников. Определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию у детей способности к осмыслению стилей произведений живописи в связи с исторической действительностью.
Теоретическая значимость исследования: Анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых позволил уточнить психологическую сущность понятия «художественное восприятие», показать специфику его проявления у детей в условиях специально организованной среды.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, а также разработанная программа могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития художественного восприятия.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
экспериментальные: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы показало, что восприятие представляет собой формирование в человеческом сознании целостной картины объектов и явлений при их прямом воздействии на органы чувств.
В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в единые образы вещей и событий. В отличие от ощущений, фокусирующихся на отдельных характеристиках раздражителя, восприятие охватывает предмет целиком, учитывая все его свойства.
Важно отметить, что восприятие не является простой совокупностью ощущений; оно включает в себя процессы понимания воспринимаемого, накопленный опыт и другие когнитивные функции.
Восприятие возникает при непосредственном влиянии раздражителей на рецепторы органов чувств. Наряду с ощущениями, оно обеспечивает чувственную ориентацию в окружающей среде. Особую роль среди видов восприятия играет художественное восприятие.
Художественное восприятие— — это восприятие произведения искусства и способность преобразовать главные признаки предмета в изобразительные.
Это комплексный процесс, охватывающий не только визуальные аспекты произведения, но и постижение его внутреннего смысла и идеи.
Художественное восприятие у детей — это высшая форма восприятие у детей представляет собой наивысшую ступень чувственного познания, возникающую под влиянием искусства, вызывающую эмоциональный отклик и формирующую эстетический вкус и переживания.
Детское художественное восприятие отличается рядом характерных черт:
Во-первых, целостность. Это подразумевает одновременное восприятие как содержания произведения, так и использованных в нем художественных приемов.
Во-вторых, эмоциональная насыщенность. Важным аспектом художественного восприятия является эмоциональный отклик на увиденное или услышанное, выражение своего отношения к произведению искусства.
В-третьих, оценочный характер. Ребенок выражает собственную точку зрения о произведении, способен к критическому анализу и аргументированному обоснованию своей позиции.
Период старшего дошкольного возраста особенно подходит для формирования художественного восприятия. Это обусловлено высокой эмоциональной восприимчивостью детей, их способностью откликаться на прекрасное, впечатлительностью и развитой эстетической интуицией. Художественное восприятие играет ключевую роль в гармоничном развитии дошкольников.
Искусству в развитии художественного восприятия отводится весьма значимая роль, поскольку само искусство является сутью художественного воспитания, в рамках которого это восприятие и развивается. В настоящее время все больше внимания уделяется интеграции различных видов искусства. Исследователи считают, что интегрированная художественная деятельность обладает значительным потенциалом для развития детей дошкольного возраста, особенно в сфере художественного восприятия. В связи с этим, в данной работе основной упор будет сделан на использование интегрированной художественной деятельности в процессе развития художественного восприятия у старших дошкольников.
Для выявления уровня развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие дети старшей дошкольной группы в количестве 20 человек.
Анализ представленных данных позволяет заключить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень сформированности художественного восприятия.
Следует обратить внимание на заинтересованное участие детей в обсуждении этапов деятельности, их конструктивную реакцию на рекомендации педагога. Значительная часть ребят продемонстрировала усердие и инициативность в процессе выполнения задания. В своих творческих работах дети стремились передать собственные эмоциональные переживания и эмпатию, используя выразительные и образные средства.
Важно отметить, что в представленных рисунках были выявлены и некоторые недостатки.
В отношении первого критерия наблюдалась слабая цветовая активность, и не каждый смог точно передать эмоциональную интерпретацию музыкального фрагмента в рисунке.
По второму критерию: дети демонстрируют довольно четкое описание художественных образов, но количество таких описаний ограничено. Кроме того, у детей наблюдаются трудности в определении форм и взаимосвязей между элементами визуального произведения, а также недостаточно развиты навыки глазомера.
Относительно третьего критерия: дети способны выражать эмоциональный фон через яркий образ предмета. Однако возникают сложности в применении разнообразной цветовой палитры для передачи эмоционального состояния изображаемых объектов.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития художественного восприятия у дошкольников. Рекомендуется использовать разнообразные техники рисования, знакомить детей с различными видами искусства и поощрять их эксперименты с цветом и формой.
По итогам проведенной диагностики был разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс занятий предусматривал поэтапное формирование художественного восприятия старших дошкольников
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий в процессе педагогического наблюдения отмечалось улучшением по всем показателям. Дети стали не только видеть содержательную сторону в произведении искусства, но также научились описывать воспринятое, высказывая свои эстетические суждения. Более того, за внешней формой дети стали видеть внутреннее содержание, что также отразилось в их высказываниях о произведении. Это позволяет говорить о том, что они стали более целостно воспринимать произведения искусства, а также воспринимать неповторимый чувственный облик вещей. У детей появилось желание воплощать и проявлять собственные впечатления, повысилась заинтересованность в выражение этих впечатлений различными способами.
Результаты контрольного этапа показали эффективность разработанной программы по развитию художественного восприятия на основе работы с различными техниками рисования, использованием художественных произведений искусств.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2023. 672 с.
3. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина – М.: Просвещение, 2023. ‒ 207 с
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2020. 224 с
5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии // Л., 1984, С. 126-142 (см. так же С.60-72: Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб. Издательство «Питер», 2021, - 512с.
6. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. -- М.: Прогресс, 2020. -- 464 с.
7. Глезер, В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер, ин-т физиологии им. И.П. Павлова. – 2-е изд.,испр. и доп. – СПб. : Наука, 2023. – 283 с
8. Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии мышления у ребенка младшего возраста. - Ученая запись Харьковского Государственного Педагогического Института, - 2021. – 276 с.
9. Зубарева Н.М. Отношение детей к картине/ Н.М. Зубарева // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 5. - С.16-18.
10. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 134 с.
11. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Каменский; под ред., с биогр. очерком и примеч. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 2019. – 651 с.
12. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,2021. – 386 с.
13. Луриа А. Р. Современная психология. - М.: Издательство МГУ, 2022. - 256 c.
14. Мезенцева, С. И. Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте / С. И. Мезенцева. –М: - 2022 – 145 с.
15. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы художественного развития. / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Н. Ф Чубук. М: Знание – 2020 – 234 с.
16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 319 c.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2022. –705с.
18. Рушечникова, О. А. Изобразительная деятельность как средство развития восприятия/ О. А. Рушечникова. –М: 2019. – 167 с.
19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2015. - 215с.
20. Фребель Ф. Избранные сочинения Фр. Фребеля. Москва. 2016, т.1. – 283 с.
21. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фримен – СПб. Питер, 2001. – 384 с.:
22. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – М.: Знание, 2021. – 48 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ