Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики конфликтного поведения подростков
1.1 Теория конфликтного поведения 6
2.1 Социально-психологическая характеристика подростков 13
3.1 Школьная служба примирения как технология профилактики конфликтного
поведения подростков 19
Выводы по I главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике конфликтного поведения подростков в условиях образовательной школы
1.1 Организация и проведение исследования конфликтного поведения подростков 30
2.2 Программа школьной службы примирения по профилактике конфликтного
поведения и оценка ее эффективности 39
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59
В школьном пространстве часто происходят конфликты разного характера и сложности. Конфликты могут возникнуть между учениками, учителями, учениками и учителями, родителями и учителями и т. д. Зачастую модель поведения, выбранная для разрешения какого либо конфликта, не оказывается действенной, а не разрешённые конфликты влекут за собой всё новые и новые конфликтные ситуации и негативные последствия. Негативные последствия могут быть разными: от негативного отношения к учебной деятельности и школе в целом до обострения взаимоотношений с окружающими, проблем с самооценкой и объективностью восприятия.
Многие из учащихся школ не в состоянии разрешить многочисленные конфликты, происходящие на протяжении их жизни в школе и за её пределами: дети не знают способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций. Для большинства подростков «решением» их проблем являются словесные пререкания, драки, стрелки за пределами школы, пускание ситуаций на самотёк, уход в себя и т. д. На наш взгляд, эти способы не приемлемы для разрешения конфликтов и сложных ситуаций в подростковом возрасте, да и ни к какому разрешению они не приводят. Поэтому необходимо показать учащимся, что есть более гуманные и эффективные способы и технологии урегулирования и разрешения конфликтов, которые с успехом работают во многих странах, например, такие как медиация.
Медиация - это технология урегулирования конфликта с участием третьей стороны. Метод, который используется при проведении процедуры медиации - переговоры. Человек, который владеет данной технологией и осуществляет эту процедуру, является медиатором. Деятельность медиатора направлена на нормализацию и оптимизацию отношений между конфликтующими сторонами. Основная его задача - организация переговоров между конфликтующими сторонами. Медиация довольно эффективная технология, поэтому сейчас активно внедряется в различные сферы жизни. Сферы применения медиации могут быть различными: от разрешения бытовых конфликтов, например, между членами семьи, до разрешения конфликтов в сфере бизнеса и политики. В стороне не осталось и школьное пространство.
На базе школ активно создаются школьные службы примирения, которые используют данную технологию при разрешении конфликтов в школьной среде. Школьная служба примирения - это команда медиаторов, в состав которой входят учащиеся школы и их кураторы. Сами дети помогают своим сверстникам и ребятам младшего возраста в разрешении проблемных ситуаций. Педагог, курирующий школьную службу примирения, практически не вмешивается в саму процедуру, он осуществляет по большей части только наблюдательную функцию. Что касается самих конфликтов, то их разрешают сами подростки. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Гипотеза: профилактика конфликтного поведения подростков станет возможной при следующих условиях:
- будет организована работа школьной службы примирения
- будет проведена информационная работа с педагогами и родителями по содержанию работы школьной службы примирения
- будет реализована программа по профилактике конфликтного поведения и обучению будущих медиаторов с подростками
Объект: конфликтное поведение подростков
Предмет: условия профилактики конфликтного поведения подростков
Цель: определить эффективность условий профилактики конфликтного поведения подростков посредством создания школьной службы примирения
Задачи:
• проанализировать содержание понятия «конфликтное поведение», особенности профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, сущность технологии «школьная служба примирения»;
• провести диагностику уровня конфликтного поведения подростков;
• организовать школьную службу примирения и реализовать
программу по формированию навыков конструктивного поведения в конфликте.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска. В нем принимали участие 22 ученика 9-10-х классов.
...
Большую часть времени дети проводят в школе. Это время проходит не только за учебным процессом, но также не маловажной частью школьной жизни является взаимодействие со сверстниками, учителями. В процессе этого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни и, при этом, чаще всего, ассоциируются с агрессией, негативными эмоциями, спорами и враждебностью.
Мы проанализировали литературу по данной проблеме: изучили понятие конфликта, конфликтного поведения, виды и причины конфликтов в школе, особенности подросткового возраста, стратегии поведения в конфликтной ситуации, понятие профилактики и медиации, изучили сущность технологии медиации. Таким образом, мы выявили, что в школе встречаются следующие виды конфликтов: ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-учитель, учитель- администратор, учитель-родитель. В ходе беседы с психологом школы, мы выяснили, что чаще всего встречаются конфликты между учениками, причинной которых является - борьба за лидерство, личная неприязнь, соперничество, обиды, сплетни, борьба за мальчика (девочку). Реже в школе происходят ссоры учителей и учеников, причина которых кроется в плохом поведении ученика, низкой успеваемостью или заниженных оценках ученика, в личной неприязни. Анализ источников показал, что стратегии, выбираемые нами в конфликтной ситуации, в значительной степени влияют на разрешение конфликта, и конструктивными стратегиями являются стратегия сотрудничества и компромисса. Эффективной профилактикой может являться «школьная служба примирения», которая включается в себя работу беспристрастного третьего лица (медиатора), неучавствовавшего в конфликте, в качестве помощника. Медиатор помогает сторонам конфликта донести друг до друга свои позиции и чувства, создает дружественную непринужденную обстановку и не занимая ничьей стороны разрешить ситуацию. Главной задачей в случае, если есть обидчик, является не наказание его, а помощь в осознании и признании своих ошибок и возможность искупить вину лично перед пострадавшим.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска.
Мы провели первичную диагностику уровня конфликтного поведения подростков по методики «КОС» и Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», которая показала, что у большинства испытуемых наблюдается низкий уровень коммуникативных и организаторских умений, а также большинство прибегают к неконструктивным стратегиям поведения в конфликтной ситуации.
Основной частью нашего исследования являлась реализация программы подготовки медиаторов «школьной службы примирения». В ходе данной работы мы развивали у подростков коммуникативные навыки, организаторские склонности, отрабатывали приемы слушания других людей, умение конструктивно решать конфликты и споры, умение работать в качестве медиатора и др.
После основного этапа мы провели повторную диагностику, которая подтвердила нашу гипотезу об эффективности технологии «школьной службы примирения» как средства разрешения конфликтного поведения школьников. Показатели уровня коммуникационных умений и организаторских способностей постепенно увеличиваются, большинство (55,4%) теперь уже выбирают конструктивную стратегию поведения в конфликтной ситуации - компромисс.
Также не менее важной частью нашего исследования была работа по информированию родителей о деятельности и программы «школьной службы примирения», обучающие семинары для педагогических работников, подготовка их к роли супервизора, руководителя «школьной службы примирения».
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
3. А. Коновалов. Школьная служба примирения и восстановительная
культура взаимоотношений. М: MOO Центр «Судебно-правовая
реформа», 2012.
4. А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология.— М.: ЮНИТИ, 1999.— С. 81.— 551с.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. - М., 2001.
6. Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело, 2005.
7. Аллахвердова О. В. Карпенко А. Д. Медиация — переговоры в ситуации конфликта. СПб., 2010. —178 с.
8. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
10. Архипов В. В. Медиация — предмет изучения теоретико-правовых дисциплин // Третейский суд. 2009. № 1 (61).С. 55 - 57.
11. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Киев, 1997. - 426с.
12. Вишневская А.В. «Медиация как технология регулирования конфликта
13. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. / Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. - М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. С. 154-156.
14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов-М., Аспект-Пресс,1996.
15. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / пер. с англ.; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
... всего 42 источника