Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика связной
речи 7
1.2. Основные закономерности развития связной речи в период дошкольного
возраста 13
1.3. Методические основы развития связной речи детей дошкольного
возраста 21
1.4. Обзор методов и средств развития связной речи дошкольников 25
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 45
2.1. Организация и методика исследования 45
2.2. Результаты изучения связной речи дошкольников 51
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей
дошкольников 59
2.4. Анализ эффективности экспериментального исследования 72
Выводы по главе 2 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


Актуальность. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, в то же время исполняет значимую роль в ходе обучения детей, поскольку она выступает как средство приобретения знаний и средство контролирования за данными знаниями. Ребенок, овладевший связной речью, получает возможность делать выводы из своих наблюдений, строить умозаключение. Связная речь также является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Овладение связной речью - важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из образовательных областей заявляет речевое развитие, которое «включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [64, с.7].
Вопросы развития связной речи привлекают внимание специалистов различных областей знания: психологов, педагогов, лингвистов, методистов, логопедов (Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.П. Глухов, В.В. Коноваленко, С.Ю. Серебренникова). Среди научноисследовательских работ, в том числе и последних лет, посвященных данной проблематике, можно назвать статьи Т.Н. Ланиной, Е.Г. Ивчатовой и О.П. Галкиной, И.А. Галкиной, Е.Ю. Кармановой, диссертацию Н.В. Семеновой.
Проблемы развития связной речи у дошкольников весьма неплохо знакомы обширному кругу специалистов: и воспитателям дошкольных учреждений, узким специалистам и психологам. Сегодня дети старшего дошкольного возраста ощущают существенные затруднения во время составления связного высказывания [24]. Отмечены нарушения связности и порядка изложения, смысловые пропуски, фрагментарность, ошибки в 3
логико-хронологических и причинно-следственных связях. Все данные специфичные особенности сопровождаются с малой степенью самостоятельности и активности детей во время составления связного высказывания, с отсутствием умения выделять центральные и второстепенные компоненты и связей между ними, с невыполнимостью вразумительного построения цельной композиции.
Успешное обучение в школе также зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы, самостоятельно излагать суждения требуют достаточного уровня развития связной речи.
На сегодняшний день разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомплектный детский сад). Тем не менее, известны исследования специфики разновозрастной группы в детском саду, о преимуществах разновозрастного состава перед одновозрастным в развитии речи младших дошкольников (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева), о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур и др.), о педагогических основах построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада (Е.Н. Герасимова). Это актуальное направление развития современного российского дошкольного образования законодательно определено в федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования [64].
Однако отсутствие концепции реализации механизма специфики развития детей в разновозрастной группе детского сада является причиной возникновения ряда проблем развития связной речи детей в такой группе. Нужно отметить такую проблему: в профессиональной подготовке педагогов по дошкольному образованию не в полной мере раскрыта специфика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе по развитию связной речи детей, ее планирование. В связи с этим была выбрана 4 тема данной выпускной квалификационной работы - «Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста».
Цель исследования - выделить и реализовать педагогические условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Дана общая лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика связной речи. Связная речь - сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, цельный в предметно-смысловом и формально-языковом плане; совокупность тематически обоснованных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. В качестве критериев связности речи можно назвать коммуникативную направленность, логичность, смысловая законченность, наличие смысловых связей между компонентами, организация языковых средств. Реализация связной речи предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, контроль за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
2. Описаны основные закономерности развития связной речи в период дошкольного возраста. В онтогенезе в преддошкольном периоде (1-3 года) речь ребенка непосредственно связана с конкретной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. При переходе к дошкольному возрасту возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога; появляется потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит усложнение монологической формы речи. При нормальном речевом развитии дети к шести годам легко владеют речью фразовой, разнообразными конструкциями сложных предложений; пересказывают короткий текст; составляют рассказы по картине и целой серии сюжетных картинок, повествуют о виденном либо слышанном; возражают, рассуждают, говорят свое мнение, убеждают. Ситуативность речи заметно снижается, ребенок овладевает контекстной речью. Яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение различных типов текстов (повествование, описание, рассуждение); дети принимаются активно пользоваться разнообразными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и частями высказывания, придерживаясь при этом его структуры. Задачами развития связной речи в работе с дошкольниками являются: постепенное совершенствование диалогической речи; поощрение высказывания своей точки зрения в ответе на вопрос; развитие умения поддержки беседы; развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; обучение рассказыванию по плану, образцу, картине, по серии сюжетных картин; развитие умения составлять рассказы из личного опыта.
3. Проведен обзор методов и средств развития связной речи дошкольников. В работе с дошкольниками практикуются следующие методы развития связной речи: дидактические, речевые, театрализованные игры, метод взаимопомощи, совместное составление рассказа с педагогом и другие. Важнейшими являются средства наглядности (метод наглядного моделирования), когда наглядные модели (например, графические схемы), становятся планом связного высказывания. Серии сюжетных картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность событий в рассказе. При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин дошкольник рассказывает о содержании любой сюжетной картинки из серии, объединяя их в рассказ. Дети постепенно от одной возрастной группы к другой обучаются рассказывать в конкретной последовательности, логически взаимосвязывая одно событие с иным, овладевают структурой повествования, где есть начало, середина, а также конец. В работе по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения, усложняя их в зависимости от возрастной группы: вопросы (воспитателя), план (составление плана), речевой образец (образец рассказа воспитателя по одному из эпизодов или по всей серии картин), беседа (вводная, в ходе составления рассказа), рассматривание картин, рассказа воспитателя, коллективное рассказывание, распределение обязанностей, обсуждение последовательности повествования, игровые упражнения, творческие задания.
...


1. Алексеева М.М., Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2017. 320 с.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. Л., 1971. С. 89-93.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2011. 256 с.
4. Волкова Т.А., Шеина К.В. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 179-183.
5. Волкова Ю.С. Рассказы по рисункам. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. М., 2011. 67 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей: учеб. Пособие. М., 2006. 158 с.
7. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. М., 2010. 65 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1992. 320 с.
9. Галкина И.А. Дифференцированный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2013. № 2 (13). С. 78-82.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / М.,1961. 187 с.
11. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. М.,2000. 42 с.
12. Герасимова Е.Н. Психолого-педагогические основания
образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001.
13. Герасимова Е.Н. Разновозрастные группы в детском саду // Дошкольное воспитание. 2000. № 21. С. 27-32.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984. 231 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 2008. 325 с.
... всего 69 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ