ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика связной
речи 7
1.2. Основные закономерности развития связной речи в период дошкольного
возраста 13
1.3. Методические основы развития связной речи детей дошкольного
возраста 21
1.4. Обзор методов и средств развития связной речи дошкольников 25
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 45
2.1. Организация и методика исследования 45
2.2. Результаты изучения связной речи дошкольников 51
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей
дошкольников 59
2.4. Анализ эффективности экспериментального исследования 72
Выводы по главе 2 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Актуальность. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, в то же время исполняет значимую роль в ходе обучения детей, поскольку она выступает как средство приобретения знаний и средство контролирования за данными знаниями. Ребенок, овладевший связной речью, получает возможность делать выводы из своих наблюдений, строить умозаключение. Связная речь также является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Овладение связной речью - важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из образовательных областей заявляет речевое развитие, которое «включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [64, с.7].
Вопросы развития связной речи привлекают внимание специалистов различных областей знания: психологов, педагогов, лингвистов, методистов, логопедов (Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.П. Глухов, В.В. Коноваленко, С.Ю. Серебренникова). Среди научноисследовательских работ, в том числе и последних лет, посвященных данной проблематике, можно назвать статьи Т.Н. Ланиной, Е.Г. Ивчатовой и О.П. Галкиной, И.А. Галкиной, Е.Ю. Кармановой, диссертацию Н.В. Семеновой.
Проблемы развития связной речи у дошкольников весьма неплохо знакомы обширному кругу специалистов: и воспитателям дошкольных учреждений, узким специалистам и психологам. Сегодня дети старшего дошкольного возраста ощущают существенные затруднения во время составления связного высказывания [24]. Отмечены нарушения связности и порядка изложения, смысловые пропуски, фрагментарность, ошибки в 3
логико-хронологических и причинно-следственных связях. Все данные специфичные особенности сопровождаются с малой степенью самостоятельности и активности детей во время составления связного высказывания, с отсутствием умения выделять центральные и второстепенные компоненты и связей между ними, с невыполнимостью вразумительного построения цельной композиции.
Успешное обучение в школе также зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы, самостоятельно излагать суждения требуют достаточного уровня развития связной речи.
На сегодняшний день разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомплектный детский сад). Тем не менее, известны исследования специфики разновозрастной группы в детском саду, о преимуществах разновозрастного состава перед одновозрастным в развитии речи младших дошкольников (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева), о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур и др.), о педагогических основах построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада (Е.Н. Герасимова). Это актуальное направление развития современного российского дошкольного образования законодательно определено в федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования [64].
Однако отсутствие концепции реализации механизма специфики развития детей в разновозрастной группе детского сада является причиной возникновения ряда проблем развития связной речи детей в такой группе. Нужно отметить такую проблему: в профессиональной подготовке педагогов по дошкольному образованию не в полной мере раскрыта специфика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе по развитию связной речи детей, ее планирование. В связи с этим была выбрана 4 тема данной выпускной квалификационной работы - «Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста».
Цель исследования - выделить и реализовать педагогические условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
...
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Дана общая лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика связной речи. Связная речь - сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, цельный в предметно-смысловом и формально-языковом плане; совокупность тематически обоснованных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. В качестве критериев связности речи можно назвать коммуникативную направленность, логичность, смысловая законченность, наличие смысловых связей между компонентами, организация языковых средств. Реализация связной речи предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, контроль за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
2. Описаны основные закономерности развития связной речи в период дошкольного возраста. В онтогенезе в преддошкольном периоде (1-3 года) речь ребенка непосредственно связана с конкретной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. При переходе к дошкольному возрасту возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога; появляется потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит усложнение монологической формы речи. При нормальном речевом развитии дети к шести годам легко владеют речью фразовой, разнообразными конструкциями сложных предложений; пересказывают короткий текст; составляют рассказы по картине и целой серии сюжетных картинок, повествуют о виденном либо слышанном; возражают, рассуждают, говорят свое мнение, убеждают. Ситуативность речи заметно снижается, ребенок овладевает контекстной речью. Яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение различных типов текстов (повествование, описание, рассуждение); дети принимаются активно пользоваться разнообразными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и частями высказывания, придерживаясь при этом его структуры. Задачами развития связной речи в работе с дошкольниками являются: постепенное совершенствование диалогической речи; поощрение высказывания своей точки зрения в ответе на вопрос; развитие умения поддержки беседы; развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; обучение рассказыванию по плану, образцу, картине, по серии сюжетных картин; развитие умения составлять рассказы из личного опыта.
3. Проведен обзор методов и средств развития связной речи дошкольников. В работе с дошкольниками практикуются следующие методы развития связной речи: дидактические, речевые, театрализованные игры, метод взаимопомощи, совместное составление рассказа с педагогом и другие. Важнейшими являются средства наглядности (метод наглядного моделирования), когда наглядные модели (например, графические схемы), становятся планом связного высказывания. Серии сюжетных картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность событий в рассказе. При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин дошкольник рассказывает о содержании любой сюжетной картинки из серии, объединяя их в рассказ. Дети постепенно от одной возрастной группы к другой обучаются рассказывать в конкретной последовательности, логически взаимосвязывая одно событие с иным, овладевают структурой повествования, где есть начало, середина, а также конец. В работе по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения, усложняя их в зависимости от возрастной группы: вопросы (воспитателя), план (составление плана), речевой образец (образец рассказа воспитателя по одному из эпизодов или по всей серии картин), беседа (вводная, в ходе составления рассказа), рассматривание картин, рассказа воспитателя, коллективное рассказывание, распределение обязанностей, обсуждение последовательности повествования, игровые упражнения, творческие задания.
...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2017. 320 с.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. Л., 1971. С. 89-93.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2011. 256 с.
4. Волкова Т.А., Шеина К.В. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 179-183.
5. Волкова Ю.С. Рассказы по рисункам. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. М., 2011. 67 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей: учеб. Пособие. М., 2006. 158 с.
7. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. М., 2010. 65 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1992. 320 с.
9. Галкина И.А. Дифференцированный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2013. № 2 (13). С. 78-82.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / М.,1961. 187 с.
11. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. М.,2000. 42 с.
12. Герасимова Е.Н. Психолого-педагогические основания
образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001.
13. Герасимова Е.Н. Разновозрастные группы в детском саду // Дошкольное воспитание. 2000. № 21. С. 27-32.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984. 231 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 2008. 325 с.
... всего 69 источников