Склонность к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет:социально-психологический аспект
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Буллинг как объект научного социально-психологического
исследования 5
1.2 Социально-психологические характеристики участников буллинга
1.3 Социально-педагогические условия профилактики буллинга в классном
коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Программа диагностики склонности к буллингу в классном
коллективе 15
2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация
данных 22
2.3 Программа профилактики буллинга в классном коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Буллинг как объект научного социально-психологического
исследования 5
1.2 Социально-психологические характеристики участников буллинга
1.3 Социально-педагогические условия профилактики буллинга в классном
коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Программа диагностики склонности к буллингу в классном
коллективе 15
2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация
данных 22
2.3 Программа профилактики буллинга в классном коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Во всём мире на сегодняшний день буллинг является острой проблемой. Это наиболее распространенный вид насилия в образовательной среде. С каждым годом освещение данной темы, а также изучение путей её решения становится всё более актуальным и необходимым.
Буллинг существует во всех этапах жизни человека. В подростковом возрасте для ребенка основной задачей является стать лидером. Этот период считается самым трудным, конфликтным и противоречивым в этапах формирования индивидуума. Проблема буллинга состоит в том, что травля осуществляется длительное время. В борьбе за лидерство каждый самоутверждается на фоне другого сверстника, так и начинается травля. После этого «жертве» трудно сменить свой статус, и она подвергается нападкам постоянно.
Распространенность буллинга в Российской Федерации растет. Согласно результатам Р!8А, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2015 по 2018 г. на 10% и составило 37% всех учеников[18]. История изучения буллинга началась в начале 20-го века, К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной темы. Люди заговорили о существовании буллинга, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Татту и многие другие, начали заниматься изучением этого явления.
В условиях роста распространенности буллинга, число исследований этой проблемы остается небольшим, а применяемые методики оценки - многообразными и неполными.
Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене буллинга, его социально-психологических характеристиках и проявлениях у подростков в специфических условиях классного коллектива и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: буллинг в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Предмет исследования: склонность к буллингу в классном коллективе
подростков 12-13 лет.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать склонность к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Основные задачи исследования, выступающие этапами его реализации:
1. Проанализировать социально-психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
3. Провести исследование склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
4. Разработать программу профилактики буллинга в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Гипотеза исследования: нами предполагается, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
...
Буллинг существует во всех этапах жизни человека. В подростковом возрасте для ребенка основной задачей является стать лидером. Этот период считается самым трудным, конфликтным и противоречивым в этапах формирования индивидуума. Проблема буллинга состоит в том, что травля осуществляется длительное время. В борьбе за лидерство каждый самоутверждается на фоне другого сверстника, так и начинается травля. После этого «жертве» трудно сменить свой статус, и она подвергается нападкам постоянно.
Распространенность буллинга в Российской Федерации растет. Согласно результатам Р!8А, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2015 по 2018 г. на 10% и составило 37% всех учеников[18]. История изучения буллинга началась в начале 20-го века, К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной темы. Люди заговорили о существовании буллинга, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Татту и многие другие, начали заниматься изучением этого явления.
В условиях роста распространенности буллинга, число исследований этой проблемы остается небольшим, а применяемые методики оценки - многообразными и неполными.
Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене буллинга, его социально-психологических характеристиках и проявлениях у подростков в специфических условиях классного коллектива и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: буллинг в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Предмет исследования: склонность к буллингу в классном коллективе
подростков 12-13 лет.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать склонность к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Основные задачи исследования, выступающие этапами его реализации:
1. Проанализировать социально-психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
3. Провести исследование склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
4. Разработать программу профилактики буллинга в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Гипотеза исследования: нами предполагается, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
...
В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы буллинга у подростков 12-13 лет. Анализ литературных источников говорит о том, что на сегодняшний день феномен буллинга изучен недостаточно. Общее среди всех определений можно выделить то, что буллинг это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Под склонностью к буллингу понимаем предрасположенность к травле или предрасположенность к виктимному поведению, в зависимости от роли участников буллинга.
Рассмотрев социально-психологические особенности участников буллинга, нами сделан вывод, что учащиеся, занимаемые роль агрессора чаще всего имеют высокий уровень удовлетворенности общением, имеют высокую самооценку, что ведет к тому, что они не считают себя виноватыми. Агрессоры отличаются тем, что они более авторитарны, также у них очень низкий уровень терпения, что влияет на вспыльчивость.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ СШ№144 среди учащихся шестого класса в количестве 27 человек. В ходе исследования были получены данные об особенностях буллинга среди подростков в классе.
По результатам исследования выяснилось, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, среднюю степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Результаты, полученные в эмпирической части работы, частично подтверждают нашу гипотезу, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Таким образом, поставленные нами задачи реализованы, а, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получает частичное подтверждение.
Рассмотрев социально-психологические особенности участников буллинга, нами сделан вывод, что учащиеся, занимаемые роль агрессора чаще всего имеют высокий уровень удовлетворенности общением, имеют высокую самооценку, что ведет к тому, что они не считают себя виноватыми. Агрессоры отличаются тем, что они более авторитарны, также у них очень низкий уровень терпения, что влияет на вспыльчивость.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ СШ№144 среди учащихся шестого класса в количестве 27 человек. В ходе исследования были получены данные об особенностях буллинга среди подростков в классе.
По результатам исследования выяснилось, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, среднюю степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Результаты, полученные в эмпирической части работы, частично подтверждают нашу гипотезу, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Таким образом, поставленные нами задачи реализованы, а, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получает частичное подтверждение.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТРАВЛЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика кибербуллинга в отношении учащихся старших классов как направление психосоциальной работы
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023





