Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет:социально-психологический аспект

Работа №170518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Буллинг как объект научного социально-психологического
исследования 5
1.2 Социально-психологические характеристики участников буллинга
1.3 Социально-педагогические условия профилактики буллинга в классном
коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К БУЛЛИНГУ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Программа диагностики склонности к буллингу в классном
коллективе 15
2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация
данных 22
2.3 Программа профилактики буллинга в классном коллективе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Во всём мире на сегодняшний день буллинг является острой проблемой. Это наиболее распространенный вид насилия в образовательной среде. С каждым годом освещение данной темы, а также изучение путей её решения становится всё более актуальным и необходимым.
Буллинг существует во всех этапах жизни человека. В подростковом возрасте для ребенка основной задачей является стать лидером. Этот период считается самым трудным, конфликтным и противоречивым в этапах формирования индивидуума. Проблема буллинга состоит в том, что травля осуществляется длительное время. В борьбе за лидерство каждый самоутверждается на фоне другого сверстника, так и начинается травля. После этого «жертве» трудно сменить свой статус, и она подвергается нападкам постоянно.
Распространенность буллинга в Российской Федерации растет. Согласно результатам Р!8А, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2015 по 2018 г. на 10% и составило 37% всех учеников[18]. История изучения буллинга началась в начале 20-го века, К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной темы. Люди заговорили о существовании буллинга, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Татту и многие другие, начали заниматься изучением этого явления.
В условиях роста распространенности буллинга, число исследований этой проблемы остается небольшим, а применяемые методики оценки - многообразными и неполными.
Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене буллинга, его социально-психологических характеристиках и проявлениях у подростков в специфических условиях классного коллектива и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: буллинг в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Предмет исследования: склонность к буллингу в классном коллективе
подростков 12-13 лет.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать склонность к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Основные задачи исследования, выступающие этапами его реализации:
1. Проанализировать социально-психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет.
3. Провести исследование склонности к буллингу в классном коллективе подростков 12-13 лет, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
4. Разработать программу профилактики буллинга в классном коллективе подростков 12-13 лет.
Гипотеза исследования: нами предполагается, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы буллинга у подростков 12-13 лет. Анализ литературных источников говорит о том, что на сегодняшний день феномен буллинга изучен недостаточно. Общее среди всех определений можно выделить то, что буллинг это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Под склонностью к буллингу понимаем предрасположенность к травле или предрасположенность к виктимному поведению, в зависимости от роли участников буллинга.
Рассмотрев социально-психологические особенности участников буллинга, нами сделан вывод, что учащиеся, занимаемые роль агрессора чаще всего имеют высокий уровень удовлетворенности общением, имеют высокую самооценку, что ведет к тому, что они не считают себя виноватыми. Агрессоры отличаются тем, что они более авторитарны, также у них очень низкий уровень терпения, что влияет на вспыльчивость.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ СШ№144 среди учащихся шестого класса в количестве 27 человек. В ходе исследования были получены данные об особенностях буллинга среди подростков в классе.
По результатам исследования выяснилось, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, среднюю степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Результаты, полученные в эмпирической части работы, частично подтверждают нашу гипотезу, что учащиеся, занимающие роль «агрессора» имеют высокий уровень комфортности в классе, высокий социометрический статус, высокую степень агрессивности и психологический климат в классе оценивают высоко.
Таким образом, поставленные нами задачи реализованы, а, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получает частичное подтверждение.



1. Белеева И.Д. Панкратова Л.Э. Титова Н.Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России.
- 2019. - №8. - С. 144-148.
2. Болдина М.А. Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. - 2016. - №2
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №3. - С. 149159.
4. Бурмистрова В.В. Факторы возникновения буллинга и способы его психологической коррекции в подростковой среде: дис. канд. псих. наук: 37.04.01.
- Тольятти, 2018. - 105 с.
5. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. - 2012. - №5. - С. 139-150.
6. Власова М.А. Буллинг в современной образовательной среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №3
7. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков - свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. - 2020. - №4. - С. 1-14.
8. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - №5. - С. 159-165.
9. Гришина Т.Г. Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. - 2019. - №8. - С. 320-333.
10. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // «Современная зарубежная психология». - 2015. - №1. - С. 6590.
11. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. - 2021. - №4. - С. 220-242.
12. Индивидуально-психологические особенности участников буллинга // Психологи на b17.ru URL: httрs://www.b17.ru/blоg/20182/ (дата обращения: 25.05.2022).
13. Коврова А. Обзор исследований возрастных и гендерных особенностей феномена «жертвы» // Психологические науки. - 2019. - №9. - С. 76-79.
14. Кривцова, С. В. Буллинг в школах: как травля может довести ребенка до суицида и убийства / С. В. Кривцова. - 2018. - № 11. - С. 143 - 151.
15. Мамбетова Л. М. Буллинг в образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51. - С. 344-351.
... всего 33 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ