Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты образовательного процесса детей дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе детей с кохлеарными имплантами) 9
1.1 Современная нормативно - правовая база дошкольного образования
детей с ОВЗ, в том числе детей с кохлеарными имплантами 9
1.2 Современные педагогические подходы к слухоречевой реабилитации
детей с кохлеарными имплантами 21
1.3 Организационно-педагогические условия развития слухоречевого
восприятия и устной речи у детей с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 33
Глава II. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 38
2.1 Организация и методика оценки развития слухоречевого восприятия и
устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 38
2.2 Анализ результатов оценки развития слухоречевого восприятия и устной
речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации 44
2.3 Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с
кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 50
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время для науки и практики обозначилась новая группа детей - глухие и слабослышащие дошкольники с кохлеарными имплантами.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками. Семья кохлеарно имплантированного дошкольника имеет право выбрать образовательный маршрут, реализация которого может проходить в дошкольном учреждении любого вида. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов реализовывать адаптированную образовательную программу для ребенка с кохлеарными имплантами.
Однако педагогический коллектив дошкольных образовательных учреждений может столкнуться с трудностями реализации рекомендованного психолого-медико-педагогической комиссии образовательного маршрута, обусловленными неразработанностью ряда организационно-педагогических условий развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
В настоящее время разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова). Описана организация и содержание разных этапов реабилитации, выбора образовательных маршрутов для кохлеарно имплантированных детей (Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина). При этом малоизученным остается вопрос о создании организационно-педагогических условий по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы детей и ресурсами образовательного учреждения.
Проблема исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида».
Цель исследования: изучить степень сформированности развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методологических аспектов образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами).
2. Оценить исходный уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
3. Определить ряд организационно - педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Объект исследования:
Дошкольное образование как фактор развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Предмет исследования:
Организационно-педагогические условия, способствующие слухоречевому развитию и развитию устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:
1. Слухоречевое восприятие включает в себя операции слухового анализа и
синтеза речевых и неречевых сигналов (обнаружение, различение, узнавание, опознавание, понимание) и использование этих навыков для развития устной речи. У детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом после кохлеарной имплантации по уровню сформированности данные операции приближаются к норме к концу основного этапа реабилитации (через 1 - 1,5 года) при условии правильной организации слухоречевой реабилитации. Под устной речью при этом понимается употребляемая ребенком словесная система, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
2. При неблагоприятных условиях организации развития слухоречевого восприятия и устной речи на начальном и основном этапах реабилитации уровень слухоречевого развития будет характеризоваться отсутствием или частичной способностью реагировать на появление или отсутствие звука; определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами; выбирать определенный звуковой сигнал среди других известных звуковых сигналов; повторять произносимые звуки, в том числе речь; понимать разговорную речь. Устная речь при этом будет характеризоваться низким уровнем сформированности активной и связной речи, несформированностью умения рассказывать стихотворение, составлять текст по представлению и описательный текст, неумением пересказать текст. Своеобразие грамматических и синтаксических представлений будет заключаться в трудностях образования форм единственного и множественного числа существительных и прилагательных, форм мужского и женского рода, падежных форм существительных, прилагательных, образования названий детенышей животных, относительных прилагательных, понимания синтаксических конструкций;
3. К организационно-педагогическим условиям, способствующим развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
• регулярные занятия со специалистами (комплексное сопровождение) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
• создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент с использованием методик обследования и оценки слухоречевого развития Королевой И.В., Дмитриевой И.В. (2009), и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровни сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап (09.2014 - 05.2015 год): осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента (09.2015-12.2015 год): проводились обследование старших дошкольников с кохлеарными имплантами при поступлении в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап (01.2016-04.2016 год):
систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений о состоянии современной нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
• в обосновании и описании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Практическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений об уровне развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны руководителям дошкольных образовательных учреждений, воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям - дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.
I. Анализ литературных источников показал, что в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема поиска путей создания организационно - педагогических условий развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида.
На этапах раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных
образовательных учреждений решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и др.
Кохлеарно имплантированные дошкольники также могут освоить данный Стандарт, но при условии, что их слухоречевая реабилитация осуществляется в благоприятных условиях.
II. Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания начального и основного этапа реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида.
К ним нами отнесены:
• отсутствие регулярных занятия со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.
• некомпетентность в создании условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• невозможность находиться в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками, так как все испытуемые старшие дошкольники с кохлеарными имплантами посещали группу компенсирующей направленности для глухих и слабослышащих детей.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами, уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи будет низким, несоответствующим задачам начального и основного этапам слухоречевой реабилитации и возрасту ребенка.
Решая вторую задачу нашего исследования, мы провели констатирующий эксперимент на базе «ДОУ № 194 комбинированного вида». Эксперимент охватил девять старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Из них шестеро - это дети, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в неблагоприятных условиях, и трое, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в благоприятных условиях. Обследовали испытуемых с помощью русскоязычной версии методики оценки слухового и речевого развития для детей с кохлеарными имплантами (Королева И.В., Дмитриева И.В., 1999), включающую 7 тестов, и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровень сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
Констатирующий эксперимент, проведенный с целью выявления уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами, показал следующее: у испытуемых группы А развитие слухоречевого восприятия и устной речи находится на низком уровне, а у испытуемых группы Б - на среднем и высоком.
Для решения третьей задачи и проведения эффективной коррекционной работы по развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида, нами были разработаны методические рекомендации для создания организационно-педагогических условий в ДОУ комбинированного вида, способствующих повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
1. Пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками при организации развития слухоречевого восприятия и устной речи в группах различной направленности:
• общеразвивающей;
• комбинированной;
• группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи или логопедической группе.
2. Создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими через следующие формы:
• просвещение;
• практико-ориентированные занятия;
• «обратная связь».
3. Регулярные занятия с воспитателем, учителем-логопедом и учителем- дефектологом (сурдопедагогом) по организации развития слухоречевого восприятия и устной речи.
Методические рекомендации могут быть полезны:
руководителям дошкольных образовательных учреждений; воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей своё подтверждение.
1. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Сборник статей; под ред. Е.П. Микшиной. - СПб.: ООО «Арт бук», 2011, - 96с.
2. Антоненко Л.Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада [Текст] /Л.Ф Антоненко //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2010.- №5 - с. 60-65.
3. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Сопинская Т.В., Ступакова М.В.
Современная организационно-правовая модель образовательной
(ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2016. - 286 с.
4. Беляева О. Л., Пермикина В.А., Юкина Т.Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский Вестник специального образования. - №3. - (11). - 2013 г. - С. 38 - 55.
5. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П.Астафьева. - Красноярск,2015.-248 с.
6. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Викулина Л.М. Командный подход к организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. // Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск,2015.- с. 162.
7. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Узикова С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей. // Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск,2014.- с. 57.
8. Беляева О.Л, Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее. - Красноярск, 2015. - 308с.
9. Беляева О.Л., Ступакова М.В., Проектная деятельность образовательных учреждений как средство реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования// Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет», Красноярск,2014.- с.17-20.
10. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Дядяева Г.В., Сопинская Т.В., Узикова С.С., Шутко Е.В. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада: Практическое пособие. Красноярск, 2014.-130с.
11. Беляева О.Л., Хисматулина А.В. Магистерская диссертация. Педагогическая компетентность родителей кохлеарно имплантированных детей старшего дошкольного возраста. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015.http: //elib .kspu.ru/do cument/15776
12. Беляева О.Л., Сопинская Т.В. Магистерская диссертация. Особенности речевого развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разной образовательной среды. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015.http: //elib .kspu.ru/do cument/15778
13. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике // Дефектология. - 2014. - №1 - С.14-16
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96с.
15. Гулевская Н.С., Королева И.В., Готовим обед.- Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 43с.
16. Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.).
17. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада. / Практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». / Руководитель авторского коллектива Беляева О.Л. / Красноярск, 2014. - 130с.
18. Закон Красноярского края о защите прав ребенка №12-961 от 02.11.2000 г.
19. Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» № 6¬2519 от 26.06.2014 г.
20. Зонтова О.В. Занимаемся с Ушариком. 4 этап. Распознавание устной речи. Рабочая тетрадь. СПб.: Умная Маша, 2010. - 48 с.
21. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. СПб.:2007. - 34с.
22. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб.: Умная Маша, 2010. - 200 с.
23. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н.
24. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2005. - 279с.
25. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128с.
26. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога.-М.: Теревинф, 2013. - 352с.
27. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. - СПб.: КАРО,2005. - 288с.
28. Королева И. В., Дмитриева И.В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными имплантами: русскоязычная версия методики EARS// Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение 1: Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С. 97-107.
29. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). - СПб.: КАРО, 2008. - 752 с.
30. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие /СПб.: КАРО, 2009. - 192 с.
31. Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1 «Слуховой метод» //Российская оториноларингология 2011. №2. с.88-98.
32. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие. СПб.: С.- Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.
33. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации: Учебное пособие. - СПб.: С.- Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 207с.
34. Королёва И.В. Сборник игр «Учусь слушать и говорить, играя». - СПб: КАРО, 2014. - 88с.
35. Королёва И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом. 4 издание, дополненное. - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006. - 101 с.
36. Королева И.В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб: КАРО, 2014. - 304 с.
37. Королева И.В. Комплект методических материалов «Учусь слушать и говорить» (4 книги). / Санкт-Петербург.: КАРО, 2014.
38. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей / И.В. Королева. СПб.: Умная Маша, 2010. - 208 с.
39. Кукушкина, О. И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога. - Дефектология. - 2014. - № 2.- с. 29-35.
40. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации // Альманах №24 "Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации" ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2016.
41. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха. - Москва .: - МГППУ. - 2011. 278с.
42. Мамина А.С. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации // Школьный логопед. — 2008. — № 5/6. — С. 99-101.
43. Методические рекомендации Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» [Методическое письмо Мин. обр. Российской Федерации: 03-51-5 ин / 23-03 от 15.01.02.]. М.: Министерство образования РФ, 2002.
44. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений:/под ред. Г.В. Чиркиной - М. :Владос, 2005. - 279с.
45. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Организация коррекционной помощи имплантированным дошкольникам // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии». СПб., 2009.
46. Обследование речи школьников: метод. рекомендации/под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015. - 118с.
47. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368с.
48. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е. Левиной М.: Просвещение, 1967.
49. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ - 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
50. Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
51. Приказ № 158-04/2 от 31.05.2013 министерства образования и науки
Красноярского края «О создании на территории Красноярского края сети базовых площадок в рамках реализации мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов» Федеральной целевой программы на 2011 - 2015 годы».
52. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод. рекомендации/ под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2014. - 44с.
53. Распоряжение губернатора Л. В. Кузнецова «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года» (Приложение № 1 к распоряжению губернатора Красноярского края от 20.02.2013 № 44-рг представлена данная Стратегия).
54. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
55. Речь ребенка: проблемы и решения // Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой. Институт психологии РАН, 2008. - 352с.
56. Сатаева А.И., Буданцов А.В. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №2 - с.20¬32.
57. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №1. - С. 55-63.
58. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации [Текст] / А.И. Сатаева//Дефектология. - 2012. №2. - С. 50-62.
59. Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарным имплантом // Дефектология. - 2014. - №3 - С. 21-29.
60 Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации. - М.: МГППУ. - 2012. -56с.
61. Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации. // Специальное образование, 2013.
62. Технологии инклюзивного (совместного) образования в дошкольных учреждениях (рекомендации для руководителей, учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений на примере инклюзивного образования детей с нарушениями слуха)./ Под общей редакцией Е.П. Микшиной, Л.А. Зигле. - СПб.: РЕМДОМ,2011.-200с.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. Приказ Минобрнауки России №1958 от 19.12.2014 г.
64. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
65. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] /Н.Д. Шматко //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. С. 16-25.
66. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. - 2012. - № 3 - С. 45-51.
67. Шматко Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности [Текст] / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52 - 59.
68. http://usharik.ru
69. http: //www.deafworld.ru/map/- Страна глухих
70. http: //www.planeta- sluha.ru/kokhleamaya-implantatsiya.html
71. http://lomii.ru/vmp/ki-reabilit.php- СПб НИИ ЛОР
72. http://www.cochlearimplant.ru/
73. http: //usharik.ru/site/index.php/koh-imp
74. http://surdoplus.ru/- сайт «Современная сурдопедагогика» О.Л. Беляевой