Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты образовательного процесса детей дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе детей с кохлеарными имплантами) 9
1.1 Современная нормативно - правовая база дошкольного образования
детей с ОВЗ, в том числе детей с кохлеарными имплантами 9
1.2 Современные педагогические подходы к слухоречевой реабилитации
детей с кохлеарными имплантами 21
1.3 Организационно-педагогические условия развития слухоречевого
восприятия и устной речи у детей с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 33
Глава II. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 38
2.1 Организация и методика оценки развития слухоречевого восприятия и
устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 38
2.2 Анализ результатов оценки развития слухоречевого восприятия и устной
речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации 44
2.3 Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с
кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 50
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические аспекты образовательного процесса детей дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе детей с кохлеарными имплантами) 9
1.1 Современная нормативно - правовая база дошкольного образования
детей с ОВЗ, в том числе детей с кохлеарными имплантами 9
1.2 Современные педагогические подходы к слухоречевой реабилитации
детей с кохлеарными имплантами 21
1.3 Организационно-педагогические условия развития слухоречевого
восприятия и устной речи у детей с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 33
Глава II. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 38
2.1 Организация и методика оценки развития слухоречевого восприятия и
устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 38
2.2 Анализ результатов оценки развития слухоречевого восприятия и устной
речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации 44
2.3 Организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с
кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 50
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время для науки и практики обозначилась новая группа детей - глухие и слабослышащие дошкольники с кохлеарными имплантами.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками. Семья кохлеарно имплантированного дошкольника имеет право выбрать образовательный маршрут, реализация которого может проходить в дошкольном учреждении любого вида. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов реализовывать адаптированную образовательную программу для ребенка с кохлеарными имплантами.
Однако педагогический коллектив дошкольных образовательных учреждений может столкнуться с трудностями реализации рекомендованного психолого-медико-педагогической комиссии образовательного маршрута, обусловленными неразработанностью ряда организационно-педагогических условий развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
В настоящее время разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова). Описана организация и содержание разных этапов реабилитации, выбора образовательных маршрутов для кохлеарно имплантированных детей (Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина). При этом малоизученным остается вопрос о создании организационно-педагогических условий по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы детей и ресурсами образовательного учреждения.
Проблема исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида».
Цель исследования: изучить степень сформированности развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методологических аспектов образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами).
2. Оценить исходный уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
3. Определить ряд организационно - педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Объект исследования:
Дошкольное образование как фактор развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Предмет исследования:
Организационно-педагогические условия, способствующие слухоречевому развитию и развитию устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:
1. Слухоречевое восприятие включает в себя операции слухового анализа и
синтеза речевых и неречевых сигналов (обнаружение, различение, узнавание, опознавание, понимание) и использование этих навыков для развития устной речи. У детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом после кохлеарной имплантации по уровню сформированности данные операции приближаются к норме к концу основного этапа реабилитации (через 1 - 1,5 года) при условии правильной организации слухоречевой реабилитации. Под устной речью при этом понимается употребляемая ребенком словесная система, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
2. При неблагоприятных условиях организации развития слухоречевого восприятия и устной речи на начальном и основном этапах реабилитации уровень слухоречевого развития будет характеризоваться отсутствием или частичной способностью реагировать на появление или отсутствие звука; определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами; выбирать определенный звуковой сигнал среди других известных звуковых сигналов; повторять произносимые звуки, в том числе речь; понимать разговорную речь. Устная речь при этом будет характеризоваться низким уровнем сформированности активной и связной речи, несформированностью умения рассказывать стихотворение, составлять текст по представлению и описательный текст, неумением пересказать текст. Своеобразие грамматических и синтаксических представлений будет заключаться в трудностях образования форм единственного и множественного числа существительных и прилагательных, форм мужского и женского рода, падежных форм существительных, прилагательных, образования названий детенышей животных, относительных прилагательных, понимания синтаксических конструкций;
3. К организационно-педагогическим условиям, способствующим развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
• регулярные занятия со специалистами (комплексное сопровождение) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
• создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент с использованием методик обследования и оценки слухоречевого развития Королевой И.В., Дмитриевой И.В. (2009), и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровни сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап (09.2014 - 05.2015 год): осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента (09.2015-12.2015 год): проводились обследование старших дошкольников с кохлеарными имплантами при поступлении в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап (01.2016-04.2016 год):
систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений о состоянии современной нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
• в обосновании и описании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Практическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений об уровне развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны руководителям дошкольных образовательных учреждений, воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям - дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками. Семья кохлеарно имплантированного дошкольника имеет право выбрать образовательный маршрут, реализация которого может проходить в дошкольном учреждении любого вида. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов реализовывать адаптированную образовательную программу для ребенка с кохлеарными имплантами.
Однако педагогический коллектив дошкольных образовательных учреждений может столкнуться с трудностями реализации рекомендованного психолого-медико-педагогической комиссии образовательного маршрута, обусловленными неразработанностью ряда организационно-педагогических условий развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
В настоящее время разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова). Описана организация и содержание разных этапов реабилитации, выбора образовательных маршрутов для кохлеарно имплантированных детей (Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина). При этом малоизученным остается вопрос о создании организационно-педагогических условий по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы детей и ресурсами образовательного учреждения.
Проблема исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида».
Цель исследования: изучить степень сформированности развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методологических аспектов образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами).
2. Оценить исходный уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
3. Определить ряд организационно - педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Объект исследования:
Дошкольное образование как фактор развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Предмет исследования:
Организационно-педагогические условия, способствующие слухоречевому развитию и развитию устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:
1. Слухоречевое восприятие включает в себя операции слухового анализа и
синтеза речевых и неречевых сигналов (обнаружение, различение, узнавание, опознавание, понимание) и использование этих навыков для развития устной речи. У детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом после кохлеарной имплантации по уровню сформированности данные операции приближаются к норме к концу основного этапа реабилитации (через 1 - 1,5 года) при условии правильной организации слухоречевой реабилитации. Под устной речью при этом понимается употребляемая ребенком словесная система, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
2. При неблагоприятных условиях организации развития слухоречевого восприятия и устной речи на начальном и основном этапах реабилитации уровень слухоречевого развития будет характеризоваться отсутствием или частичной способностью реагировать на появление или отсутствие звука; определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами; выбирать определенный звуковой сигнал среди других известных звуковых сигналов; повторять произносимые звуки, в том числе речь; понимать разговорную речь. Устная речь при этом будет характеризоваться низким уровнем сформированности активной и связной речи, несформированностью умения рассказывать стихотворение, составлять текст по представлению и описательный текст, неумением пересказать текст. Своеобразие грамматических и синтаксических представлений будет заключаться в трудностях образования форм единственного и множественного числа существительных и прилагательных, форм мужского и женского рода, падежных форм существительных, прилагательных, образования названий детенышей животных, относительных прилагательных, понимания синтаксических конструкций;
3. К организационно-педагогическим условиям, способствующим развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
• регулярные занятия со специалистами (комплексное сопровождение) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
• создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент с использованием методик обследования и оценки слухоречевого развития Королевой И.В., Дмитриевой И.В. (2009), и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровни сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап (09.2014 - 05.2015 год): осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента (09.2015-12.2015 год): проводились обследование старших дошкольников с кохлеарными имплантами при поступлении в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап (01.2016-04.2016 год):
систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений о состоянии современной нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
• в обосновании и описании организационно-педагогических условий, способствующих развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.
Практическая значимость исследования заключается:
• в обобщении сведений об уровне развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и условий их реабилитации после кохлеарной имплантации;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны руководителям дошкольных образовательных учреждений, воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям - дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.
I. Анализ литературных источников показал, что в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема поиска путей создания организационно - педагогических условий развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида.
На этапах раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных
образовательных учреждений решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и др.
Кохлеарно имплантированные дошкольники также могут освоить данный Стандарт, но при условии, что их слухоречевая реабилитация осуществляется в благоприятных условиях.
II. Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания начального и основного этапа реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида.
К ним нами отнесены:
• отсутствие регулярных занятия со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.
• некомпетентность в создании условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• невозможность находиться в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками, так как все испытуемые старшие дошкольники с кохлеарными имплантами посещали группу компенсирующей направленности для глухих и слабослышащих детей.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами, уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи будет низким, несоответствующим задачам начального и основного этапам слухоречевой реабилитации и возрасту ребенка.
Решая вторую задачу нашего исследования, мы провели констатирующий эксперимент на базе «ДОУ № 194 комбинированного вида». Эксперимент охватил девять старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Из них шестеро - это дети, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в неблагоприятных условиях, и трое, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в благоприятных условиях. Обследовали испытуемых с помощью русскоязычной версии методики оценки слухового и речевого развития для детей с кохлеарными имплантами (Королева И.В., Дмитриева И.В., 1999), включающую 7 тестов, и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровень сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
Констатирующий эксперимент, проведенный с целью выявления уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами, показал следующее: у испытуемых группы А развитие слухоречевого восприятия и устной речи находится на низком уровне, а у испытуемых группы Б - на среднем и высоком.
Для решения третьей задачи и проведения эффективной коррекционной работы по развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида, нами были разработаны методические рекомендации для создания организационно-педагогических условий в ДОУ комбинированного вида, способствующих повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
1. Пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками при организации развития слухоречевого восприятия и устной речи в группах различной направленности:
• общеразвивающей;
• комбинированной;
• группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи или логопедической группе.
2. Создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими через следующие формы:
• просвещение;
• практико-ориентированные занятия;
• «обратная связь».
3. Регулярные занятия с воспитателем, учителем-логопедом и учителем- дефектологом (сурдопедагогом) по организации развития слухоречевого восприятия и устной речи.
Методические рекомендации могут быть полезны:
руководителям дошкольных образовательных учреждений; воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей своё подтверждение.
На этапах раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных
образовательных учреждений решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и др.
Кохлеарно имплантированные дошкольники также могут освоить данный Стандарт, но при условии, что их слухоречевая реабилитация осуществляется в благоприятных условиях.
II. Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания начального и основного этапа реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида.
К ним нами отнесены:
• отсутствие регулярных занятия со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода», представлениями о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.
• некомпетентность в создании условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими;
• невозможность находиться в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками, так как все испытуемые старшие дошкольники с кохлеарными имплантами посещали группу компенсирующей направленности для глухих и слабослышащих детей.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации старших дошкольников с кохлеарными имплантами, уровень развития слухоречевого восприятия и устной речи будет низким, несоответствующим задачам начального и основного этапам слухоречевой реабилитации и возрасту ребенка.
Решая вторую задачу нашего исследования, мы провели констатирующий эксперимент на базе «ДОУ № 194 комбинированного вида». Эксперимент охватил девять старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Из них шестеро - это дети, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в неблагоприятных условиях, и трое, чьи начальный и основной этапы слухоречевой реабилитации проходили в благоприятных условиях. Обследовали испытуемых с помощью русскоязычной версии методики оценки слухового и речевого развития для детей с кохлеарными имплантами (Королева И.В., Дмитриева И.В., 1999), включающую 7 тестов, и общепринятых логопедических методик авторов Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., позволяющих выявить уровень сформированности активной, связной речи и грамматического строя речи.
Констатирующий эксперимент, проведенный с целью выявления уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами, показал следующее: у испытуемых группы А развитие слухоречевого восприятия и устной речи находится на низком уровне, а у испытуемых группы Б - на среднем и высоком.
Для решения третьей задачи и проведения эффективной коррекционной работы по развитию слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях ДОУ комбинированного вида, нами были разработаны методические рекомендации для создания организационно-педагогических условий в ДОУ комбинированного вида, способствующих повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим повышению уровня развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть отнесены:
1. Пребывание в естественной речевой среде в процессе совместного (интегрированного) дошкольного образования со слышащими сверстниками при организации развития слухоречевого восприятия и устной речи в группах различной направленности:
• общеразвивающей;
• комбинированной;
• группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи или логопедической группе.
2. Создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими через следующие формы:
• просвещение;
• практико-ориентированные занятия;
• «обратная связь».
3. Регулярные занятия с воспитателем, учителем-логопедом и учителем- дефектологом (сурдопедагогом) по организации развития слухоречевого восприятия и устной речи.
Методические рекомендации могут быть полезны:
руководителям дошкольных образовательных учреждений; воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для целенаправленного развития у них слухоречевого восприятия и устной речи.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей своё подтверждение.
Подобные работы
- Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение особенностей слухоречевого развития старших
дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в разном возрасте
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СО СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Мониторинг слухоречевого развития дошкольников с одновременным нарушением слуха и зрения после колеарной имплантаци
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОДНОВРЕМЕННЫМ НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



