ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования
в России 8
1.2. Роль Пенсионного фонда Российской Федерации в
пенсионном обеспечении граждан 16
1.3. Добровольное пенсионное страхование как механизм
совершенствования пенсионного обеспечения граждан в РФ 31
Глава 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ ГУ-УПФР В КЫЗЫЛСКОМ РАЙОНЕ РТ) 40
2.1. Организационная характеристика Управления ПФРФ в
Кызылском районе РТ 40
2.2. Анализ деятельности УПФР в Кызылском районе РТ по
пенсионному обеспечению граждан 46
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 64
3.1. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской
Федерации 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию пенсионной системы
в Российской Федерации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что в настоящее время пенсионная система является очень важным элементом финансовой системы, по ней судят о политике проводимой государством, так как именно на социальные цели государствами во всем мире расходуются значительные денежные ресурсы.
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей [ 1, с. 13].
Государственная социальная политика охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение; поддержка лиц, чей доход достигает черты бедности; охрана материнства и детства; соблюдение установленных норм трудовых отношений; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг. Среди этих задач важное место занимает пенсионное обеспечение. Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны и каждого гражданина в отдельности.
Статья 39 Конституции Российской Федерации [2, с. 7] устанавливает, что каждому ее гражданину гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях установленных законом. Реализация данной конституционной нормы, осуществляется, прежде всего, системой обязательного пенсионного страхования, которая не только является основной формой социальной защиты пожилого населения, но и стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современной России. Ее роль и значение трудно переоценить: пенсионным страхованием охвачено более ПО млн. работников, свыше 40 млн. человек являются пенсионерами [3, с. 208].
В СССР основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение. При этом для системы государственного социального обеспечения была характерна значительная зависимость от государственного бюджета и несвойственны страховые принципы.
В связи с реформированием в начале 90-х годов в России общественно-экономической системы возникла необходимость модернизации и государственного социального обеспечения в систему социальной защиты на основе страховых принципов, то есть в систему социального страхования. В целях реализации данной задачи была разработана законодательная база системы социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере (страховщиков, страхователей, застрахованных лиц, федеральных органов государственной власти), а также создание государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС).
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях установленных законом. Реализация данной конституционной нормы, осуществляется, прежде всего, системой обязательного пенсионного страхования, которая не только является основной формой социальной защиты пожилого населения, но и стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современной России. Ее роль и значение трудно переоценить: пенсионным страхованием охвачено более ПО млн. работников, свыше 40 млн. человек являются пенсионерами [3, с. 208].
В СССР основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение. При этом для системы государственного социального обеспечения была характерна значительная зависимость от государственного бюджета и несвойственны страховые принципы.
В связи с реформированием в начале 90-х годов в России общественно-экономической системы возникла необходимость модернизации и государственного социального обеспечения в систему социальной защиты на основе страховых принципов, то есть в систему социального страхования. В целях реализации данной задачи была разработана законодательная база системы социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере (страховщиков, страхователей, застрахованных лиц, федеральных органов государственной власти), а также создание государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС).
6 '
не зависимой от бюджетов всех уровней основе, что является принципиальным отличием от советской модели государственного социального обеспечения.
Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и работодателями, всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства.
В настоящее время пенсионная система является очень важным элементом финансовой системы, по ней судят о политике проводимой государством, так как именно на социальные цели государствами во всем мире расходуются значительные денежные ресурсы.
Около пятидесяти четырех миллионов россиян перечисляют страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. В России около сорока миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны, получают пенсии из бюджета ПФР. Доходы в виде пенсий - второй по объёму источник доходов населения после оплаты труда.
Все эти факторы усиливают потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.
Объектом исследования является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предметом исследования является пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является изучение современного состояния и перспектив развития Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследовано становление, развитие системы пенсионного обеспечения в России;
- рассмотрена законодательная база пенсионной системы;
7 - .
- проанализировано текущее состояние пенсионного обеспечения и задач, стоящих перед реформой пенсионной системы;
- рассмотрен механизм реализации пенсионного обеспечения населения в УПФР в Кызылском районе Республики Тыва;
- определены проблемы и пути совершенствования реформирования российской пенсионной системы.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент около 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39). Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются страховые и накопительные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
Страховая пенсия по старости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством устанавливается: мужчинам - по достижении
60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях - и при пониженном трудовом стаже.
В рамках исследования был изучен роль Пенсионного фонда России в социальном обеспечении граждан, ее становление и развитие, состояние пенсионного обеспечения граждан на примере Управления Пенсионного фонда России в Кызылском районе Республики Тыва и совершенствование пенсионной системы Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
УПФР входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда России по Республике Тыва.
Основная деятельность УПФР в Кызылском районе заключается в исполнении действующего законодательства в области:
- пенсионного обеспечения (назначение, выплата пенсий);
- социальных выплат;
- индивидуального (персонифицированного) учета (ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц);
- обязательного пенсионного страхования (сбор страховых взносов);
- администрирования страховых взносов (учет и контроль за поступлением средств в бюджет ПФР).
Управление ПФР в Кызылском районе осуществляет свою работу в соответствии с федеральными законодательствами, которые связаны с
73
реализацией основных приоритетных направлений по решению вопросов и задач повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и по увеличению доходной части.
По состоянию на 01 января 2015 года УПФР обслуживает 7329 пенсионеров, 2800 - обладателей государственного сертификата на М(С)К, осуществляет социальные выплаты 2426 гражданам, ведут персональные пенсионные счета 31972 застрахованных лиц, взаимодействуют со 1165 страхователями, в том числе с 935 индивидуальными предпринимателями.
Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительный система начислений пенсий путем дополнения ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государств перед своими гражданами.
Основной целью реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов в социальную сферу.
Основной задачей пенсионной реформы является создание пенсионной системы, которая обеспечивала бы своевременную выплату заработных пенсий нынешним пенсионерам и гарантировала бы обеспеченную старость молодому поколению граждан.
А для этого необходимо повысить доходы пенсионной системы, из которых производятся и будут в дальнейшем производится пенсионные выплаты. Для повышения этих доходов, которые складываются из отчислений, производимых страхователями (работодателями) за каждое застрахованное лицо (работника), необходимо, в свою очередь, решить следующие задачи:
1) вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И
?то дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, естественно, при условии предсказываемого получения доходов;
2) создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого стал необходимостью отказ от старой системы учета пенсионный прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы;
3) обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться зе в баллах и коэффициентах, а в рублях;
4) стимулировать работников к уплате дополнительных страховых взносов из заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня дохода и возраста;
5) содействовать развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
6) организовать ликбез для граждан всех возрастов по теме социального страхования, в том числе пенсионного. Необходимо включить в государственный образовательный стандарт специальную методику, которая объясняла бы всем гражданам их права в пенсионной системе;
Одним из важнейших результатов реформы должна стать перестройка массового сознания. Достигнутый уровень информированности людей о гущности и целях реформы совершенно недостаточен. Необходимо убедить граждан, что достойный уровень жизни человека в старости - предмет его заботы на протяжении всей жизни, что достойное будущее создается собственными руками, а задачей государства в вопросе пенсионного обеспечения является обеспечение условий для формирования соответствующих пенсионных накоплений и обеспечение некоторого минимального уровня пенсий.
Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам, а главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а работодателя - за уплату страховых взносов за каждого работника.
Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.
. Конституция РФ: Официальный текст. —М.: Спарк, 2006,- с. 48.;
2. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по
I 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О реализации государственной социальной политики» - с. 208;
4. У став морской от 13. 04. 1720. - СПб., 1763. - с. 116;
5. Устав «О пенсиях и единовременных пособиях»// СЗРН. Т. ІІІ. Кн. 2. - СПб., 1912.-с. 176;
6. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4400, 4402-с. 198;
7. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О сударственных пенсиях в Российской Федерации» И СЗ РФ. 2000. №45. Ст. ОО, 4402-с. 205;
8. Федеральный закон РФ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»// СЗ РФ 1996.№ 27.Ст.2714. - с. 270;
9. Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О
осударственных фондах »// СЗ РФ 1998 № 19.СТ.2071. - с. 106;
10. Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. № «Об основах обязательного шального страхования» И СЗ РФ № 29.Ст 3686. - с. 68;
11. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной шальной помощи»// СЗ РФ № 29.Ст 3688. - с. 178;
12. Федеральный закон РФ от 15.12.2001.№166-ФЗ «О государственном ісионном обеспечении в РФ»//СЗ РФ.-2005.-№51.Ст.4831. - с. 78;
13. Федеральный закон РСФСР от 1990 г. «О государственных пенсиях в ФСР» - с. 54;
77 - .
14. Федеральный закон РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Собрание законодательства РФ.-2005.-52(4.1.).-Ст.4920. - с. 24;
15. Федеральный закон РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»//Собрание законодательства РФ.-2005.-№51.- CT.4832.-C. 126;
16. Федеральный закон РФ от 02.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»//Российская газета.-2006.-30 июня, - с. 13-15;
17. Федеральный закон РФ от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ « О
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» И Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст. 1943. - с. 260;
18. Федеральный закон от 04.12.2013 г. № 351-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» - с. 172;
19. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с. 58;
20. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» - с. 162;
21. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» - с. 104;
22. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» - с. 68;
23. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - с. 118;
24. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований,- 2007. - с. 156.;
25. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения .-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрист,2005.-с. 814;
26. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. - М.: Финансы и кредит, 2009. - с. 576;
27. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. - М.: Финансы и кредит, 2009.-с. 218;
28. Борисенко Н.Ю. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда России. - М.: Финансы и кредит, 2009. - с. 424;
29. Бровчак С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - с. 80;
30. Брошюра ПФР. История развития пенсионной системы в России.Музейная экспозиция. 2012 г. - с. 198;
31. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. - М.: Юркомпани, 2009. - с. 276;
32. Давыдова Е.В. Пенсионная реформа. Что нового?// Отдел кадров коммерческой организации-2013, № 11. - с. 104;
33. Денисова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-с. 352;
34. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - с. 160;
35. Зырянова К.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы. И Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №3. - с. 28;
36. Иванов Ю.В., Колесникова С.В. Организация работы отделения пенсионного фонда И Трудовое право. - 2006. - № 12. - с. 57-62;
37. Куртин А.В. О Пенсионной системе России.// Пенсионные деньги. - 2006 .-№ І.-с. 26;
38. Лермонтов Ю.М. Взносы в Пенсионный фонд РФ. - М.: Экзамен, 2009.-с. 128;
39. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа, проблемы, противоречия, перспективы. И Человек и труд. - 2006. - №12. - с. 18;
40. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8. - с. 10;
41. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды И Каротажник. - 2005. - № 1. - с. 175-180;
42. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5. - с. 77-80;
43. Муравлева Т. В. Становление и развитие пенсионной системы России. - Саратов, 2001. - с. 209;
44. Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. — М.: Самиздат, 2007. - с. 208;
45. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2007. - с. 236;
46. Система пенсионного обеспечения в России. Расчет параметров системы. - М.: Алекс, Всемирный банк, 2005. - с. 86;
47. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2009-с. 104;
48. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008. - с. 396;
49. Чернов А.С. Поговорим о пенсионной реформе// Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение, № 2,2013. - с. 123;
50. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - с. 320;
51. Журнал «Пенсия», 2 (209), 2014 г., - с. 45;
52. Журнал «Пенсия», 2 (209), 2014 г., - с. 57;
53. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - с. 12;
54. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]// ПФРФ. - http : //www .pfrf.ru (дата обращения 26.04.15 г.).
55. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - ппр ://www.pfrf.ru (дата обращения 08.04.15 г.).
56. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - http ://www.pfrf.ru (дата обращения 12.04.15 г.).
57. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - =ар ://www. pfrf.ru (дата обращения 02.05.15 г.).