Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура национальных окраин Российской Империи в XIX - начале ХХ вв. Проблемы и методические аспекты преподавания в школьном курсе истории

Работа №170492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Место темы «Культура национальных окраин Российской империи в
I - начале XX вв.» в школьном курсе истории 10
1.1. Актуальность изучения этнокультурного компонента в контексте
тенденций развития современного исторического образования 10
1.2. Тема культуры национальных окраин Российской империи XIX века -
начала ХХ века в школьных учебниках истории 14
Глава II Культура национальных окраин Российской империи в XIX - начале
II вв 23
2.1. Национальная и культурная политика Российской империи в XIX -
начале XX вв 23
2.2. Культурная жизнь национальных окраин 35
Глава III. Методы и приемы изучения темы в школьном курсе истории 48
3.1. Методические рекомендации по изучению темы в школьном курсе
истории 48
3.2. Организация внеурочной деятельности по изучению темы 51
Заключение 54
Список источников и литературы 57
Приложения 68


В наше время, когда начинают стираться границы между культурами разных стран, особенно важно помнить об уникальности наций, изучать их традиции, историю, психологию, искусство. Каждая страна — сложный организм со своим менталитетом, представлениями о себе и мире. Интересно проследить эти особенности в искусстве, в котором ярко проявляются национальные черты.
Для нас особенно интересно увидеть искусство стран, являющихся родственными России, т.к. на протяжении веков с Российской Империей они были объединены общей государственной территорией, единой историей, межкультурными связями, а сейчас являются независимыми государствами. К таковым можно отнести Украину, Польшу, Финляндию, Кавказ, Прибалтику.
На сегодняшний день в России распространены межэтнические браки, но зачастую дети таких семей знают культуру только одного из родителей, той страны, в которой проживают. На мой взгляд, необходимо знать свои корни, свою культуру, родной язык. В первую очередь, такую информацию лучше всего изучить в семье, но школа также является тем местом, которое способствует формированию интереса к культурным традициям своих предков, сограждан и одноклассников.
Также немаловажным будет воспитать в ребенке личностную компетенцию, уважительного отношения к другим национальностям, их традициям, чтобы позже научиться строить мирное, цивилизационное будущее.
Изучая вопросы культуры, учитель может способствовать формированию у школьников интереса к изучению как самой истории, так и к культуре не только русского народа, но и других национальностей, убеждений, ценностных ориентиров, основываясь на личностном осмыслении исторического опыта, патриотизма, уважения прав человека, взаимопонимания между народами. Также можно создать условия для формирования стремления к сохранению и приумножению культурного наследия всего человечества. История в современном мире воспитывает историческое сознание и дает возможность для восприятия культурных традиций всех народностей.
Не секрет, что преподавание культуры в истории является сложным вопросом. Это осложнено не только огромным массивом информации в целом, за рамками учебников и учебных пособий, но и не ориентированностью современных учебников на решение проблемы изучения культуры национальных окраин Российской Империи. Небольшое количество отведенных часов, отсутствие иллюстраций, большой объем материала также осложняет учебный процесс. Все это приводит к выводу о том, что на сегодняшний день проблема преподавания вопроса о культуре национальных окраин Российской Империи XIX - начала ХХ вв. на уроках истории остается очень значимой и острой.
Объект исследования - изучение вопроса о культуре национальных окраин Российской Империи XIX - начала ХХ вв. в системе школьного исторического образования в РФ.
Предмет исследования - приемы, методы и проблемы изучения культуры национальных окраин Российской Империи XIX - начала ХХ вв. в курсе истории в рамках основного общего образования.
Цель исследования - выявить оптимальные методические приемы по изучению культуры национальных окраин Российской Империи ХIX - начала ХХ вв. в курсе истории в основной школе
Задачи:
1) Проанализировать документы, которые обеспечивают единство образовательного пространства, для того, чтобы выявить значимость изучаемой проблемы.
2) Проанализировать школьные учебники истории для определения степени освещенности данной проблемы.
3) Изучить научно-педагогическую литературу для выявления основных сложностей преподавания темы в школьном курсе истории, а также основные подходы к ее изучению.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе тема актуальна как для изучения курса отечественной истории, так и в целом для школьного образования. Русская культура и искусство национальных окраин Российской Империи развивались в тесном взаимодействии между собой. Это способствовало их сотрудничеству, сближению в разных областях искусства, науки, литературы, а также духовному развитию народов страны.
Основной миссией для современного гражданского общества является обеспечение условий для самореализации и ценностно-смыслового самоопределения личности, за счет возможности качественного образования. Таким источником развития личности служит культурно-образовательное пространство школы, потому что педагогическая среда - система условий для творческого и личностного развития всех субъектов образовательного процесса, как педагогов, так и детей. Культурно-образовательное пространство школы предоставляет условия для формирования культуры личности ребенка, которое соответствует целям Федерального государственного образовательного стандарта.
Изучая вопросы культуры, учитель может способствовать формированию у школьников интереса к изучению как самой истории, так и к культуре не только русского народа, но и других национальностей, убеждений, ценностных ориентиров, основываясь на личностном осмыслении исторического опыта, патриотизма, уважения прав человека, взаимопонимания между народами. Также можно создать условия для формирования стремления к сохранению и приумножению культурного наследия всего человечества. История в современном мире воспитывает историческое сознание и дает возможность для восприятия культурных традиций всех народностей.
Не секрет, что преподавание культуры в истории является сложным вопросом. Оно осложнено не только огромным массивом информации в целом, за рамками учебников и учебных пособий, но и слабой ориентированностью современных учебников на решение проблемы изучения культуры национальных окраин Российской Империи.
Проблема преподавания состоит в том, что данная тема почти не изучается в школе. Основной упор в школьной программе ставится на изучение Итальянского, Французского, Английского и Немецкого искусства, а в рамках отечественной истории - российской культуры в целом. Между тем данная тема очень важна, потому что национальные окраины оказали серьезное влияние на европейскую и мировую культуру второй половины 19 - начала 20 вв., а культурное развитие изучаемого периода заняло важнейшее место в истории национальной культуры ныне независимых государств. Многие произведения искусства пользуются известностью до сих пор.
На основе анализа изучаемой темы мы делаем следующий вывод. На развитие художественной культуры на территории национальных регионов Российской Империи огромное влияние оказывали такие факторы, как взаимовлияние русской, европейской и национальной культур, вызванное резким общим культурным подъёмом в России и Европе в XIX веке; разный уровень социально-экономического развития народов, рост национального самосознания народов. Если с одной стороны, вторая четверть XIX века стала временем становления профессиональных, академических традиций в художественной культуре народов, населяющих национальные окраины Российской Империи, то с другой - за счет национальной самобытности, представленных территорий, ярко проявлялись индивидуальные черты
...


1. Генрик Сенкевич «Янко-музыкант» 1880г. URL: https://online- knigi.com/page/24487
2. Генрик Сенкевич «Крестоносцы» 1900г. URL: https://iknigi.net/avtor- genrik-senkevich/64541-krestonoscy-genrik-senkevich/read/page-1.html
3. Эйно Лейно «Мартовский сборник» 1896г. URL:
https://bookscafe.net/read/leyno eyno-mir snovideniy-237614.html#p3
4. Простая жизнь : [Повесть]; Рассказы; Ребро Адама / Мария Йотуни. - М. : Худож. лит., 1979. - 598 с.
5. Йоханнес Линнанкоски «Песнь об огненно-красном цветке» URL: https://www.litmir.me/br/?b=172766&p=1
6. Красная черта [Текст] : [Повесть] / Илмари Кианто. Пирттипохья и ее обитатели. Сверхумный. Воскресший из мертвых : [Повести] : Пер. с фин. / Майю Лассила ; [Предисл., с. 5-36, и примеч. Э.Г. Карху ; Худож. Х. Тайна]. - Москва : Худож. лит., 1978. - 527 с.
7. Путкинотко : Картинки о ленивом мелком спекулянте и непутевом чудаке / Йоэл Лехтонен; [Пер. с фин. А. Хальямаа; Авт. послесл. Р. Таркка]. - Таллинн : Ээсти раамат, 1986. - 318 с.
8. Беглецы [Текст] : Роман / Иоганнес Линнанкоски ; Пер. Г. И. Гордона. - Ленинград ; Москва : Петроград, [1927]. - 96 с.
9. Майю Лассила «За спичками» 1910г. URL: https://www.litmir.me/br/?b=37090&p=1
10. Майю Лассила «Воскресший из мертвых» URL: https ://bookzip.ru/reader/5909/
11. Иван Котляревский «Энеида» URL: https://www.litmir.me/br/?b=175370&p=1
12. Иван Котляревский «Москаль-Чарiвник» URL: https://www.litmir.me/br/?b=231836&p=1
13. Иван Котляревский «Наталка Полтавка» URL: https://www.litmir.me/br/?b=94805&p=1
14. Петр Гулак-Артемовский «Пан и собака» URL: http://az.lib.ru/a/artemowskijgulak p p/text 1816 pan i sobaka oldorfo.shtml
15. Петр Гулак-Артемовский «Рибалка» URL: https://www.ukrlib.com.ua/books/printit.php?tid=2414
... всего 77 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ