Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурно-исторический анализ развития знаний об аутизме в России и за рубежом

Работа №170486

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты становления и развития знаний об аутизме в мировой науке 8
1.1. Понятие аутизма в научной литературе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика феномена
аутизма 12
1.3. Причины и факторы возникновения аутизма 22
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Культурно-исторический анализ развития знаний об аутизме за рубежом 35
2.1. Ретроспективный анализ зарубежных научных источников 35
2.2. Обзор современных исследований феномена аутизма в зарубежной
науке 45
2.3. Зарубежная практика реабилитации лиц с аутизмом 72
Выводы по второй главе 84
Глава 3. Культурно-исторический анализ развития знаний об аутизме в
России 86
3.1. Появление и развитие знаний об аутизме в России 86
3.2. Обзор современных исследований феномена аутизма в
отечественной науке 91
3.3. Российские программы обучения и специального сопровождения
лиц с аутизмом 103
Выводы по третьей главе 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125


Актуальность исследования. На сегодняшний день, по разным
данным, в России насчитывается около 2 млн. детей с особенностями развития (8 % от общего числа детей). Особенно быстро растёт количество детей с расстройствами аутистического спектра. Многочисленные научные исследования подтверждают тот факт, все дети с аутизмом имеют особенности социализации, что проявляется и в повседневной их жизни в семейной среде, и, особенно, при нахождении в образовательных учреждениях. Такие дети плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не могут самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме жизнедеятельности. Это часто ставит аутичного ребёнка под угрозу эмоционального срыва и хронической дезадаптации.
Разнообразие проявлений аутистических расстройств обусловливает разнообразие вариантов прогноза дальнейшего развития самого ребёнка в онтогенезе и степень его успешности в социуме. Очевидно, что прогноз будет максимально благоприятным в том случае, если с самого раннего детства ребёнок с аутизмом обеспечен полноценной поддержкой. Полноценная поддержка предполагает комплексный подход к сопровождению процесса развития ребёнка с аутизмом, который, помимо ранней диагностики и точечной коррекции, подразумевает создание условий для включения ребёнка с нарушениями в развитии в социальное пространство здоровых людей и благополучной адаптации в нём.
Во всём мире, в том числе в России, существует множество различных организаций, занимающихся поддержкой и сопровождением детей с аутизмом, однако их деятельность не решает проблему социализации детей с РАС в тех масштабах, в которых того требует распространённость аутистических расстройств.
Анализ исследований и публикаций по изучаемой проблематике показывает, что в трудах отечественных (О.С. Никольской, Е. Р. Баенской, В.М. Башиной, К. С. Лебединской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг, С.С. Мнухина) и зарубежных учёных (L. Kanner, H. Asperger., M. Varnock, V. Lewis, M. Rutter, E. Newson, R. Ноbsоn, C. Gillberg) подробно раскрыты предполагаемая этиология и патогенез РАС, особенности познавательной, коммуникативной, речевой, двигательной сфер рассматриваемой категории детей. Необходимость специальной помощи детям с аутизмом для освоения ими навыков общения и социального взаимодействия убедительно доказана в работах О.С. Никольской, Н.Б. Лаврентьевой, S. Ozonoff, J.M.A. Roberts.
В трудах К. Гилберта, И.А. Костин, О.С. Никольской, Т. Питерса, K. Dahle, N. Humphrey и многих других исследователей имеются многочисленные указания на то, что детям с РАС, в силу их познавательных, коммуникативных и поведенческих особенностей, как правило, предлагается индивидуальная, надомная, семейная или дистанционная формы обучения, что, безусловно, создаёт условия искусственной изоляции, усугубляющие и без того изолированное от общества в целом положение самого ребёнка и его семьи.
В зарубежной науке усиливается интерес к изучению процессов обучения и социализации детей с РАС в общеобразовательных учреждениях (B. Haller, P. Shattuck). Особое внимание уделяется вопросам оценки эффективности инклюзивного обучения детей с РАС, которые пока изучены в недостаточной мере, на что в своих работах указывают K.L Hess, J.M. Sansosti.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день аутизм является широко распространённым психическим расстройством, которое проявляется в раннем детстве и, в большинстве случаев, имеет отдалённые последствия. Понятие аутизм - очень широкое, оно объединяет разнообразные виды расстройств со сходным патогенезом, включённые в МКБ-10 в раздел «Общие расстройства психологического развития», и в последние годы стало именоваться неофициальным понятием «расстройства аутистического спектра».
В настоящем исследовании в качестве рабочего определения использовалась трактовка термина «аутизм», зафиксированная в МКБ-10: «Аутизм - это тип общего расстройства развития, который определяется наличием аномального и/или нарушенного развития, проявляющегося в возрасте до трех лет, а также аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения».
Клинико-психолого-педагогическая характеристика аутизма складывается из проявлений так называемой «триады нарушений», компонентами которой являются нарушения в социальной сфере, в коммуникативной сфере и аномалии в развитии воображения. В качестве дополнительных признаков аутизма выступают ярко выраженные стереотипии, наличие в поведении нефункциональных ритуалов.
Многочисленные исследования зарубежных и отечественных исследователей показали, что специфика аутизма заключается, главным образом, в нарушенной способности к установлению эмоционального контакта и болезненной склонности к сохранению постоянства окружающей среды. В число вторичных признаков аутизма входят: нарушение языкового развития; отсутствие зрительного контакта; специфические реакции на сенсорные раздражители; трудности в моторной сфере и подражании; избирательность в еде; одарённость какой-то конкретной (узкой) области; общие и специфические аномалии в физическом/физиологическом развитии.
В возникновении аутизма играют роль самые разнообразные факторы: генетические, соматогенные, психогенные, социогенные. В зависимости от патогенеза, развивается так или иная форма аутистического расстройства, коррекция которой осуществляется в соответствии со структурой и спецификой дефекта.
Традиционно история развития учения об аутизме подразделяется на четыре этапа: донозологический, доканнеровский, каннеровский и послеканнеровский. В то же время количество и содержание публикаций современных зарубежных исследователей даёт основание для выделения пятого - современного - этапа в периодизации развития учения об аутизме.
Наибольшие доли научных изысканий современных учёных приходятся на исследования причин аутизма и факторов риска возникновения этого заболевания, сопутствующих проблем и расстройств, вопросы дифференциальной диагностики.
Анализ практики реабилитации лиц с аутизмом за рубежом показывает, что наиболее активно эта деятельность осуществляется в США, где постоянно разрабатываются программы социализации аутистов, апробируются комплексные и частные методики обучения детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. В странах Западной Европы такая деятельность осуществляется менее активно, однако в последние годы проблеме потребностей и возможностей лиц с аутизмом в странах Евросоюза уделяется всё больше внимания. Это связано, в первую очередь, с постоянно увеличивающейся частотой постановки диагноза «РАС».
...


1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / пер. с англ. Д. В. Ермолаева. - M.: Теревинф, 2006.
2. Аутизм // Антропологический толковый словарь. [электронный
ресурс] Режим доступа:
https://znachenie-slova.ru/%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0 %BC
3. Аутизм // Дефектология. Словарь-справочник. [электронный
ресурс] Режим доступа:
https://znachenie-slova.ru/%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0 %BC
4. Аутичный ребенок: пути помощи [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0081/2 0081-1.shtml.
5. Баенская Е.Р. Основное направление и содержание ранней коррекционной помощи детям с аутизмом // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. М., 2014. С. 21-22.
6. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом: Дис. ... канд. психол. Наук. М., 2000. 148 с.
7. Башина В. М. Ранний детский аутизм //Исцеление: Альманах. М., 1993.С. 154-165.
8. Башина В.М. Аутизм в детстве. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/53979261/
9. Башина В.М. Аффективные расстройства (синдромы) в клинике шизофрении у детей // Журн. невропатол. И психиатр. 1981. Т. 81, вып. 10. С. 1514-1518.
10. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журн. невропатол. и психиатр. 1974. Т. 74, вып. 10. С. 1538-1542.
11. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения / В.М. Башина. - М., 1980. С. 33.
12. Башина В.М., Пивоварова Г.Н. Синдром аутизма у детей // Журн. невропатол. и психиатр. 1970. Т. 70, вып. 6 С. 941-943.
13. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям некоторых форм аномального поведения у детей в круге шизофренических дизонтогений // В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков: Тр. Московского НИИ психиатрии и Ленинградского НИ неврологического ин-та им. Бехтерева. М., 1981 С. 89-93.
14. Башина В.М., Симашкова Н.В. Особенности ранней детской шизофрении, протекающей с астеноадинамическими, адинамическими и афективно-кататоническими приступами //Журн. невропатол. и психиатр. 1989. Т. 89, вып. 1. С. 73-79.
15. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Фонд «Мир»; Академический проект, 2013.
... всего 177 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ