Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗе

Работа №170484

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА 5
1.1. Типология и факторы, влияющие на развитие стресса 5
1.2. Механизмы регуляции психологического стресса 7
1.3. Стресс: исследуемый разными авторами, факторы влияющие на него .. 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 26
2.1. Диагностика учебного стресса по методике Ю.В. Щербатых 26
2.2. Анализ результатов диагностики 26
2.3. Программа профилактики стресса студентов 41
2.4. Рекомендации профилактики учебного стресса студентов 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Сегодня стресс определяется как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Довольно часто у многих людей обучение в вузе ассоциируется со студенческими движениями и весельем. Многим студенческая жизнь кажется беззаботной, для других это изменения, к которым нужно приспособится. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям, но они могут быть и взрослыми, когда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, переработке и применении знаний), что препятствует академической успеваемости, и, следовательно, создаёт дискомфорт и ухудшает настроение, в результате чего общий стресс усиливается. Благоприятными факторами успешного обучения студента являются общее состояние здоровья, финансовое благополучие, семейные обстоятельства, самоорганизация, мотив обучения в высшем учебном заведении, форма обучения, плата за обучения, психологические особенности студента и другие факторы.
Так одни студенты выполняют задания великолепно и решение трудностей усиливает в студенте уверенность в себе, в то время как другая часть студентов, сталкиваясь с новыми трудностями, чувствует снижение активности и потерю интереса к учебной деятельности.
Актуальность исследования: На сегодняшний день учебный стресс является основной причиной, вызывающей психическое напряжение студентов в высших учебных заведениях, что может привести к проблемам с сердечно-сосудистой системой и психическим нарушениям. А также в настоящее время, то есть в условиях экономического кризиса, когда ухудшаются финансовые возможности населения, а особенно студентов, выросла потребность в изучении методов борьбы со стрессом.
Обоснование приводятся в работах Г. Селье, Р. Лазаруса, Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева- Смыка, У. Кэннона, Р.С. Немова, Д. Маерса, А.Г. Маклакова и других авторов.
Объект исследования: стресс студентов вуза.
Предмет исследования: особенности проявления учебного стресса студентов вуза.
Цель: выявление особенностей психологического проявления стресса у студентов в период обучения.
Гипотеза: можно предположить, что у студентов 1-2 курсов в процессе обучения в высшем учебном заведении проявление учебного стресса характеризуется: высокой учебной нагрузкой, ощущением беспомощности, эмоциональным возбуждением, плохой концентрацией внимания, улетучивания мыслей.
У студентов 3-4 курсов: высокой учебной нагрузкой, страхом, плохим настроением, эмоциональным возбуждением, улетучиванием мыслей, ощущение беспомощности.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию сущности учебного стресса и определить факторы, влияющие на его проявление;
2. Исследовать особенности проявления учебного стресса студентов вуза;
3. Разработать рекомендации для студентов по профилактике и снижения учебного стресса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в нашей работе, мы рассматривали учебный стресс и исследовали среди студентов бакалавриата с 1 по 4 курс.
Учебный стресс - разновидность обычного стресса, появляется в результате деятельности, имеющей отношение к телу, интеллекту, эмоциям учащегося.
Также рассмотрели теоретический подход к пониманию сущности учебного стресса, определили его сущность, механизмы и факторы, влияющие на учебный стресс студентов, обучающиеся в высших учебных заведениях. Также проанализированы и рассмотрели необходимый нам понятийный аппарат для определения сущности учебного стресса.
Проведя исследование по данной теме были выбраны студенты, обучающихся на бакалавриате и разделены на две группы: начальные (1-2) и последние (3-4) курсы. В ходе исследования было выявлено, что студенты 1¬2 курса испытывают стресс от большой учебной нагрузки и сложности учебников. Популярные способы снятия стресса - сон и интернет. У студентов 3-4 курсов появляется нежелание учиться и, следовательно, появляется страх перед будущим. Популярным способом снятия стресса является сон и общение с друзьями. По ходу исследования была разработана программа по снижению и профилактики учебного стресса студентов. Программа состоит из 4 этапов включающая: диагностику, лекции о подготовки к экзаменам и организации своего отдыха, семинар включающий разработку своих личных упражнений и рекомендаций и повторная диагностика.
Также разработан комплекс упражнений, помогающий снизить стресс в период обучения. Для повышения эффективности учебной деятельности студентов рекомендуется: планировать своё рабочее и свободное время, использовать физические упражнения и психологические упражнения.


1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии /В.А. Абабков. М.: М. Перре; СПб.: Речь, 2004. 166 с.
2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМА, 2009. 86 с.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004. 147 с.
4. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. 2011. №1 С. 100-111.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
6. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: Автореферат Дис. на соискание ученой степени д-ра психол. наук. Томск. 2008. 25 с.
7. Бушурова В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза. Вестник ЛГУ, 1985. №27. С. 119-120.
8. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. М.: 1983. С. 35-54.
9. Василенко Е.А. Особенности социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях экологического неблагополучия: Дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. СПб.: 2009. 230 с.
10. Величковская С.Б. Особенности развития учебного стресса у студентов разных специальностей // Вестник МГЛУ. 2014. №16 (702).
[электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- razvitiya-uchebnogo-stressa-u-studentov-raznyh-spetsialnostey(дата обращения: 17.05.2017).
11. Вязовец Н.В. Психофизиологическое состояние студентов с высоким уровнем тревожности в процессе обучения // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Новосибирск, 1983. С. 18 -19.
12. Голованевская В.И. Факторы предпочтения стратегий совладания: Автореф. Дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук М.: 2006. 26 с.
13. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: Дис. Д-ра психол. Наук. М.: 2013. 46 с.
14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: М.: Политиздат, 2017. 319 с.
15. Гринберг Д.С. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. 496 с....(47)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ