Качественное развитие современной авиации, введение в эксплуатацию новых воздушных судов, расширение сфер их применения, а также увеличение количества и продолжительности перелетов поднимают планку требований к метеорологическому обеспечению и к достоверности прогнозов погоды для авиации.
Одним из факторов, наиболее сильно влияющих на работу аэродрома, является туман. Наличие тумана сопровождется резким ухудшением видимости на взлетно-посадочной полосе и в районе аэродрома. Туман делает взлет или посадку самолета крайне затруднительными и небезопасными. Нередко продолжительное нахождение тумана на аэродроме приводит к его закрытию. Отметим, что степень влияния тумана на работу авиации максимальна. Перед посадкой или взлетом самолета в условиях плохой видимости, нужно провести целый ряд процедур, обеспечивающих безопасность данной операции. Важно то, что возникновение тумана оказывает крайнее негативное влияния на работу аэродрома. Поэтому необходимо решать задачу прогнозирования данного явления.
Для обеспечения безопасности полетов нужно осуществлять постоянный мониторинг метеоусловий и устанавливать степень их влияния на качество полетов. Прогнозирование — это важный элемент подготовки, который позволяет повысить безопасность и эффективность авиасообщения.
Целью данной работы является анализ туманов в районе аэродрома Петропавловск-Камчатский для повышения надежности их прогнозов. Мы рассмотрим статистические данные о туманах за период с 2018 по 2022 годы и разработаем рекомендации по их прогнозированию.
В первой главе диплома рассматриваются условия образования туманов. В неё же включена классификация туманов, а также основные процессы, приводящие к их образованию. Описаны синоптические условия образования туманов, их влияние на полёт воздушных судов в аэропорту Петропавловск- Камчатский.
Во второй главе приведена краткая физико-географическая и климатическая характеристика аэропорта Петропавловск-Камчатский.
В третьей главе проведен анализ режима туманов в районе аэродрома Петропавловск-Камчатский и рассчитаны климатические показатели туманов. Даны рекомендации для расчета минимальной температуры на ночь и температуры туманообразования в тёплый период года.
В данной работе сделаны расчёты климатических характеристик на основе обобщения результатов регулярных инструментальных метеорологических наблюдений за период 2018-2022гг., в аэропорту Петропавловск-Камчатский.
Разработаны некоторые практические рекомендации по прогнозированию туманов в районе аэропорта Петропавловск-Камчатский.
Все материалы иллюстрированы таблицами и графиками.
В годовом ходе туманов максимум их повторяемости приходится на тёплый период. Так, на период с мая по август приходится более 80% всех случаев с туманом. Наибольшее число случаев с туманом отмечается в июле - 32,8%. За десятилетний период в январе и ноябре за весь имеющийся ряд наблюдений отмечалось не более одного раза случая тумана.
В суточном ходе максимум повторяемости туманов около 70% на период от 3 до 9 часов, особенно перед восходом солнца.
В июле месяце с наибольшим количеством случаев с туманами составило около 6 часов, максимальная непрерывная продолжительность тумана составила 10,5 часов.
Туманы обычно возникают при разнице температуры воздуха и точки росы, чаще всего в 67% случаев.
Перед появлением туманов и при туманах наблюдаются, как правило, слабые ветры, скорость которых в 97% случаев не превышает 0-2 метра в секунду, и в отдельных ситуациях 4-5 метров в секунду.
Все разнообразие синоптических процессов благоприятствующих образованию туманов, связанно с 5 типовыми ситуациями.
Максимальная повторяемость туманов 33% отмечается при малоградиентном поле повышенного давления и в западной периферии северотихоокеанского максимума составило 24%.
Данные, полученные в результате анализа, позволяют сделать вывод, что для повышения надёжности прогнозов и совершенствования методов прогноза необходимо иметь данные о целом ряде метеорологических величин и параметров. Это повысит безопасность, регулярность и эффективность полётов.
1. Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации. Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.
2. Богаткин О.Г., Еникеева В.Д. “Анализ и прогноз погоды для авиации” - СПб: Гидрометеоиздат, 1992 - 107с.
3. Зверев А.С. “Синоптическая метеорология” - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1967 - 547 с.
4. Матвеев Л.Т. “Физика атмосферы” - СПб: Гидрометеоиздат, 2000 - 630 с.
5. Белоусов С.Л., Васильев А.А., Вельтищев Н.Ф., Леонов Н.Г., Мерцалов А.Н., Успенский Б.Д. “Руководство по краткосрочным прогнозам погоды”, Часть 1 - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986-481 с.
6. Воробьёв В.И. “Практикум по синоптической метеорологии” - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1983 - 190 с.
7. “Архивные данные метеорологических наблюдений: АМСГ Елизово за 2018-2022 гг.
8. Воробьёв В.И. “Синоптическая метеорология” - Ленинград:
Гидрометеоиздат, 1991 - 616 с.
9. “Наставление по метеорологическому обеспечению авиации России” - Москва: Роскомгидромет - министерство транспорта России, 1995 - 15 с.
10. “Климатический справочник СССР”, выпуск 21, часть 2,4,5 - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1978.
11. Княжевская С.Я. “Условия возникновения туманов в районе АМЗГ Петропавловск”. “Сборник работ Петропавловской ГМО” вып. 1: Магадан - 1971.