ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО
В ОБЛАСТИ РАННЕГО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЯ 13
1.1. Сущность и организация ранней профориентации детей в ДОО 13
1.2. Взаимодействие с социальными партнерами как направление работы ДОО 25
1.3. Управление взаимодействием ДОО с социальными партнёрами 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ 38
2.1. Анализ организации взаимодействия ДОО с социальными партнерами в
области ранней профориентации на констатирующем этапе 38
2.2. Модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области
ранней профориентации 41
2.3. Компоненты управления взаимодействием ДОО с социальными
партнёрами 48
2.4. Организация взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области
ранней профориентации 58
2.5. Анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами на контрольном
этапе исследования 63
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО
В ОБЛАСТИ РАННЕГО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЯ 13
1.1. Сущность и организация ранней профориентации детей в ДОО 13
1.2. Взаимодействие с социальными партнерами как направление работы ДОО 25
1.3. Управление взаимодействием ДОО с социальными партнёрами 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ 38
2.1. Анализ организации взаимодействия ДОО с социальными партнерами в
области ранней профориентации на констатирующем этапе 38
2.2. Модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области
ранней профориентации 41
2.3. Компоненты управления взаимодействием ДОО с социальными
партнёрами 48
2.4. Организация взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области
ранней профориентации 58
2.5. Анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами на контрольном
этапе исследования 63
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Настоящая магистерская диссертация посвящена вопросу организации взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) с социальными партнерами в области раннего профессионального ориентирования.
Актуальность исследования. По справедливому замечанию Т.В. Сытовой, Е.В. Мороденко, «одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема выбора профессии, которая обеспечивала бы профессиональный рост и материальный достаток человека. Однако зачастую она решается под влиянием настроения, давления родителей и общественного мнения. Выбирая профессию, надо учитывать не только уровень заработной платы, легкость в трудоустройстве и место в иерархии профессий, но и личные способности, задатки, интерес к будущей профессии и тип нервной системы» [88]. В связи с этим возникает необходимость в организации на базе образовательных учреждений активной профориентационной работы, под которой понимается комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства человека в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
При этом важно отметить, что, согласно Постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 [74] профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций, т.е. должна проводиться уже на начальном этапе образования.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный социальный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации, что впоследствии значительно облегчает им выбор своего жизненного пути. Именно в детском саду воспитанники не только знакомятся с профессиями, но и начинают сами «примерять» их на себя в процессе игровой деятельности.
Данную точку зрения разделяет и известный отечественный психолог Э.Ф. Зеер, отмечая в своих работах, что «дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания» [39, с. 102].
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована также и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [91]. Так, один из отраженных в нем аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Следовательно, задача руководства ДОО - организовать условия воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы они максимально полно способствовали развитию у дошкольников раннего профессионального самоопределения.
Тем не менее, несмотря на важность профессиональной ориентации на этапе дошкольного образования, в настоящее время практически отсутствуют какие-либо методические разработки в данной области. Так, если профориентационной работе среди старших школьников посвящено множество исследований и методических программ, то данный вопрос в рамках дошкольного образования остается практически без внимания исследователей.
Здесь важно отметить, что в рамках решения вопроса интеллектуального развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов формирования у детей представлений о труде взрослых. В частности, данной проблеме посвящены работы таких исследователей, как Е.А.Климов [46], О.Л. Лукьянова [60], В.Д. Симоненко [71], В.И. Блинов [76], Е.И. Рогов [80], Л.Н. Старикова [86], С.Н. Чистякова [94] и других. Тем не менее, основная часть проведенных исследований была направлена на овладение ребенком трудовыми навыками, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности.
Таким образом, тенденции современного профессионального определения детей дошкольного возраста позволили сформулировать следующие противоречия:
- между объективной потребностью современного общества в профессиональном ориентировании детей и существующей практикой дошкольного образования;
- между потребностью практики современного образования в организации и методическом обеспечении профессионального ориентирования дошкольников и его недостаточной разработанностью.
Выделенные противоречия, недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса в психолого-педагогической литературе и его большое практическое значение позволили сформулировать проблему исследования: каковы целевые, содержательные и организационные компоненты методической работы, направленные на повышение результативности взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Организация взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирования».
Цель исследования - обосновать, разработать и апробировать модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирования.
Объект исследования - взаимодействие ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Предмет исследования - модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации будет результативным, если будет создана модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами, включающая такие компоненты: социальный заказ, субъекты взаимодействия, а также целевой, содержательный, организационно- деятельностный, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и организацию ранней профориентации детей в ДОО;
2. Охарактеризовать специфику взаимодействия с социальными партнерами как направление работы ДОО;
3. Рассмотреть особенности управления взаимодействием ДОО с социальными партнёрами;
4. Провести анализ организации взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации на констатирующем этапе;
5. Разработать модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации;
6. Подобрать компоненты управления взаимодействием ДОО с
социальными партнёрами;
7. Представить результаты организации взаимодействия ДОО с
социальными партнерами в области ранней профориентации;
8. Провести анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами на контрольном этапе исследования.
Методы исследования определялись в соответствии с задачами исследования и проверки гипотезы: теоретические методы (анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и сравнение), эмпирические методы (анкетирование, анализ документов, опыта работы педагогов, экспертные оценки) и статистические методы.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-теоретический, в процессе которого был осуществлен теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, определена степень ее разработанности в научной литературе, определен понятийный аппарат и составлена программа исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный, в ходе которого проведены констатирующий и формирующий этапы эмпирического исследования, разработана и апробирована модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации дошкольников.
Третий этап - обобщающий, в процессе которого были подведены итоги практической работы, осуществлен анализ результатов исследования, уточнены теоретические выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке модели взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области профессионального ориентирования детей дошкольного возраста.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что здесь разработана и апробирована модель методического обеспечения по взаимодействию ДОО с социальными партнерами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы автора с коллективом педагогов дошкольного образовательного учреждения ХХХ города Лесосибирска. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования» и представлены на Ш Международной научно - практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» в научной работе «Проблемы раннего профориентирования в ДОО», III Международном научно - исследовательском конкурсе «Молодой ученый» в научной работе «Анализ уровня развития педагогических компетенций в области профессиональной ориентации дошкольников».
Настоящая работа состоит из введения, где определены актуальность исследования, его предмет и объект, гипотеза и методы; основной части, включающей две главы: теоретическую и практическую; заключения, в котором представлены основные выводы исследования; списка использованных источников и приложения
Актуальность исследования. По справедливому замечанию Т.В. Сытовой, Е.В. Мороденко, «одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема выбора профессии, которая обеспечивала бы профессиональный рост и материальный достаток человека. Однако зачастую она решается под влиянием настроения, давления родителей и общественного мнения. Выбирая профессию, надо учитывать не только уровень заработной платы, легкость в трудоустройстве и место в иерархии профессий, но и личные способности, задатки, интерес к будущей профессии и тип нервной системы» [88]. В связи с этим возникает необходимость в организации на базе образовательных учреждений активной профориентационной работы, под которой понимается комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства человека в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
При этом важно отметить, что, согласно Постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 [74] профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций, т.е. должна проводиться уже на начальном этапе образования.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный социальный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации, что впоследствии значительно облегчает им выбор своего жизненного пути. Именно в детском саду воспитанники не только знакомятся с профессиями, но и начинают сами «примерять» их на себя в процессе игровой деятельности.
Данную точку зрения разделяет и известный отечественный психолог Э.Ф. Зеер, отмечая в своих работах, что «дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания» [39, с. 102].
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована также и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [91]. Так, один из отраженных в нем аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Следовательно, задача руководства ДОО - организовать условия воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы они максимально полно способствовали развитию у дошкольников раннего профессионального самоопределения.
Тем не менее, несмотря на важность профессиональной ориентации на этапе дошкольного образования, в настоящее время практически отсутствуют какие-либо методические разработки в данной области. Так, если профориентационной работе среди старших школьников посвящено множество исследований и методических программ, то данный вопрос в рамках дошкольного образования остается практически без внимания исследователей.
Здесь важно отметить, что в рамках решения вопроса интеллектуального развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов формирования у детей представлений о труде взрослых. В частности, данной проблеме посвящены работы таких исследователей, как Е.А.Климов [46], О.Л. Лукьянова [60], В.Д. Симоненко [71], В.И. Блинов [76], Е.И. Рогов [80], Л.Н. Старикова [86], С.Н. Чистякова [94] и других. Тем не менее, основная часть проведенных исследований была направлена на овладение ребенком трудовыми навыками, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности.
Таким образом, тенденции современного профессионального определения детей дошкольного возраста позволили сформулировать следующие противоречия:
- между объективной потребностью современного общества в профессиональном ориентировании детей и существующей практикой дошкольного образования;
- между потребностью практики современного образования в организации и методическом обеспечении профессионального ориентирования дошкольников и его недостаточной разработанностью.
Выделенные противоречия, недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса в психолого-педагогической литературе и его большое практическое значение позволили сформулировать проблему исследования: каковы целевые, содержательные и организационные компоненты методической работы, направленные на повышение результативности взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Организация взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирования».
Цель исследования - обосновать, разработать и апробировать модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирования.
Объект исследования - взаимодействие ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Предмет исследования - модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации будет результативным, если будет создана модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами, включающая такие компоненты: социальный заказ, субъекты взаимодействия, а также целевой, содержательный, организационно- деятельностный, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и организацию ранней профориентации детей в ДОО;
2. Охарактеризовать специфику взаимодействия с социальными партнерами как направление работы ДОО;
3. Рассмотреть особенности управления взаимодействием ДОО с социальными партнёрами;
4. Провести анализ организации взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации на констатирующем этапе;
5. Разработать модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации;
6. Подобрать компоненты управления взаимодействием ДОО с
социальными партнёрами;
7. Представить результаты организации взаимодействия ДОО с
социальными партнерами в области ранней профориентации;
8. Провести анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами на контрольном этапе исследования.
Методы исследования определялись в соответствии с задачами исследования и проверки гипотезы: теоретические методы (анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и сравнение), эмпирические методы (анкетирование, анализ документов, опыта работы педагогов, экспертные оценки) и статистические методы.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-теоретический, в процессе которого был осуществлен теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, определена степень ее разработанности в научной литературе, определен понятийный аппарат и составлена программа исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный, в ходе которого проведены констатирующий и формирующий этапы эмпирического исследования, разработана и апробирована модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области ранней профориентации дошкольников.
Третий этап - обобщающий, в процессе которого были подведены итоги практической работы, осуществлен анализ результатов исследования, уточнены теоретические выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке модели взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области профессионального ориентирования детей дошкольного возраста.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что здесь разработана и апробирована модель методического обеспечения по взаимодействию ДОО с социальными партнерами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы автора с коллективом педагогов дошкольного образовательного учреждения ХХХ города Лесосибирска. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования» и представлены на Ш Международной научно - практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» в научной работе «Проблемы раннего профориентирования в ДОО», III Международном научно - исследовательском конкурсе «Молодой ученый» в научной работе «Анализ уровня развития педагогических компетенций в области профессиональной ориентации дошкольников».
Настоящая работа состоит из введения, где определены актуальность исследования, его предмет и объект, гипотеза и методы; основной части, включающей две главы: теоретическую и практическую; заключения, в котором представлены основные выводы исследования; списка использованных источников и приложения
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Как правило, профориентация начинается лишь в средних и старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, так как перечень предлагаемых профессий мал, знания о них незначительны и даются разрозненно, бессистемно, в малых объемах и не создают целостной картины. Скрытые возможности профориентации можно выявить уже на этапе дошкольного детства.
На сегодняшний день, исходя из реалий современной действительности, одним из наиболее действенных методов профессиональной ориентации детей и формирования у них профессионального самоопределения является взаимодействие ДОО с социальными партнёрами, которое заключается в совместной разработке решений ДОО и организаций-партнёров в рассматриваемом вопросе, а также сбалансированность взаимной ответственности в нем.
Для того, чтобы взаимодействие ДОО с социальными партнёрами было реализовано максимально эффективно, необходимо, чтобы оно нашло определенную методическую поддержку со стороны администрации ДОО, т.е. в образовательной организации должна быть сформирована определенная модель методической работы по взаимодействию ДОО с социальными партнерами. Данная модель должна включать в себя такие компоненты, как: анализ, планирование, реализация, рефлексия.
Для того чтобы понять, каким образом эффективно организовать взаимодействие дошкольной образовательной организации с социальными партнерами по вопросам ранней профориентации воспитанников, был проведен анализ существующей системы работы в данной области. Для этого, во-первых, был проведен анализ организационной работы и системы управления в ДОО в области профессионального самоопределения дошкольников и выявлены наиболее действенные направления в данной области, во-вторых, проведен анализ актуального состояния взаимодействия детского сада с субъектами социально пространства города.
По мнению и опрошенных педагогов, и самого автора, одним из наиболее действенных методов профессионального ориентирования дошкольников может служить социальное партнёрство между дошкольной образовательной организацией и предприятиями города, в которых работают представители различных специальностей. И в этом аспекте представляется чрезвычайно важным организовать процесс управления в самой дошкольной организации так, чтобы данное взаимодействие было возможным.
Однако, как показал экспертный анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирвания, практические все критерии эффективности данной работы, выделенные как О.А. Милькевич, так и непосредственно нами представлены на нулевом или низком уровне (исключая лишь такие критерии, как «содержательное единство» и «управляемость»).
В связи с этим была разработана и апробирована модель методической работы по взаимодействию ДОО с социальными партнерами, включающая в себя компоненты анализа, планирования, реализации рефлексии. В рамках реализации данной модели были заключены партнерские соглашения с несколькими организациями города Лесосибирска, оказывающими разные виды услуг населению, с целью формирования у детей раннего профессионального ориентирования.
Исследование, проведенное на контрольном этапе, показало, что практически все критерии эффективности взаимодействия ДОО с социальными партнерами оценены и представителями ДОО, и представителями организаций-партнеров на высоком уровне.
Кроме того, при общении с педагогами ДОО им предлагалось ответить на вопрос: «Заметили ли вы положительную динамику в профессиональном самоопределении Ваших воспитанников после реализации программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами?». Анализ ответов респондентов показал, что абсолютное большинство опрошенных педагогов (57,14%) отметило положительную динамику в профессиональном самоопределении своих воспитанников после реализации разработанной программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Проведенный расчет критерия Фишера также показал, что эмпирическое значение критерия ф* находится в зоне значимости.
Как правило, профориентация начинается лишь в средних и старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, так как перечень предлагаемых профессий мал, знания о них незначительны и даются разрозненно, бессистемно, в малых объемах и не создают целостной картины. Скрытые возможности профориентации можно выявить уже на этапе дошкольного детства.
На сегодняшний день, исходя из реалий современной действительности, одним из наиболее действенных методов профессиональной ориентации детей и формирования у них профессионального самоопределения является взаимодействие ДОО с социальными партнёрами, которое заключается в совместной разработке решений ДОО и организаций-партнёров в рассматриваемом вопросе, а также сбалансированность взаимной ответственности в нем.
Для того, чтобы взаимодействие ДОО с социальными партнёрами было реализовано максимально эффективно, необходимо, чтобы оно нашло определенную методическую поддержку со стороны администрации ДОО, т.е. в образовательной организации должна быть сформирована определенная модель методической работы по взаимодействию ДОО с социальными партнерами. Данная модель должна включать в себя такие компоненты, как: анализ, планирование, реализация, рефлексия.
Для того чтобы понять, каким образом эффективно организовать взаимодействие дошкольной образовательной организации с социальными партнерами по вопросам ранней профориентации воспитанников, был проведен анализ существующей системы работы в данной области. Для этого, во-первых, был проведен анализ организационной работы и системы управления в ДОО в области профессионального самоопределения дошкольников и выявлены наиболее действенные направления в данной области, во-вторых, проведен анализ актуального состояния взаимодействия детского сада с субъектами социально пространства города.
По мнению и опрошенных педагогов, и самого автора, одним из наиболее действенных методов профессионального ориентирования дошкольников может служить социальное партнёрство между дошкольной образовательной организацией и предприятиями города, в которых работают представители различных специальностей. И в этом аспекте представляется чрезвычайно важным организовать процесс управления в самой дошкольной организации так, чтобы данное взаимодействие было возможным.
Однако, как показал экспертный анализ взаимодействия ДОО с социальными партнерами в области раннего профориентирвания, практические все критерии эффективности данной работы, выделенные как О.А. Милькевич, так и непосредственно нами представлены на нулевом или низком уровне (исключая лишь такие критерии, как «содержательное единство» и «управляемость»).
В связи с этим была разработана и апробирована модель методической работы по взаимодействию ДОО с социальными партнерами, включающая в себя компоненты анализа, планирования, реализации рефлексии. В рамках реализации данной модели были заключены партнерские соглашения с несколькими организациями города Лесосибирска, оказывающими разные виды услуг населению, с целью формирования у детей раннего профессионального ориентирования.
Исследование, проведенное на контрольном этапе, показало, что практически все критерии эффективности взаимодействия ДОО с социальными партнерами оценены и представителями ДОО, и представителями организаций-партнеров на высоком уровне.
Кроме того, при общении с педагогами ДОО им предлагалось ответить на вопрос: «Заметили ли вы положительную динамику в профессиональном самоопределении Ваших воспитанников после реализации программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами?». Анализ ответов респондентов показал, что абсолютное большинство опрошенных педагогов (57,14%) отметило положительную динамику в профессиональном самоопределении своих воспитанников после реализации разработанной программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Проведенный расчет критерия Фишера также показал, что эмпирическое значение критерия ф* находится в зоне значимости.



