Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 6
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический обзор научно-методической литературы по 6 вопросам воспитания детей в семье
1.2 Стиль семейного воспитания как фактор воспитания ребенка 14
1.3 Родительско-детские отношения у родителей, имеющих детей 22 младшего школьного возраста
1.4 Взаимозависимость между родительско-детскими отношениями в 25 младшем школьном возрасте и стилем семейного воспитания ребенка
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 29 ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация диагностического исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностического исследования 33
2.3 Статистическое исследование зависимости между стилем 61
семейного воспитания и родительско-детскими отношениями в семьях воспитывающих ребенка младшего школьного возраста
2.4 Рекомендации по совершенствованию семейного воспитания в 72 полных семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста
Вывод по главе II 75
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложение 83
Актуальность. Данная исследовательская работа направлена на изучение стиля семейного воспитания у родителей, имеющих детей младшего школьного возраста. Обозначенная проблема является на наш взгляд актуальной, поскольку одним из самых первых и важных источников социализации является семья - самый традиционный и устойчивый социальный институт. На стиль семейного воспитания педагогическими методами воздействовать крайне проблематично, однако если существует взаимозависимость между указанными психологическими категориями, то возможна корректировка стиля семейного воспитания ребенка: помогая родителю осознать и изменить его родительско-детские отношения, определяя круг семейных проблем в отдельной ячейке общества, с помощью проведения индивидуальных консультаций и составления методических рекомендаций возможна корректировка родительско-детских отношений.
Объект: стиль семейного воспитания.
Предмет: взаимозависимость родительско-детских отношений и стиля семейного воспитания в полных семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
Цель исследования состояла в необходимости выявить особенности взаимозависимости между стилем семейного воспитания и родительско- детскими отношениями в полных семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста и на их основании создать рекомендации по совершенствованию стиля семейного воспитания в таких семьях.
Задачи:
- изучить понятие «родительство», «родительское отношение», «родительско-детские отношения» «стиль семейного воспитания» в психолого-педагогической литературе;
- создать диагностический комплекс позволяющий оценить стиль семейного воспитания и родительско-детские отношения в полных семьях воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
- провести диагностическое исследование стиль семейного воспитания и родительско-детские отношения в полных семьях воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
- осуществить статистическую обработку данных диагностического исследования;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию стиля семейного воспитания в полных семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста через изменение родительского отношения к ребёнку.
Гипотеза: существуют характерные черты взаимозависимости между родительско-детским отношением к ребенку младшего школьного возраста и стилем семейного воспитания, выражающиеся в широком влиянии таких параметров родительско-детских отношений как «принятие-отвержение», «симбиоз» и «маленький неудачник» на уровень протекции, удовлетворения потребностей, требований и санкций родителей в стиле воспитания родителей.
Для решения данных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе изучения философских, педагогических, дидактических и методических источников по проблеме бакалаврской работы; понятийнотерминологический метод;
...
Родительское отношение трактуется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Исследователи выделяли пять шкал в диагностике родительского отношения: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Существуют такие типы семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), такие как гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований, недостаточность обязанностей, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов, чрезмерность санкций,
минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания и пр.
В целях необходимости выявления особенности взаимозависимости между стилем семейного воспитания и родительско-детскими отношениями в полных семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста и на их основании создать рекомендации по совершенствованию стиля семейного воспитания в таких семьях, мы провели исследование на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Иланская средняя общеобразовательная школа №41. В нем приняли участие 16 полных семей (16 отцов и столько же матерей), воспитывающих детей в возрасте 7 лет (обучающихся в 1 «А» классе).
В исследовании мы использовали эмпирические методы диагностики:
- «динамический рисунок семьи» А.Л. Венгера;
- опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
- методика исследования особенностей отношений между родителями и детьми (опросник родительского отношения А.Я. Варга, В. В. Столина);
Количественно-качественная оценка полученных результатов проводилась с помощью методов математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В результате проведенных действий мы определили, что существуют характерные черты взаимозависимости между родительско-детским отношением к ребенку младшего школьного возраста и стилем семейного воспитания, которые выражаются в широком влиянии таких параметров родительско-детских отношений как «принятие-отвержение», «симбиоз» и «маленький неудачник» на уровень протекции, удовлетворения потребностей, требований и санкций родителей в стиле воспитания родителей. Также мы пришли к пониманию, что:
- при проявлении отцами выраженной симбиотичности они склонны проявлять чрезмерность требований-обязанностей, воспитательную неуверенность и предпочтение мужских качеств в ребенке. При видении ребенка «социальным инвалидом» отцы проявляют гипопротекцию (проявляют недостаток тепла и заботы по отношению к ребенку, не включены в жизнь ребенка) и предпочитают в ребенке женские качества.
- матери обладают боле сложным характером взаимозависимости родительского отношения к ребенку и стилем семейного воспитания его. При выраженном «принятии ребенка» матери проявляют гиперпротекцию, игнорируют потребности ребенка (по видимому в первую очередь психологические), проявляют чрезмерность санкций и фобию утраты ребенка. При высоком уровне ориентации матерей на гуманистические формы взаимодействия с ребенком они игнорируют потребности ребенка, испытывают неразвитость родительских чувств. Возможно, это связано с формальным характером принятия таких норм воспитания. При выраженном симбиозе с ребенком, матери склонны они игнорировать потребности ребенка (также по видимому психологические) и одновременно расширяют сферу родительских чувств видя ребенка большим чем просто ребенок. При выраженном контроле ребенка и видении его «маленьким неудачником» матери склонны проявлять гипопротекцию, не проявляя таким образом заботы о ребенке и демонстрируют неразвитость родительских чувств. То есть осуществляют «контроль ради контроля» по видимому считая что это основная функция родителя.
...
1. Адлер А. Индивидуальная психология. - М., 1986. - С. 131—140.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПБ.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Антонов А.И. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.
4. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. - М.: Владос, 2005.- 24с.
5. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 2007. - 125 с.
6. Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. - М.: МПА, 2001. - 89 с.
7. Варга А.Я. Столин В.В.Тест родительского отношения / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.144-152.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2003. - 160 с
9. Венгер А.Л. Психология развития. М., 2005. 176 с
10. Внуков, Р. Я. Противоречия старой крестьянской семьи. Орел, 1929. - 30 с.
11. Волков, А. Г. Эволюция российской семьи в ХХ веке // Мир России. - 1999. - № 4. - С. 47-57.
12. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских
отношений в неполной семье // Известия Дагестанского ГПУ. - 2015. - №3. - С.6-11.
13. Егорова У.Г. Родительско-детские отношения в контексте
психологической готовности родителей к возрастным кризисам ребенка // Известия Самарского научного центра РАН. Т.17. - №1. -2015. - С.84-86
14.Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982. -216 с.
15. Калачаева И.В. Особенности родительско-детских отношений в приемных семьях // Вектор науки ТГУ №1(8). 2012 - С. 166-168.
... всего 51 истчников