ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Сущность и содержание понятия «адаптивное поведение» 7
1.2 Особенности адаптивного поведения молодых людей с
расстройствами аутистического спектра 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 17
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 19
2.1 Программа диагностики адаптивного поведения молодых людей с
расстройствами аутистического спектра 19
2.1.1 Критерии и уровни сформированности навыков адаптивного
поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра 19
2.1.2 Методика диагностики адаптивного поведения молодых людей с
расстройствами аутистического спектра 20
2.2. Организация и проведение исследования особенностей
адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра. Анализ результатов исследования особенностей адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра 23
2.3 Рекомендации по формированию навыков адаптивного поведения у молодых людей с расстройствами аутистического спектра в условиях
реабилитационного центра 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
По данным Всемирной Организации Здравоохранения на сегодняшний момент 1 из 160 детей в мире страдает расстройствами аутистического спектра. По данным, приведенным в 2000 году, расстройства аутистического спектра диагностировались от 5 до 26 случаев на 10 000 детей . По данным Центра контроля заболеваний, в США в настоящее время частота расстройств аутистического спектра оценивается в 1 из 68 новорожденных. По данным того же центра, расстройства аутистического спектра есть у 1% человеческой популяции. В 2014 году в Великобритании расстройства аутистического спектра имел 1% взрослого населения страны.
Что касается статистики в России, ситуация неоднозначная. Одной из причин этого является тот факт, что диагноз «аутизм» у взрослых людей в России на государственном уровне был признан лишь в 2015 году. Ранее такой диагноз ставился лишь детям, а в 18 лет диагноз менялся на шизофрению, или умстве6нную отсталость. Хотя существующие мировые исследования, говорят о том, что эти диагнозы ни как не связаны, либо связаны относительно. До настоящего времени все, что государство могло предложить таким людям - это пожизненное содержание в психоневрологических интернатах или на попечении родных. Аутизм не болезнь, это особенность развития. Он не лечиться фармацевтически, но его проявления поддаются коррекции.
Условием успешной социализации людей с расстройствами аутистического спектра является ранняя коррекция, в идеале сразу после постановки диагноза в возрасте от года. Однако в России такой диагноз ставят 7 лет, и то, лишь при тяжелых формах, когда проявления вполне очевидны. При высокофункциональных формах аутизм может не диагностироваться, а все проявления списываться на «плохое» поведение. Не все врачи начального звена обладают полной информацией об аутизме. Но и тут не всегда начинают применяться меры по коррекции и профилактике социальной дезадаптации таких детей. С ранних лет для успешной социализации и коррекции поведения таким деткам необходимы индивидуальные занятия.
Не смотря на то, что во всем мире существуют целые государственные программы по комплексному коррекционному и абилитационному сопровождению таких людей с детского возраста и на протяжении всей жизни, Россия, по мнению некоторых специалистов, отстает в этой области на 30 лет.
Все больше детей с расстройствами аутистического спектра стали оставаться в семье, а не помещаться в закрытые интернатные учреждения . Они изначально вырастают и воспитываются в социуме, и представляют собой специфический феномен, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными и проживающими в условиях закрытого интернатного учреждения. Многие молодые люди с расстройствами аутистического спектра могут вполне жить самостоятельно. Основная задача успешного их включения в жизнь социума - создание условий для формирования у них адаптивного поведения.
В России на государственном уровне нет единой программы коррекционных и абилитационных мероприятий для людей с расстройством аутистического спектра. На сегодняшний день в России создание таких условий - это инициатива различных негосударственных фондов, объединений родителей, неравнодушных педагогов. Но этого, к сожалению, мало.
В этой связи противоречие между потребностью современной практики социального обслуживания и образования в знании особенностей адаптивного поведения взрослых людей с расстройствами аутистического спектра, воспитанных в семьях, и недостаточной изученностью данного вопроса в теории психолого-педагогической науки определило проблему исследования: каковы особенности адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра, воспитанных и проживающих в семье.
В соответствии с проблемой были определены тема, объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвинута гипотеза.
...
В настоящее время в России все чаще стали говорить о проблемах людей с расстройствами аутистического спектра. Одной из причин этого является тот факт, что диагноз «аутизм» у взрослых людей в России на государственном уровне был признан лишь в 2015 году. Ранее такой диагноз ставился лишь детям, а в 18 лет диагноз менялся на «шизофрению». Хотя существующие мировые исследования, говорят о том, что эти два диагноза ни как не связаны. До настоящего времени все, что государство могло предложить таким людям это пожизненное содержание в закрытых психоневрологических интернатах или на попечении родных.
Все больше детей с расстройствами аутистического спектра стали оставаться в семье, а не помещаться в закрытые интернатные учреждения. Они изначально вырастают и воспитываются в социуме, и представляют собой специфический феномен, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными и проживающими в условиях закрытого интернатного учреждения. Многие молодые люди с расстройствами аутистического спектра могут вполне жить самостоятельно. Основная задача успешного их включения в жизнь социума - создание условий для формирования у них адаптивного поведения.
В этой связи противоречие между потребностью современной практики социального обслуживания и образования в знании особенностей адаптивного поведения взрослых людей с расстройствами аутистического спектра, воспитанных в семьях, и недостаточной изученностью данного вопроса в теории психолого-педагогической науки определило проблему и актуальность настоящего исследования.
В рамках данного исследования были реализованы следующие задачи.
Проанализирована психологическая и социально-педагогическая литература по теме исследования.
Разработана программа исследования адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра, воспитанных и проживающих в семье.
Эмпирическое исследование особенностей адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра было организовано и проведено на базе Центра творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» (г. Санкт-Петербург). В исследовании приняли участие 10 обучающихся в возрасте от 19 до 32 лет, 5 студентов первого года обучения и 5 студентов, второго года обучения.
На первом этапе нами были определены критерии и уровни сформированности навыков адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о преимущественно низком и среднем уровне сформированности навыков адаптивного поведения у молодых людей с расстройствами аутистического спектра, воспитанных и проживающих в семье. Практически у всех испытуемых наблюдается дефицит навыков по всем из 4 субшкал.
У молодых людей с расстройствами аутистического спектра, выросшими и воспитанными в семьях, уровни сформированности тех или иных навыков адаптивного поведения немного выше, что может быть объяснено их большим включением в социум, по сравнению с пациентами воспитанными и проживающими в условиях закрытых учреждений интернатного типа.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами перед началом исследования, не подтвердилась. Различие в сформированности навыков не значительное, мы предполагали больший уровень сформированности навыков у испытцемых.
Однако, в процессе исследования нами была выявлена положительная динамика в формировании навыков адаптивного поведения в условиях сопровождения и обучения в Центре, что привело нас к пониманию важности создания условий для формирования и генерализации навыков адаптивного поведения в условиях реабилитационного Центра.
Нами были разработаны рекомендации по формированию навыков адаптивного поведения молодых людей с расстройствами аутистического спектра. На основе мониторинга навыков адаптивного поведения требуется разработка программ и мероприятий по профилактике и сопровождению обучения для молодых людей с расстройствами аутистического спектра.
Сопровождение должно реализовываться на основании планирования психолого-педагогической работы, которая должна предусматривать как коллективные, так и индивидуальные формы работы, как с учащимися, так и с родителями (лицами их замещающими). Планирование предусматривает индивидуальную и групповую работу с учащимися, сопровождение воспитательных мероприятий, проведение тематических родительских собраний.
1. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. М., 1976.
2. Аутизм: методические рекомендации по психолого
педагогической коррекции. Сборник методических статей. М.: Изд-во «СигнаЪ». 2001. 188 с.
3. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: в 3 кн. Кн. 3 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2014. 224 с.
4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Издательство: Теревинф., 2007. Серия: Особый ребенок. 112 с.
5. Башина В.М., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. Т. 06 /№ 1/. С. 4249.
6. Большой Энцеклопедический Словарь (БЭС) электронный ресурс URL: https://www.vedu.ru/bigencdic
7. Введение в психологическую теорию аутизма. / Франческа Аппе; [ пер. с англ. Д. Е. Ермолаева] 3-е изд. Москва: Теревинф, 2013. 216 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368с.
10. Гилберг К.,Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты: книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. Ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 . 144 с.
11. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.
12. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки детей. СПб., 2001.
13. Дайджест статей зарубежных авторов. Расстройство аутистического спектра и социализация. СПб.: Выход, 2017. 114 с.
14. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2. / Чарльз Ньокиктен ; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. М.: Теревинф, 2010. 336 с.
15. Детский аутизм и АВА: АВА (AppliedBehaviorAnalisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 2-е изд./ Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой -Камар; науч. ред. С. Анисимова. Екатеренбург: Рама Паблишинг, 2013. 208с.
... всего 63 исочников