ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8
1.1. Проблема математических способностей и математической
одарённости обучающихся в психолого-педагогической науке 8
1.2. Методика выявления математической одарённости обучающихся
5-6 классов 22
1.3. Формы, методы и средства организации внеклассной работы по
математике 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 38
2.1. Программа организации внеклассной работы 38
2.2. Математическая студия для одарённых обучающихся 5-6 классов
как форма организации внеклассной работы по математике 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 56
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС) образовательная программа реализуется на основе учебного плана и внеурочной деятельности, организованная по направлениям развития личности. В настоящий момент математическое образование приобретает особую значимую роль.
Главная цель образования: не передача знаний и социального опыта, а развитие творческой, всесторонне развитой личности обучающегося, способной применять полученные знания на практике и ориентироваться в постоянно растущем потоке информации.
Формированию такой личности способствует, в частности, математическое образование. Однако в настоящий время можно заметить значительный рост информации и сокращение учебной нагрузки школьников, что не позволяет в полной мере достичь заданных результатов в рамках базового курса математики.
Согласно ФГОС изучение математики направлено достижение следующих целей в метапредметном направлении:
Jформирование представлений о предмете «математика» как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Jформирование представлений о математике как форме описания и способе познания реальности, создание критерий для приобретения начального опыта математического моделирования;
Jформирование общих способов интеллектуальной деятельности, соответствующих для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Jодной из задач развития математического образования в РФ является обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей.
Большой смысл в современной школе получает внеурочная деятельность по математике, которая содействует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, увеличению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию интереса к изучению математики и творческих возможностей школьников. Внеурочную деятельность по математике необходимо рассматривать как одно из важных средств совершенствования математического образования в начальных классах, так как конкретно она может содействовать дальнейшему развитию математических способностей.
Проблема развития математических способностей, обучающихся 5-6 классов заслуживает специального внимания, так как именно в этом возрасте мышление приобретает более абстрактный характер, формируются и начинают активно проявляться склонности и способности. Согласно исследованиям психологов, в частности, В.А. Крутецкого, к 5-6 классу математические способности уже, как правило, сформированы, а значит можно вести речь о выявлении одаренных детей по видам математической одаренности. Таким образом, возраст 11-12 лет является наиболее эффективным для выявления, развития и продвижения математически одаренных обучающихся. В этом нам безусловно может помочь дополнительное математическое образование, ведь развитие и поддержка одарённых детей важно для современного общества.
Будущий организатор дополнительного математического образования школьников должен обладать:
1) соответствующими знаниями и методической подготовкой, предусмотренными ФГОС высшего образования для соответствующей квалификации (направления подготовки);
2) представлениями о значимости и актуальности дополнительного математического образования, его сущности и особенностях организации; знаниями о взаимосвязи основного и доп. образовательных компонентов, специфике разных типов образовательных учреждений;
3) умениями и навыками разработки и реализации образовательных программ дополнительного математического образования, аргументированного отбора форм организации деятельности детей, обоснованного выбора технологического инструментария для реализации и управления образовательным процессом в соответствии с возрастными, интеллектуальными и иными личностными особенностями контингента.
Важную роль в организации внеклассной работы по математике в школе сыграли книги М. Гарднера, Я.И. Перельмана и др. Разработкой содержания внеклассных занятий для обучающихся занимались М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, Я.И. Перельман и многие другие. Однако большинство из этих работ не позволяют в полной мере обеспечить реализацию развивающих возможностей дополнительного математического образования.
Организация внеклассной работы по математике должна быть ориентирована на новые образовательные результаты, описанные во ФГОС ООО. Актуален поиск методик выявления одаренных, способных обучающихся, а также отбор и реализация новых форм, приемов организации внеклассной работы с одарёнными обучающимися, что составляет проблему исследования.
Цель исследования: разработать методику организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Объект исследования: внеклассная работа по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Предмет исследования: особенности организации внеклассной работы по математике одарённых обучающихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы математических способностей и математической одаренности обучающихся в психолого-педагогической науке.
2. Определить адекватную методику выявления математической одарённости обучающихся 5-6 классов.
3. Охарактеризовать формы, методы и средства организации внеклассной работы по математике.
4. Разработать программу организации внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать и апробировать программу и содержание занятий математической студии для обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза: организация внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов будет эффективной, если применять:
• адекватную методику диагностики математической одаренности;
• различные формы и приёмы внеурочной работы по математике;
• различные задания, направленные на повышение познавательного интереса к математике, на развитие математических и творческих способностей обучающихся;
• методическое обеспечение, ориентированное на достижение мета-предметных результатов обучения математике.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и трех приложений. Библиографический список насчитывает 55 источников.
Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыта практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе на основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития математических способностей и математической одарённости предложено организовать внеклассную работу по математике с одарёнными учащимися в рамках математической студии.
Во второй главе на основе анализа методического обеспечения организации внеклассной работы по математике предлагается разработка и апробация программы и содержания занятий математической студии для одарённых обучающихся 5-6 классов.
В Заключении раскрывается значимость рассмотренных нами вопросов, производятся главные выводы характеризующие итоги проделанной работы, излагаются некоторые предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы.
Внеучебная деятельность является уникальным инструментом в развитии личности обучающихся и, несомненно, действенным фактором образовательного процесса. Также она способствует развитию педагога и обучающегося, в формировании интереса и уровня общественной культуры по математике. В современных исследованиях, посвященных проблеме организации внеурочной деятельности школьников по математике, нет достаточно полного и подробного описания способа ее реализации на практике. В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
1. проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература и выявлены основные современные тенденции в образовании, касающиеся работы с одаренными детьми;
2. описана сущность внеклассной деятельности как педагогического феномена;
3. раскрыты понятия способностей и одарённости обучающихся;
4. выявлены некоторые методики выявления одарённых обучающихся и дана их краткая характеристика;
5. разработана программа организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов и программа математической студии «Перспектива»;
6. проведена апробация разработанного методического обеспечения на базе МАОУ "Гимназия № 13 "Академ» в 5-6 классах. Внеурочные занятия были реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
Можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо дальнейшее проведение занятий студии, поскольку образова-тельные результаты обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.
1. Акрамова А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы. Учебное пособие. Алма¬ты: КазНПУ им. Абая, Алматы, 2010.
2. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. М.: ИЛЕКСА, 2012. 124 с.
3. Багачук А.В. Шашкина М.Б. Введение в научную деятельность студентов: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Красноярск гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012.
4. Бардиер Г.Л. «Тонкости психологической помощи детям». М.: Генезис, 2002. 135 с.
5. Баюсова О.В., Бояркина Ю.А., Закарлюк А.А. Диагностика мотивации студентов первого курса в контексте готовности к обучению математике в педагогическом вузе // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы IV Всероссийской научнометодической конференции Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». Красноярск, 10-11 ноября 2016 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 18-26 с.
6. Выготский Л. С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
7. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы (Как сделать уроки математики нескучными). Волгоград: Учитель,2005. 96 с.
8. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004.
9. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998. 112 с.
10. Горев П.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2006. 19 с
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223с. (Стандарты второго поколения).
12. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие. М.: Глобус, 2009. 152 с.
13. Депман И.Я. , Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов. М.: Просвещение, 2009. 287 с.
14. Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб., 1999
15.Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы.500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся. Волгоград: Учитель, 2005. 99 с.
16. Закарлюк А.А. Проблема диагностики и развития математических способностей обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 131-136 с.
17.Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2000. 79 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. Спб: Питер, 2011.
19. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2001. 96 с.
20. Кондаурова И.К. Избранные главы теории и методики обучения математике: дополнительное математическое образование школьников: учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2010.
21. Концепция развития математического образования в РФ [Электронный ресурс]. URL:
ййрз://минобрнауки.рф/документы/3650/файл/2730/Концепция%20развити я%20математического%20образования%20в%20РФ.р4Г(дата обращения 01.06.18).
22. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. М.: Просвеще¬ние, 1996. 144 с.
23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Психология, 1998.
24. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5-6 классы). М.: Просвещение, 1999. 95 с.
25. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - 104 с.
26. Мелхорн Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Кн. для учителя. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.
27. Мерлина Н.И, Шоркина Л.В. Темы исследовательских работ по математике для учащихся 5-11 классов / Учебно-методич. пособие. Чебоксары: 2006. - 73 с.
28. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. М., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://catalog.iot.ru/(дата обращения 01.06.18).
29. Общая психология: Учебник / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986.
30. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции: учеб. пос. для 5 класса. Киров: ВГГУ, 2004. 124с.
31. Онучкова Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач: учеб. пос. для 5 класса. Киров: ВГГУ, 2004. 66с.
32. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.
33. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.]; под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. и перераб. - Мин. образования Рос. Феде-рации. М., 2003.
34. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Магистр. 1998
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.
36. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2001. 77 с.
37. Слуцкий Л.Б., Александрова Л.А. Математика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5, 8, 9 классы. - М.: ВАКО, 2013.
38. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p2/1288(дата обращения 01.06.18).
39. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
41. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. М.: изд-во Московского университета, 1982.
42. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961
43. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов; Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. М: Международная педагогическая академия, 1994.
44. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис- пресс, 2005.
45. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис- пресс, 2007. 92 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr oob.pdf . (дата обращения 01.06.18).
47. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Академия, 1997.
48. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. М.: Просвещение, 2005. 98 с.
49. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. 106с.
50. Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет // Вопросы психологии. 1994. № 4.
51. Щорс В., Полударова А. Универсальный дневник социального педагога. М.: Школьный совет, 2014.
52.Эльконин Д.Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе // Вопросы психологии. 1960. № 5.
53.Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 360 с.
54. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 1998. 688 с.
55. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одарёнными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4.