ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8
1.1. Проблема математических способностей и математической
одарённости обучающихся в психолого-педагогической науке 8
1.2. Методика выявления математической одарённости обучающихся
5-6 классов 22
1.3. Формы, методы и средства организации внеклассной работы по
математике 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 38
2.1. Программа организации внеклассной работы 38
2.2. Математическая студия для одарённых обучающихся 5-6 классов
как форма организации внеклассной работы по математике 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 56
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8
1.1. Проблема математических способностей и математической
одарённости обучающихся в психолого-педагогической науке 8
1.2. Методика выявления математической одарённости обучающихся
5-6 классов 22
1.3. Формы, методы и средства организации внеклассной работы по
математике 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 38
2.1. Программа организации внеклассной работы 38
2.2. Математическая студия для одарённых обучающихся 5-6 классов
как форма организации внеклассной работы по математике 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 56
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС) образовательная программа реализуется на основе учебного плана и внеурочной деятельности, организованная по направлениям развития личности. В настоящий момент математическое образование приобретает особую значимую роль.
Главная цель образования: не передача знаний и социального опыта, а развитие творческой, всесторонне развитой личности обучающегося, способной применять полученные знания на практике и ориентироваться в постоянно растущем потоке информации.
Формированию такой личности способствует, в частности, математическое образование. Однако в настоящий время можно заметить значительный рост информации и сокращение учебной нагрузки школьников, что не позволяет в полной мере достичь заданных результатов в рамках базового курса математики.
Согласно ФГОС изучение математики направлено достижение следующих целей в метапредметном направлении:
Jформирование представлений о предмете «математика» как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Jформирование представлений о математике как форме описания и способе познания реальности, создание критерий для приобретения начального опыта математического моделирования;
Jформирование общих способов интеллектуальной деятельности, соответствующих для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Jодной из задач развития математического образования в РФ является обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей.
Большой смысл в современной школе получает внеурочная деятельность по математике, которая содействует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, увеличению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию интереса к изучению математики и творческих возможностей школьников. Внеурочную деятельность по математике необходимо рассматривать как одно из важных средств совершенствования математического образования в начальных классах, так как конкретно она может содействовать дальнейшему развитию математических способностей.
Проблема развития математических способностей, обучающихся 5-6 классов заслуживает специального внимания, так как именно в этом возрасте мышление приобретает более абстрактный характер, формируются и начинают активно проявляться склонности и способности. Согласно исследованиям психологов, в частности, В.А. Крутецкого, к 5-6 классу математические способности уже, как правило, сформированы, а значит можно вести речь о выявлении одаренных детей по видам математической одаренности. Таким образом, возраст 11-12 лет является наиболее эффективным для выявления, развития и продвижения математически одаренных обучающихся. В этом нам безусловно может помочь дополнительное математическое образование, ведь развитие и поддержка одарённых детей важно для современного общества.
Будущий организатор дополнительного математического образования школьников должен обладать:
1) соответствующими знаниями и методической подготовкой, предусмотренными ФГОС высшего образования для соответствующей квалификации (направления подготовки);
2) представлениями о значимости и актуальности дополнительного математического образования, его сущности и особенностях организации; знаниями о взаимосвязи основного и доп. образовательных компонентов, специфике разных типов образовательных учреждений;
3) умениями и навыками разработки и реализации образовательных программ дополнительного математического образования, аргументированного отбора форм организации деятельности детей, обоснованного выбора технологического инструментария для реализации и управления образовательным процессом в соответствии с возрастными, интеллектуальными и иными личностными особенностями контингента.
Важную роль в организации внеклассной работы по математике в школе сыграли книги М. Гарднера, Я.И. Перельмана и др. Разработкой содержания внеклассных занятий для обучающихся занимались М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, Я.И. Перельман и многие другие. Однако большинство из этих работ не позволяют в полной мере обеспечить реализацию развивающих возможностей дополнительного математического образования.
Организация внеклассной работы по математике должна быть ориентирована на новые образовательные результаты, описанные во ФГОС ООО. Актуален поиск методик выявления одаренных, способных обучающихся, а также отбор и реализация новых форм, приемов организации внеклассной работы с одарёнными обучающимися, что составляет проблему исследования.
Цель исследования: разработать методику организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Объект исследования: внеклассная работа по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Предмет исследования: особенности организации внеклассной работы по математике одарённых обучающихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы математических способностей и математической одаренности обучающихся в психолого-педагогической науке.
2. Определить адекватную методику выявления математической одарённости обучающихся 5-6 классов.
3. Охарактеризовать формы, методы и средства организации внеклассной работы по математике.
4. Разработать программу организации внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать и апробировать программу и содержание занятий математической студии для обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза: организация внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов будет эффективной, если применять:
• адекватную методику диагностики математической одаренности;
• различные формы и приёмы внеурочной работы по математике;
• различные задания, направленные на повышение познавательного интереса к математике, на развитие математических и творческих способностей обучающихся;
• методическое обеспечение, ориентированное на достижение мета-предметных результатов обучения математике.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и трех приложений. Библиографический список насчитывает 55 источников.
Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыта практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе на основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития математических способностей и математической одарённости предложено организовать внеклассную работу по математике с одарёнными учащимися в рамках математической студии.
Во второй главе на основе анализа методического обеспечения организации внеклассной работы по математике предлагается разработка и апробация программы и содержания занятий математической студии для одарённых обучающихся 5-6 классов.
В Заключении раскрывается значимость рассмотренных нами вопросов, производятся главные выводы характеризующие итоги проделанной работы, излагаются некоторые предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы.
Главная цель образования: не передача знаний и социального опыта, а развитие творческой, всесторонне развитой личности обучающегося, способной применять полученные знания на практике и ориентироваться в постоянно растущем потоке информации.
Формированию такой личности способствует, в частности, математическое образование. Однако в настоящий время можно заметить значительный рост информации и сокращение учебной нагрузки школьников, что не позволяет в полной мере достичь заданных результатов в рамках базового курса математики.
Согласно ФГОС изучение математики направлено достижение следующих целей в метапредметном направлении:
Jформирование представлений о предмете «математика» как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Jформирование представлений о математике как форме описания и способе познания реальности, создание критерий для приобретения начального опыта математического моделирования;
Jформирование общих способов интеллектуальной деятельности, соответствующих для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Jодной из задач развития математического образования в РФ является обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей.
Большой смысл в современной школе получает внеурочная деятельность по математике, которая содействует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, увеличению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию интереса к изучению математики и творческих возможностей школьников. Внеурочную деятельность по математике необходимо рассматривать как одно из важных средств совершенствования математического образования в начальных классах, так как конкретно она может содействовать дальнейшему развитию математических способностей.
Проблема развития математических способностей, обучающихся 5-6 классов заслуживает специального внимания, так как именно в этом возрасте мышление приобретает более абстрактный характер, формируются и начинают активно проявляться склонности и способности. Согласно исследованиям психологов, в частности, В.А. Крутецкого, к 5-6 классу математические способности уже, как правило, сформированы, а значит можно вести речь о выявлении одаренных детей по видам математической одаренности. Таким образом, возраст 11-12 лет является наиболее эффективным для выявления, развития и продвижения математически одаренных обучающихся. В этом нам безусловно может помочь дополнительное математическое образование, ведь развитие и поддержка одарённых детей важно для современного общества.
Будущий организатор дополнительного математического образования школьников должен обладать:
1) соответствующими знаниями и методической подготовкой, предусмотренными ФГОС высшего образования для соответствующей квалификации (направления подготовки);
2) представлениями о значимости и актуальности дополнительного математического образования, его сущности и особенностях организации; знаниями о взаимосвязи основного и доп. образовательных компонентов, специфике разных типов образовательных учреждений;
3) умениями и навыками разработки и реализации образовательных программ дополнительного математического образования, аргументированного отбора форм организации деятельности детей, обоснованного выбора технологического инструментария для реализации и управления образовательным процессом в соответствии с возрастными, интеллектуальными и иными личностными особенностями контингента.
Важную роль в организации внеклассной работы по математике в школе сыграли книги М. Гарднера, Я.И. Перельмана и др. Разработкой содержания внеклассных занятий для обучающихся занимались М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, Я.И. Перельман и многие другие. Однако большинство из этих работ не позволяют в полной мере обеспечить реализацию развивающих возможностей дополнительного математического образования.
Организация внеклассной работы по математике должна быть ориентирована на новые образовательные результаты, описанные во ФГОС ООО. Актуален поиск методик выявления одаренных, способных обучающихся, а также отбор и реализация новых форм, приемов организации внеклассной работы с одарёнными обучающимися, что составляет проблему исследования.
Цель исследования: разработать методику организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Объект исследования: внеклассная работа по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов.
Предмет исследования: особенности организации внеклассной работы по математике одарённых обучающихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы математических способностей и математической одаренности обучающихся в психолого-педагогической науке.
2. Определить адекватную методику выявления математической одарённости обучающихся 5-6 классов.
3. Охарактеризовать формы, методы и средства организации внеклассной работы по математике.
4. Разработать программу организации внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать и апробировать программу и содержание занятий математической студии для обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза: организация внеклассной работы по математике для одаренных обучающихся 5-6 классов будет эффективной, если применять:
• адекватную методику диагностики математической одаренности;
• различные формы и приёмы внеурочной работы по математике;
• различные задания, направленные на повышение познавательного интереса к математике, на развитие математических и творческих способностей обучающихся;
• методическое обеспечение, ориентированное на достижение мета-предметных результатов обучения математике.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и трех приложений. Библиографический список насчитывает 55 источников.
Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыта практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе на основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития математических способностей и математической одарённости предложено организовать внеклассную работу по математике с одарёнными учащимися в рамках математической студии.
Во второй главе на основе анализа методического обеспечения организации внеклассной работы по математике предлагается разработка и апробация программы и содержания занятий математической студии для одарённых обучающихся 5-6 классов.
В Заключении раскрывается значимость рассмотренных нами вопросов, производятся главные выводы характеризующие итоги проделанной работы, излагаются некоторые предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы.
Внеучебная деятельность является уникальным инструментом в развитии личности обучающихся и, несомненно, действенным фактором образовательного процесса. Также она способствует развитию педагога и обучающегося, в формировании интереса и уровня общественной культуры по математике. В современных исследованиях, посвященных проблеме организации внеурочной деятельности школьников по математике, нет достаточно полного и подробного описания способа ее реализации на практике. В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
1. проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература и выявлены основные современные тенденции в образовании, касающиеся работы с одаренными детьми;
2. описана сущность внеклассной деятельности как педагогического феномена;
3. раскрыты понятия способностей и одарённости обучающихся;
4. выявлены некоторые методики выявления одарённых обучающихся и дана их краткая характеристика;
5. разработана программа организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов и программа математической студии «Перспектива»;
6. проведена апробация разработанного методического обеспечения на базе МАОУ "Гимназия № 13 "Академ» в 5-6 классах. Внеурочные занятия были реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
Можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо дальнейшее проведение занятий студии, поскольку образова-тельные результаты обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.
1. проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература и выявлены основные современные тенденции в образовании, касающиеся работы с одаренными детьми;
2. описана сущность внеклассной деятельности как педагогического феномена;
3. раскрыты понятия способностей и одарённости обучающихся;
4. выявлены некоторые методики выявления одарённых обучающихся и дана их краткая характеристика;
5. разработана программа организации внеклассной работы по математике с одарёнными обучающимися 5-6 классов и программа математической студии «Перспектива»;
6. проведена апробация разработанного методического обеспечения на базе МАОУ "Гимназия № 13 "Академ» в 5-6 классах. Внеурочные занятия были реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
Можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо дальнейшее проведение занятий студии, поскольку образова-тельные результаты обучающихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.
Подобные работы
- Формирование системы государственной поддержки одарённых
детей и талантливой молодёжи (на материалах департамента
образования администрации Владимирской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020



