Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах 7
1.1. Особенности обучения математике на современном этапе 7
1.2. Требования к качеству математической подготовки обучающихся 5-6
классов 14
1.3. Практико-ориентированное обучение 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Организация практико-ориентированного обучения математике в рамках курса по выбору «Математика вокруг нас» 30
2.1. Программа и содержание курса 30
2.2. Фрагменты занятий курса 36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 56
Библиографический список 57
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 66
тщательной подготовки квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности, в том числе в вопросах экономического характера. Многие люди каждый день сталкиваются с ними: оплата кредитов, открытие вкладов, строительство домов, ремонт квартир. Практика показывает нам о том, что большая часть из них крайне не подготовлена к решению таких вопросов. Безусловно, необходимо подчеркнуть, о том, что данные вопросы очень тесно связаны с математикой. А именно, для них необходимы различные подсчеты и вычисления. Особую роль в формировании навыков и умений решать экономические задачи играет школа, выходя за пределы которой обучающиеся должны свободно применять данные полученные навыки в окружающей их обстановке.
На сегодняшний день практико-ориентированное обучение по математике приобретает огромное значение в педагогическом образовании. Применение прикладных задач на занятиях обеспечивает прочное усвоение информации, поскольку в заданиях содержатся ситуации, приближенные к реальным. Данные задания повышают значительный интерес обучающихся, развивают любознательность, раскрывают их творческий потенциал, логическое и ассоциативное мышление, наблюдательность, помогают определении будущей профессии в их дальнейшей жизни.
В ФГОС основного общего образования отмечается, что обучающийся школы должен уметь работать с математическим текстом (уметь анализировать, брать необходимую информацию), ясно, грамотно излагать свои доводы, при этом, применяя математические термины, обосновывать свою точку зрения, доказывать те или иные математические утверждения, включая, в том числе умение решать практико-ориентированные задачи (сюжетные). Это одно из основных предметных результатов изучения математики.
Анализируя учебный материал, использующий в образовательных школах, мы можем сказать о том, что больший процент практических задач вводится в 5 и в 6 классах, а с 7-9 резко снижается. Но заметим, что в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации подобного рода задания введены. Уже в 2017 году во второй части ЕГЭ была введена экономическая задача по вкладам и кредитам. А спустя два года произошли значительные изменения в системе ГИА по математике. В задания включили номера практического характера. Как показывает практика, дети при выполнении данных задач во время подготовки к экзаменам испытывают затруднения. К примеру, согласно данным Красноярского ЦОКО года многим оказалось сложно из текста задания выписать в таблицу информацию. А в 10 номере профильного ЕГЭ большая часть обучающихся не справилась с подстановкой числовых данных в готовую формулу. По статистике 2019 года до 77,73% детей делают ошибки в сюжетной задаче на нахождение процента. Это в очередной раз говорит о том, что у учащихся плохо сформировано данное умение. Приведем другой пример. 81,47% детей в задании №15, где проверялось умение описывать реальные ситуации на языке геометрии, допускали ошибки. Они связаны в первую очередь с непониманием реальной ситуации.
Поэтому мы можем сделать вывод о том, что на уроках в современной школе лишь поверхностно происходит обучение решению практикоориентированных задач.
Для улучшения результатов итоговой аттестации по математике в 9 классе, а также полноценного развития навыков решения прикладных задач необходимо повысить качество подготовки обучающихся школы. Это можно организовать при помощи создания элективного курса «Математика вокруг нас».
В своей работе мы более подробно рассмотрим программу и структуру курса по выбору «Математика вокруг нас».
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: проектирование и реализация элективного курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 5-6 классов.
Цель исследования: разработать организационно-методическое
обеспечение курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза исследования: создание и реализация курса по выбору «Математика вокруг нас» позволит повысить уровень сформированности решения практико-ориентированных задач у обучающихся 5-6 классов: свободного построения математической модели ситуации, установление причинно-следственных связей объектов, отбор необходимой информации из условия задачи и нахождение более подходящего способа ее решения.
...
Оценив острую нехватку высоквалифицированных специалистов в современном обществе в различных сферах деятельности, в том числе в области экономического характера мы пришли к выводу, что математическое образование должно иметь практико-ориентированный характер обучения. Наиболее подходящим средством его реализации являются прикладные задачи.
В начале нашей выпускной квалификационной работе дана более подробная характеристика особенностей обучения математике в современной школе, описаны требования к качеству математической подготовки обучающихся 5-6 классов, составлено описание практико-ориентированных задач. В дальнейшем мы разработали программу курса по выбору «Математика вокруг нас» и его содержание. Для реализации поставленных выше задач успешно провели апробацию занятий курса.
Проведя диагностические работы и входное тестирование для обучающихся 5 и 6 классов, а также применив в практической деятельности использование прикладных задач, нами сделан вывод о том, что:
1. повысился уровень формирования умения решать практикоориентированные задачи;
2. повысился уровень усвоения математических знаний и готовности применять их при решении практико-ориентированных задач;
3. также возрос уровень предметных УУД;
4. возник интерес у обучающихся решать прикладные задачи.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что поставленные цель и задачи в выпускной квалификационной работе достигнуты. Гипотеза получила частичное подтверждение, для более полного ее подтверждения нужно продолжать экспериментальную работу.
1. Бабанская О. С. Метод математического моделирования в обучении учащихся решению прикладных задач в средней школе. // Психология и образование. 2019. №12 (66). С. 13-17.
2. Бакашева А. Б. Методика обучения будущих учителей математики решению текстовых задач. // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №2 (82). С. 119-121.
3. Баланчик Е. Н. Математическое моделирование как средство обучения. // Педагогический вестник. 2021. №20. С. 11 -12.
4. Беба Д. Н. Роль и место практико-ориентированных задач в процессе формирования финансовой грамотности школьников при обучении математике. // В сборнике: Школа молодых ученых. Материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук. Липецк, 2020. С. 38 -41.
5. Бегларян А. А. Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий. // Научный аспект. 2021. Т. 5. №2. С.577-581.
6. Бычков А. В. Анализ прикладных задач в современных учебниках по алгебре и геометрии с позиций требований ФГОС ООО. // Развитие образования. 2019. №4 (6). С. 59-63.
7. Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы. // В сборнике: Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам П заочной Всероссийской научно - практической конференции. Редколлегия: Л. С. Капкаева (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 173-176.
8. Геометрия. 7—9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014-383 с.
9. Герасименко И. Ю. Практико-ориентированные задачи на уроках математики. // Проблемы науки. 2021. №1 (60). С. 58-59.
10. Гончаров В. Н. Использование геометрических практикоориентированных задач на уроках математики как средство формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. // В сборнике: преподаватель года 2020. Сборник статей Международного профессионально - исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 67-77.
11. Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А., Ушаков А. В., Чугунов В. А. // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. №4 (58). С. 60-83.
12. Дурдыгулыева Н. Элементы математического моделирования в обучении математике учащихся 5-6 классов. // В сборнике: Современные тренды математики и математического образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л. С. Капкаева (отв. ред.) [и др.]. Саранск, 2020.
13. Егупова М. В. Подготовка учителя к использованию электронных образовательных ресурсов в практико-ориентированном обучении математике в школе. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. №2. С.61-70.
14. Егупова М. В. Практико-ориентированное обучение математике в школе как предмет методической подготовки учителя. // Монография. - М.: МПГУ, 2014. - 284 с.
15. Загитова Л. Р. Практико-ориентированное математическое образование. // Высшее образование в России. 2016.№8-9. С. 123-127.
... всего 43 источников