Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовые документы по формированию гражданственности и патриотизма в основной школе 16
Глава 2. Фальсификация истории - оружие идеологической войны. 28
Глава 3. Формы и методы урочной и внеурочной работы по противодействию фальсификации истории 40
Заключение 53
Список источников и литературы 56
В процессе воспитания ключевым фактором в процессе воспитания являются такие социальные институты как семья и школа. Их роль несоизмерима, так как именно они формируют культуру патриотизма, отражающего духовную сущность отношения человека к своему Отечеству и человечеству в целом. Процесс воспитания направлен на то, чтобы помочь молодому поколению освоить накопленные обществом знания, нормы и опыт поведения, приобрести определенный трудовые умения, сформировать систему взглядов на жизнь. Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание представляет собой процесс передачи общественно - исторического опыта от старших поколений к младшим, а целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке вследствие воздействия специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. В данной работе речь пойдет, в том числе, и о роли школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, вопрос национальной безопасности нашего государства имеет первостепенное значение в рамках развития страны, в общем, и реализации ее национальных интересов в частности. Само понятие «национальная безопасность» за последние годы все чаще употребляется на страницах средств массовых информаций, между тем, разносторонность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов разнообразных сфер деятельности и науки. Образование является одним из важнейших компонентов формирования национальной безопасности любого государства, неразрывно идущее с процессом воспитания. Фактически - это две стороны одного процесса - формирование личности нового человека и гражданина.
Объективное исследование и преподавание истории, ее фактов и уроков прошлого обладает важнейшим значением, необходимым для того, чтобы понять суть процессов, вспомогательных в образовании государств, и воспитания в гражданах своей страны чувства патриотизма и формирования гражданственности. Умышленное и направленное на разложение общества искажение информации, обладающей социальной значимостью, в том числе истории конкретной страны, являет собой один из общественных феноменов взаимодействия социумов между собой. В данном контексте нельзя не рассмотреть Рекомендацию Совета Европы Rec (2001) 15 о преподавании истории в двадцать первом веке, предусматривающую введение образовательных программ для изучения истории, с целью устранения предубеждений. А также для того, чтобы акцентировать внимание на положительной составляющей взаимного влияния различных стран, конфессий и идеологий в процессе исторического развития.
Упомянутые вопросы представляются актуальными и для России в том числе, исходя из позиции, что в наши дни невероятную угрозу для нашего государства представляет собой манипуляторское влияние радикальных СМИ и политических сообществ на неокрепшее сознание молодого поколения, действующее через сомнительное толкование истории нашего Отечества.
Для молодых людей, находящихся на самом пике состояния, позволяющего превосходно впитывать информацию, но совершенно не представляющего возможным ее фильтровать и критически анализировать; дети, чье сознание представляет собой чистый лист для формирования позиции относительно вектора развития государства, его истории и возможных вариаций развития, самоидентифицируется в отношении прочих национальностей и народов, накапливает историческую память, являющую собой конструкт коллективного творчества, навязывание конфронтационных исторических ценностей может стать фатальным....
Необходимо подчеркнуть, что под фальсификацией истории следует, в первую очередь, понимать сознательное искажение исторических аргументов и источников. Вместе с тем эта «узкая» трактовка фальсификации истории как сознательного искажения образа исторической реальности не отражает сложности феномена. Более явно к понимаю данного феномена, с нашей точки зрения, подводит его определение, как «исторического мифотворчества, целенаправленного использования мифологической традиции и её способности к обновлению и саморегуляции».
Подводя итог, отметим, что цель государственной политики в борьбе с угрозой национальной безопасности в виде попыток фальсификации фактов отечественной истории - эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории на разных уровнях формирования общественного сознания посредством вырабатывания и поддержания соответствующего дискурса в информационном поле государства, способствовать преодолению разрывов в коллективном сознании и таким образом - укреплению исторической субъектности российского государства. Сбережение исторической памяти, противодействие фальсификации фактов истории России является важным фактором обеспечения национальной безопасности в области образования. В данном контексте на государственном уровне назрела необходимость: придать работе по противодействию фальсификации истории деятельный и научно обоснованный характер с выработкой механизма выявления и предотвращения внедрения в научные теории, образовательные программы и учебные материалы деструктивных идей; обеспечить, чтобы преподаватель образовательной организации в условиях новой информационно образовательной среды обладал сформированной методологической культурой и компетентностью в области противостояния факторам, фальсифицирующим историческое знание.
Принципиально важно научиться отличать попытки фальсификации истории от конструирования исторических версий и оценок, которые являются нормальной практикой исторического исследования. При этом эти исследования и конструируемые ученым-исследователем версии могут существенно отличаться от доминирующей историографической традиции, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией. Следует подчеркнуть, что без свободы научного поиска в сфере теории и методологии исторического исследования историки не смогут выполнить стоящие перед ними задачи, что неизбежно приведет к снижению роли исторического опыта, деградации научно-исторического и историко-педагогического сообществ.
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в сознание обучающихся, необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Отметим, что эффективность исторического образования представляется возможным обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной образовательной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.
В процессе изучения школьного курса истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях....
1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 3-11.
2. Акулич, М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян / М. Акулич, Н. Дмитриева // Безопасность Евразии. 2004. - №2. - С. 395-412.
3. Багласарян В. Э. Геополитические проекты Второй мировой войны в актуальной повестке современной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 3. С. 151-174.
4. Безногова Е.А., Орлова Д.В. Искажение исторического сознания как механизм манипуляции // Бюллетень медицинских интернет- конференций. 2017. Т. 6. №1. С. 160.
5. Белозерцев, Е.П. Феномен «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №3. Том 6. С. 80-84.
6. Бочарников И. В. Политика "умиротворения" нацизма как фактор развязывания второй мировой войны (к 80-летию начала второй мировой войны) // Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 29-37.
7. Бочарников И. В. Политика "умиротворения" нацизма как фактор развязывания второй мировой войны (к 80-летию начала второй мировой войны) // Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 29-37.
8. Булавин А.В. Конструирование истории и формирование этнонациональной идеологии на постсоветском политическом пространстве // Центр и периферия. 2018. №2. С. 48-53.
9. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
10. Вусатюк О. А. Польша - поджигатель Второй мировой войны // Свободная мысль. 2019. № 4 (1676). С. 5-18.
11. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
12. Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций М. : Просвещение, 2017.
13. Вяземский Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). - М., 2010. - с. 13-34.
14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: Пособие для учителей истории. 2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://books.snezhny.com/book/452598/ (дата обращения: 14.04.2021).
15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: Пособие для учителей общеобразовательных школ. 2012. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.livelib.ru/book/1000613396-uroki-istorii-dumaem-sporim-razmyshlyaem-o-yu-strelova/ (дата обращения: 14.04.2021)....(89)