Введение 3
Глава 1. Потенциал визуального программирования в формировании интереса к программированию у школьников 7
1.1. Место программирования в системе школьного и дополнительного
образования детей 7
1.2. Возможности Scratch в обучении первым представлениям
о программировании 17
Глава 2. Курс «Создание web-квестов в среде Scratch» в системе дополнительного образования школьников 5-7 классов 27
2.1. Программа курса «Создание web-квестов в среде Scratch» 27
2.2. Апробация курса «Создание web-квестов в среде Scratch» 35
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 54
В условиях быстрого развития цифровых технологий и компьютерных наук обучение программированию является популярным направлением в сфере образования на любых уровнях. Программирование не только является ключевым навыком для будущих профессионалов в области информационных технологий, но также способствует развитию логического, вычислительного мышления, креативности и аналитических навыков у обучающихся. В связи с этим разделу программирования уделено немало внимания в школьном курсе информатики. Современное образование ставит перед собой задачу не только обучить школьников программированию, но и привить их интерес к данной дисциплине. При этом начало освоения алгоритмизации и программирования необходимо поддерживать визуальной составляющей, понятной и близкой современному цифровому поколению.
Однако, существующие подходы к обучению основам алгоритмизации и программирования, например, с использованием среды Кумир, имеют свои недостатки. Несоответствие визуализации современным тенденциям разработки приложений и отсутствие возможности развивать творческое мышление обучающихся приводит к потере интереса к программированию. Некоторые школьники могут считать Кумир сложным для понимания из-за его особенностей и специфики. Поэтому они и не хотят изучать программирование далее. Высокий уровень абстракции и формализации приводит к слабому пониманию предмета, требующего много усилий и времени для погружения в данную область. На первых этапах изучения программирования школьники из-за нехватки знаний не видят пользы от изучения программирования, связи между этим предметом и своими интересами, что приводит к потере мотивации к изучению данного раздела школьного курса информатики. Таким образом, проблема исследования заключается в неготовности школьников к изучению программирования (в том числе основ) в рамках основной программы, что связано с высоким уровнем абстракции самого языка, требующего определенного типа мышления.
Для решения этой проблемы Л.Л. Босова в своих исследованиях предлагает использовать визуальную среду Scratch как блочный язык программирования, который предназначен для обучения детей и подростков основам программирования. Она отмечает, что Scratch позволяет создавать интерактивные проекты, игры, анимации и другие приложения, используя графический интерфейс и блоки команд.
Многие авторы курсов визуального программирования также подчеркивает, что Scratch способствует развитию логического мышления, креативности и умения решать задачи. Благодаря интуитивному интерфейсу и доступности Scratch стал популярным инструментом для обучения информатике в школах и внеурочных занятиях.
В. Е. Евдокимова, А. А. Черепанова используют Scratch для начального ознакомления школьников с программированием. В их работе освещаются основные возможности и особенности среды программирования Scratch для эффективного использования её на начальном этапе обучения программированию .
Однако большой объем материала, ориентация на получение различных небольших проектов на каждом занятии не дают полного понимания возможностей визуального программирования для реализации полноценных работ, пригодных для применения в реальной жизни. Для успешной реализации курса обучения визуальному программированию, необходимо создавать короткие курсы с поэтапной работой над одним проектом. Итоговый проект, над которым школьники работали не одно занятие, будет мотивировать к дальнейшему обучению и самообразованию в данной сфере.
Организация курса должна быть ориентирована на постепенное повышение мотивации учеников к освоению материала как в самом Scratch, так и при переходе на более сложные языки программирования. Важно создать структурированный план обучения, который будет пошагово вводить учеников в мир программирования и помогать им развивать навыки и интерес к этой области. Здесь вызывает интерес разработка web-квестов, как реализация знакомого игрового формата, позволяющего проявить свой творческий потенциал.
Таким образом, цель исследования заключается в анализе возможностей визуального программирования в среде Scratch в обучении первым представлениям о программировании и разработке курса «Создание web-квестов в среде Scratch» как средство формирования интереса к программированию у обучающихся 5-7 классов.
...
В заключении можно сказать, что цель исследования, которая заключается в анализе возможностей визуального программирования в среде Scratch в обучении первым представлениям о программировании и разработке курса «Создание web-квестов в среде Scratch» как средство формирования интереса к программированию у обучающихся 5-7 классов была достигнута.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
1) Проведён анализ содержания раздела программирования в системе подготовки школьников и выявлены возможности Scratch в обучении первым представлениям о программировании.
2) Разработана программа курса «Создание web-квестов в среде Scratch», обеспеченная электронной поддержкой обучения основам программирования с учетом возрастных особенностей учащихся и образовательных целей.
3) Проведена апробация разработанного курса среди школьников 5 класса для оценки результативности обучения и уровня сформированности интереса к программированию.
Апробация курса среди обучающихся пятых классов Элитовской СОШ (п. Элита, Емельяновский район, Красноярскмй край) показал эффективность курса в повышении интереса к изучению программирования и получения первым представлениям в области программирования. Поученные проекты в ходе обучения были высоко оценены педагогами школы и родителями обучающихся. Школьники выразили желание в продолжении обучения программированию в среде Scratch.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в рамках очного и дистанционного обучения основам программирования при реализации дополнительного образования, а также в рамках проекта вовлечения школьников в научно-техническое творчество.
На данный момент курс «Создание web-квестов в среде Scratch» продолжает реализовываться через Навигатор дополнительного образования Красноярского края. Разработанный онлайн курс позволяет реализовывать его дистанционно вне зависимости от места жительства обучающихся.
1. Айдашов А. Т. Разработка онлайн-курса по scratch
программированию для школьников младших классов / А. Т. Айдашов // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Ишим, 18-19 февраля 2021 года / Отв. редактор Л.В. Козуб. - Ишим: филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" в г. Ишиме, 2021. - С. 21-22.
2. Алейникова, Т. Г. SCRATCH-программирование - инструмент развития вычислительного мышления: примеры решения задач в среде Scratch / Т. Г. Алейникова, А. И. Шербах // . - 2019. - № 3. - С. 15-19.
3. Арарат-Исаева, М. С. Повышение эффективности обучения информатике учащихся младшей школы с помощью инструментов игровых технологий / М. С. Арарат-Исаева // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2022. - № 2(60). - С. 30-37.
4. Байдикова, М. П. Использование web-квестов при работе с младшими школьниками / М. П. Байдикова, А. А. Северова // Рефлексия. - 2022. - № 2. - С. 48-50.
5. Бархатова Д.А., Белошапкина А.Е. Курс «Создание web-квестов в
среде Scratch». [Электронный ресурс] URL:
https://e1.kspu.ru/course/view.php?id=327 (дата обращения: 03.04.2024)
6. Босова Л. Л. Scratch-программирование [Электронный ресурс]
URL: https: //bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/scratch.php (дата
обращения 23.03.2024)
7. Воробьева Н. А. Развитие алгоритмического мышления у учащихся начальной школы с использованием системно-ориентированной среды программирования Scratch // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2023. С. 16-18.
8. Гокинаева, Т. Ю. Web-квест как эффективный метод организации образовательного пространства / Т. Ю. Гокинаева, Т. Т. Гудиева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 6-2. - С. 28-29.
9. Евдокимова В. Е., Черепанова А. А. Использование среды программирования SCRATCH на уроках информатики в начальных классах // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. С. 62-63.
10. Емалетдинова Г. Э., Цилицкий В. С., Шершукова Н. В., Калимуллин Д., Виноградова И. В. Геймификация как метод обучения: особенности и возможности // Московский экономический журнал. №3. 2022. С. 706-707.
11. Ефимьева И. В. Определение уровня мотивации при обучении
математики [Электронный ресурс] URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-urovnja-motivaci-pri-obucheni- matematiki.html (дата обращения: 03.04.2024)
12. Кириллова Г. М. Разработка дистанционного курса по среде программирования "Scratch" / Г. М. Кириллова, А. А. Бельчусов // Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики : сборник научных статей. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. - С. 142-147.
13. Круглякова Д. А. Пропедевтика программирования с использованием среды Scratch. 2024. С. 530-533.
14. Крылов, К. Д. Обучение языкам программирования как актуальная задача развития современного школьника в условиях цифровизации / К. Д. Крылов // Ratio et Natura. - 2021. - № 1(3).
15. Мороз О. В. Особенности организации курсов для учащихся средней школы по программированию с использованием среды SCRATCH 2.0 / О. В. Мороз, А. А. Косярский // Школьные технологии. - 2019. - № 2. - С. 76-85.
16. Морозова Н. М., Лец С. М. Визуальное программирование // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2022. С. 244-246.
... всего 37 источников