ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1. Понятие коммуникативные умения в педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 34
2.3. Система педагогической работы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 39
2.4. Оценка эффективности педагогической работы по развитию
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проблема развития коммуникативных умений ребенка становится особо актуальной на современном этапе. Данная проблема явилась предметом изучения отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А.
Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А.Б. Добрович, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Ф. Хопкинса и др.
Подчеркивается, что развитие коммуникативных умений - основа социализации ребенка. Однако анализ психолого-педагогических исследований показал, что в сложившейся образовательной практике до сих пор проблема развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста глубоко и качественно не исследуется, что приводит к отсутствию системы целенаправленного развития данного вида компетенции, также отмечается дефицит технологий, способствующих эффективному развитию коммуникативных умений дошкольников.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной представленностью в практике дошкольного образования эффективных способов ее развития.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему, связанную с необходимостью обоснования эффективных способов развития коммуникативных умений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного возраста, дающая большие возможности развития детской коммуникации.
Согласно требованиям ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации
межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Игра является одной из ведущих форм деятельности ребенка. Через игру происходит социально-коммуникативное развитие дошкольника. Важным элементом любой игры является общение. Она дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой взрослой жизни. В которой дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающим. У детей 6-7 лет значительно расширяется игровой опыт. В игре происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями, чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности - речевой, познавательной, художественно
продуктивной и др.
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: обосновать и реализовать педагогические условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
...
Актуальность данного исследования заключается в том, что дети именно в период дошкольного возраста получают платформу для своего нравственного, духовного и умственного развития. Не получив сформированные умения (в том числе, коммуникативные), ребенок может не найти контакт при общении с друзьями и родителями. Таким образом, он не сможет быть полноценно развитым со всех сторон.
В ходе проведенного исследования мы разработали и реализовали систему педагогической работы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством сюжетно-ролевой игры.
Нами были реализованы следующие задачи исследования:
1. Проведен анализ научной литературы по заданной теме: изучено понятие «коммуникативные умения»; охарактеризованы коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста; мы рассмотрели сюжетноролевую игру как средство развития коммуникативных умений детей.
2. Определены методы диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем выявлены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработан и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучена эффективность проведенной работы.
Мы доказали что, развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно, если:
-с детьми организуются сюжетно-ролевые игры разнообразной тематики;
-при организации сюжетно-ролевых игр используются приемы, активизирующие коммуникативные умения детей;
-к работе по развитию коммуникативных умений детей посредством сюжетно-ролевой игры привлечены родители.
Дошкольный возраст - это особое время для формирования личностных качеств ребенка. На данном периоде происходит развитие в понимании детей окружающего мира, а также энергичное развитие как физическое, так и психическое. Одной из основополагающих сторон такого развития является строительство навыков коммуникации.
Было определено, что для старшего дошкольного возраста характерными являются такие коммуникативные умения: активизация процесса общения; способность ориентироваться в собеседниках и условиях общения; возможность сопоставлять вербальные и невербальные коммуникации, координировать свои действия, точки зрения; способность на доверие, поддержку и помощь собеседникам; возможность оценки итогов общения; умение донести свои чувства, потребности, интересы и настроение до собеседника; возможность проявления сочувствия, открытости, чуткости к партнеру в общении; оценка эмоций и поведения.
По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью.
Перед педагогами до школьного образования стоит огромная задача - правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
...
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии.
1. № 4. 178 с.
2. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург, 2004. 164 с.
3. Артёмкина Т.Е. Авторская методика экспертной оценки сформированности коммуникативных умений младших школьников // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2014. № 5-2 (44). С. 171-176.
4. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 85-97.
5. Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Уфа: Лето, 2019. 156 с.
6. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С.74-85
7. Баряева Л.Б. Учим детей, общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 144 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Москва, 2009. 398 с.
9. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить: Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2018. 202 с.
10. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2011. 96 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. 208 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический Проект, 2005. 98 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.
14. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии, 2018. №3. С. 17-26.
15. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 420 с.
... всего 59 истчоников